1 слайд
Шакарим Кудайбердиев
«Человек похож порою то
на волка, то на сыть…»
(2 -й урок)
2 слайд
Цели:
5.3.7.1 извлекать необхо д им у ю
информаци ю п о п р е д л ож е нной теме
из р аз л и ч н ых источников;
5.2.1.1 в ла деть словарным запа с ом,
включающим синонимы,
антонимы, омонимы.
3 слайд
І. Организационный момент.
Приветствие.
Давайте улыбнемся друг другу.
Пусть сегодняшний урок принесет
нам всем радость общения. Сегодня
на уроке, ребята, вас ожидает много
интересных заданий, новых
открытий, а помощниками вам
будут: внимание, находчивость,
смекалка .
4 слайд
ІІ. 1.Проверка домашнего задания.
( Синквейн к слову «Разум» )
2.Блиц-опрос по пройденной теме
1. Из какого стихотворения строки
«Человек похож порою то на волка, то
на сыть…»?
2. К каком году оно написано?
3. Кто перевел его на русский язык?
4.Какова тема стихотворения?
5 слайд
ІІІ. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы продолжим изучение творчества
Шакарима Кудайбергенова.
Тема урока: Шакарим Кудайбердиев. «Человек
похож порою то на волка, то на сыть…»
Сегодня на уроке мы будем:
-извлекать из различных источников
информацию,
-находить в тексте синонимы и антонимы.
6 слайд
Эпиграф к уроку:
Основой для хорошей жизни человека
должны стать честный труд, совестливый
разум, искреннее сердце. Вот три качества,
которые должны властвовать над всем. Без
них не обрести в жизни мира и согласия.
7 слайд
Группа «Честный труд»
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1. О чем мечтал Шакарим?
2. О каких отрицательных качествах человека упоминается в тексте?
Задание 2 . Найдите в тексте синонимы (не менее 2-х пар)
Задание 3 . Найдите в тексте антонимы (не менее 2-х пар)Работа в группах
ТЕКСТ
В лирике Ш. Кудайбердиева находит отражение проблема взаимоотношений людей, их непрочность,
конфликтность. Поэт ценил в человеке честность, правдивость. Он писал о вечном противостоянии добра
и зла, правды и лжи:
Если, думая о людях, ты решишь, какой в том толк:
Этот, как лиса завистлив, этот злобен, словно волк.
Вот каков мир неприятный, мир насилья, мир вражды,
Стало быть, исчезли жалость, сострадание и долг?..
Может быть, таких понятий вообще нет на земле?
То, что есть они на свете, значит, лгали вам и мне?
Внешне выглядит пристойно образованный народ
До тех пор, пока тобою не изучен он вполне…
В своих произведениях поэт размышлял как о мироздании и Вселенной, так и о месте и назначении
человека на земле. Шакарим полагал, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в
знании, прежде всего в знании истины, которую можно увидеть глазами разума:
-Человек похож порою то на волка, то на сыть,
И порой от человека зверя все же не отличить.
Лишь в одном его отличье – в светлом разуме, в уме.
Если сил на это хватит – должен ум ты подлечить.
8 слайд
Группа «Совестливый разум»
Задание 1 . Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1.Какие науки изучал юный Шакарим?
2. Какими языками он свободно владел?
Задание 2 . Найдите в тексте синонимы к слов ам:
Тайна-
Увлекался-
Задание 3 . Найдите в тексте антонимы к словам:
Узок-
Мало- ТЕКСТ
Подражая Абаю, он много занимался самообразованием.
Круг его научных интересов был чрезвычайно широк – юноша
увлекался литературой, историей, философией, географией,
естественными науками, физикой, музыкой. Он свободно владел
арабским, персидским, турецким, русским языками. Позже
Шакарим напишет:
Я не знал в ученье лени –
Мне из тьмы сверкнуло солнце,
Стали мне понятны краски,
Запахи земли и звуки,
Пробудило меня рано
поэтическое слово.
Понял я, в чем тайна мира,
Мироздания основа…
Главным предметом философствования Шакарима является
человек, именно к нему сводятся духовные поиски и размышления
мыслителя. В каждом его стихотворении можно встретить искорку
истины. «Кану я, но будут жить мои стихи. Молодые все запомнят
до строки. Кто-то с верой примет это, кто-то нет. Нет, не каждому
стихи мои близки», – писал поэт.
9 слайд
Группа «Искреннее сердце»
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на
вопросы:
1. Что значит для Шакарима понятие
совесть ?
2. К чему Шакарим призывал людей?
Задание 2. Подберите синонимы к
выделенным словам
Задание 3. Подберите антонимы к
подчеркутым словам ТЕКСТ
Для Шакарима одним из главных понятий была совесть. Он
считал, что совесть — путь к Богу, это проявление предназначения
человека. В своих стихах Шакарим воспевал благородство и
осмеивал жадность, хитрость, лень.
Стихи Шакарима несут в себе нравственные поиски автора, его
благие призывы к людям оставаться разумными, возрождать в себе
человечность, быть творцами.
Человек похож порою то на волка, то на сыть,
И порой от человека зверя все же не отличить.
Лишь в одном его отличье — в светлом разуме, в уме.
Если сил на это хватит — должен ум ты подлечить.
Он верил, что слова обладают великой силой и своими строками
воспевал пользу науки, просвещения, искусства, поэзии. Обращаясь
к сородичам, он пишет:
Почтение к поэту – для народа честь.
Поэзия украшает жизнь, как и есть.
Пусть акинаком проникая в грудь,
Возвысит душу, поднимая до небес!
Поэзия в тебе совьет свое гнездо,
От грязи сердце очищая, как водой.
Степной простор от жажды утолив,
Пускай она течет божественной рекой.
10 слайд
7. Рефлексия «Закончи предложение».
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
У меня получилось…
Мне было трудно…
Мне показалось лёгким задание…
Мне показалось сложным задание …
Домашнее задание:
Написать эссе на тему «Главные качества человека»
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз