1 слайд
Тема урока:
ШАКАРИМ
КУДАЙБЕРДИЕВ
«ЧЕЛОВЕК ПОХОЖ
ПОРОЮ ТО НА ВОЛКА,
ТО НА СЫТЬ…»
« Кану я, но будут жить мои стихи,
молодые все запомнят до строки».
2 слайд
Цели урока:
5.1.1.1 понимать общее содержание сообщения продолжительностью не
более 2-3 минут, определяя тему текста;
5.3.6.1 анализировать содержание небольших произведений фольклора и
литературы, определяя тему и основную идею
5.2.3.1 соблюдать орфоэпические нормы
І. Организационный момент
Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите
голову, подарите друг другу улыбки. Я желаю вам
хорошей плодотворной работы на уроке.
3 слайд
В 1978 году впервые в Ленинграде (Санкт-
Петербург) были опубликованы стихотворения
Шакарима на русский язык в сборнике «Поэты
Казахстана. Из 14 стихотворений Ш.
Кудайбердиева, вошедших в сборник, 10
переведены известными переводчиками
Всеволодом Рождественским, 4 – Владимиром
Цыбиным. Стихотворения «Адам немене» на
русский язык перевел В. Цыбин.
4 слайд
Что такое человек
...Это всё слова пустые так что ты не пустословь.
Мало их, в чьём сердце ныне справедливость и любовь.
Из пустых междоусобий, нет, не выйдет ничего.
Неужели вышибают глаз, чтобы подправить бровь?
И зашедшегося в плаче как ребёнка ты не бей,
Всё равно дитя не станет ни спокойней, ни умней.
Пёс - обжора ненасытный не побрезгует ничем,
Чтобы сгрызть от всех в сторонке груду брошенных
костей.
Человек похож порою то на волка, то на сыть,
И порой от человека зверя все же не отличить.
Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме.
Если сил на это хватит – должен ум ты подлечить.
Перевод В. Цыбина
5 слайд
Словарная работа
Сыть-1. то же, что : сытость (устаревшее)
2. то, что насыщает; еда, корм, пища
(устаревшее)
Ныне- в настоящее время, теперь.
Междоусобие- несогласие, раздор.
Работа с текстом
1. С чем/к ем автор сравнива е т человека?
2.В чем отличие человека?
6 слайд
Задание 1. Прочитайте последнее четверостишие текста и определите
тему:
Человек похож порою то на волка, то на сыть,
И порой от человека зверя все же не отличить.
Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме.
Если сил на это хватит – должен ум ты подлечить.
А) Человек - творение природы
В) Человек – разумное существо
С) Волк - творение природы
Задание 2. Выберите ключевые слова, которые отражают основную
идею текста:
разум, волк, сыть, отличие, человек, ум, похож, зверь
Задание 3. Сформулируйте основную мысль текста.
7 слайд
ШАКАРИМ СТРЕМИЛСЯ К ПОЗНАНИЮ ИСТИНЫ, ОН НЕПРЕРЫВНО ИСКАЛ
СПОСОБЫ, КАК СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ СЕБЯ И ДРУГИХ. ЕГО ВОЛНОВАЛИ И
ТРЕВОЖИЛИ ВОПРОСЫ О ТОМ, КАК ИСПРАВИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ПРИРОДУ, КАК
НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ В СОГЛАСИИ С СОБОЙ И ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. СТИХИ
ШАКАРИМА НЕСУТ В СЕБЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОИСКИ АВТОРА, ЕГО БЛАГИЕ
ПРИЗЫВЫ К ЛЮДЯМ ОСТАВАТЬСЯ РАЗУМНЫМИ, ВОЗРОЖДАТЬ В СЕБЕ
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, БЫТЬ ТВОРЦАМИ.
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз