1 слайд
Тема урока:
Мир, созданный трудом
Разработала: Мирзаева Зульфия
Жангировна учитель русского языка и
литературы
2 слайд
* - Добрый день, ребята!
Если день начинать с улыбки, то
говорят, что он пройдёт удачно.
Давайте сегодняшнее занятие начнем
с улыбки и подарим тепло наших
сердец.
3 слайд
* Актуализация знаний
Мозговой штурм
1.Какие члены предложения входят в
грамматическую основу предложения?
2.Что обозначает подлежащее?
3.Какие способы выражения
подлежащего вы узнали? Назовите их.
Приведите примеры.
4 слайд
Задание: «Какое утверждение верно?»
1. В предложении подлежащее выражено прилагательным.
1) И вот конец великому испытанию.
2) Шумно и дружно запели ручьи.
3) Ложное не может быть красивым.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
2. В предложении подлежащее выражено числительным.
1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3) Второй пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.
3. В предложении подлежащее выражено неопределённой формой глагола.
1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека – как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя.
4. В предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием.
1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?
5. В предложении отсутствует подлежащее.
1) Я часто думаю о будущем.
2) Наши уходили всё дальше и дальше.
3) Мне часто приходится оставаться одному.
4) Мы с тобой должны что-нибудь придумать.
5 слайд
Упражнение 12.Прочитайте. Какое впечатление произвело на вас
стихотворение? Что особенно запомнилось? Объясните смысл этого
стихотворения. Сформулируйте его основную мысль. Запишите слова, названия
профессий, данные в рамках. Чем занимаются представители этих профессий?
Глава о том, как надо обращаться с ремесленниками
Пусть славится ремесленный народ!
Богатство он руками создаёт.
К себе приблизь искусных мастеров,
Тебе не обойтись без их трудов.
Гончар и ткач, сапожник и седельник,
Ковач, пирожник, оружейник, мельник,
Припомни сам – мне всех не перечесть,
– Кто там ещё в сословье этом есть.
Богатства те, что видим мы вокруг,
– Всё это дело их искусных рук. (Ю. Баласагуни)
6 слайд
Соотнесите слово и его значение(упр.13)
1 Гончар А То же, что кузнец
2 Ткач Б Работник на мельнице, мукомол
3 Седельник В Мастер, изготовляющий глиняную посуду
4 Ковач Г Тот, кто занимается изготовлением
изделий ручным трудом
5 Мельник Д Рабочий, занимающийся изготовлением
ткани на ткацком станке
6 Сословие Е Умелый, хорошо знающий своё дело
7 Ремесленник Ж Мастер, изготовляющий сёдла
8 Искусный З Группа лиц, объединённых
профессиональными интересами
7 слайд
Работа с теоретическим материалом «Способы выражения
подлежащего». Вспомните ,какие члены предложения входят в
грамматическую основу предложения? Что обозначает
подлежащее?
8 слайд
* Способы выражения подлежащего
Способ выражения Примеры
Существительное в И. п. Вверху летит ласточка.
Местоимение в И. п. Он плетёт свою паутину.
Числительное в И. п. Двенадцать делится на шесть.
Прилагательное или причастие в
значении существительного Взрослые иногда не понимают детей.
Вошедший привлёк всеобщее внимание.
Неопределённая форма глагола Курить – здоровью вредить.
Наречие Очевидно не значит верно.
Междометие Вдали послышалось « ку-ку ».
Неделимое словосочетание Прошло несколько дней .
9 слайд
(Г) Работа в группах. Лидерам групп
раздаются оценочные листы, они будут
записывать и оценивать членов группы.
1-группа 2-группа
1.упр.4.Спишите пословицы. Докажите, что
выделенные подлежащие выражены прилагательным в
значении существительного. Объясните смысл
пословиц.
2.упр.9. Спишите, подчеркивая подлежащие. Какой
частью речи они выражены.
3.упр.11. Прочитайте предложения. Назовите
произведения и их авторов. Спишите предложения с
подлежащим, выраженным: а) существительным в
и.п.; б) местоимением в и.п.; в) словосочетанием.
10 слайд
«Лингвистический тренинг» с.110.
Задание «Выбирай». Cоедините правильно, чтобы получились
пословицы.
1. Думай медленно не выкинешь.
2. Без труда не вынешь работай быстро.
3. Из песни слов и рыбку из пруда
11 слайд
Задание «Мозаика» Соберите предложения и
подчеркните грамматическую основу. Определите
способы выражения подлежащего.
1. утро, наступило, зимнее
2. учиться, любит, умный
3. музыку, люблю, классическую, я
4. первый, на, снег, падает, улице
12 слайд
Рефлексия «Оцени себя на уроке»
Урок Я на уроке Итог
1.Интересно
2.Скучно
3.Безразлично
1.Работал
2. Отдыхал
3. Помогал другим
1. Понял материал
2.Узнал больше,
чем знал
3. Не понял
13 слайд
* Домашнее задание: напишите эссе, раскрыв
смысл высказывания «Ничто в жизни не
достаётся без большого труда», соблюдая
особенности текста рассуждения.
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз