« ТРИЗ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ
Бабцова Любовь
Александровна,
ГККП Я/С№14 «Конжык»
г.Актобе
Воспитатель,
(87132)509705
Совершенствование речи детей
– развитие связной речи, речевого творчества, выразительности речи
- это главное направление в работе по развитию речи детей
дошкольного возраста во всех современных образовательных
программах.
Перед воспитателями стоит
много задач воспитания и развития, но основными являются по
развитию речи. Главное научить ребенка четко излагать свои мысли.
Особое значение в реализации этой задачи предается обогащению
лексики (словарного состава языка), не только количественного, но и
качественного; увеличение лексического запаса разными частями речи,
словами сходными по значению (синонимами) и противоположными
(антонимами).
Важнейшим этапом речевого
развития является усвоение грамматической системы языка:
-составление простых
распространенных предложений;
-умение контролировать свою
речь;
-составление связных
рассказов.
Самое главное вызвать у
детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности.
Прежде чем провести занятие следует продумать его цель и задачи в
соответствии с программой, уровнем подготовки детей. Одной из задач
проведение занятия с элементами ТРИЗ, является формирование таких
мышлений, как системность и диалектичность.
Под системностью мышления
подразумевается способность воспринимать любой предмет, проблему
всесторонне, во всем многообразии связей. Диалектичность мышления
способствует видеть в любых системах противоречие и решать
их.
Цель работы не просто
развивать фантазию и логическое мышление, а научить их мыслить
системно, и понимать суть происходящих процессов.
Основным средством работы
является поисковая деятельность.
Для эффективного и
результативного решения программных задач на занятии используются
такие приемы: МФО, мозговой штурм, системный оператор, синектика,
морфологический анализ, метод ассоциаций и гирлянд.
В группах необходимо создать
соответствующую среду, спокойную доброжелательную обстановку,
дидактические и развивающие игры, картинки, книги, которые
используются по темам.
Один из приемов, который
часто используется на занятии, это метод МФО (метод фокальных
объектов), когда рассматриваемый объект находится в фокусе. Этот
метод используется при составлении рассказов и рассматривании
предметов.
1.Придумать что - либо
новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального
объекта.
2.Познакомить детей с чем -
то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая
предметы с необычной стороны.
3.Составить рассказ или
сказку о рассматриваемом объекте, используя найденное
определение.
4.Проанализировать
художественное произведение или картину.
Правила работы.
а. Рассматривая или изменяя
какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем какой
либо предмет (или два, три) не имеющих отношение к
яблоку.
б.Можно выбрать любое слово
из книги, предложить карточки с картинками, расставить яркие
игрушки.
в. Предмет найден.
Предлагаем описать предмет, подбирая 5-10 определений. Например,
найденное слово ПИНГВИН. Записываем на доске найденное определение:
прыгающий, бегущий, летающий, плавающий, смеющийся,
заботливый.
г. Подобранное определение
подставляем к слову в фокусе, рассматриваем полученное
словосочетание: смеющееся яблоко, прыгающее яблоко, летающее
яблоко, летающее яблоко, заботливое яблоко.
д. После того, как найденное
словосочетание найдено необходимо придать яблоку нужное качество.
Для этого нужно «ввести» в него те элементы, которые ему не
свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.
Например,
«летающее яблоко» - нужны
крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой. Яблоко внутри
пустое, осталась одна кожура – оно легкое.
«бегущее яблоко» - у яблока
выросли ножки.
«смеющееся яблоко» - у него
должны быть рот и глаза. Но ведь и «летающее», «бегущее» и
«смеющееся» яблоки растут на дереве, их надо собирать. КАК? Только
притронулся к «смеющемуся» яблоку, оно так расхохоталось, что может
лопнуть от смеха. Ему сначала необходимо сказать что-то грустное, а
потом срывать. Или срывалка должна быть темная: яблоко решит, что
наступила ночь и заснет. С «летающими» и «прыгающими» яблоками
труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или
улетело. Как быть? Схватить за хвост (черенок), набросить сетку,
заранее привязать нитку и держать за нее. к дистанционному пульту,
нажмешь кнопку, и дверь закрылась, и вставать не надо.
СИСТЕМНЫЙ
ОПЕРАТОР –
основная цель научить детей мыслить системно. В системном операторе
проводится временное и пространственное отношение того или иного
объекта или природного явления с учетом возрастных особенностей
детей. В младших и средних группах брать одну часть системного
оператора во временном отношении «Волшебная дорожка».
Также можно использовать в
одном временном отрезке, в настоящем времени, но в
системах.
По этой модели дети
составляют рассказы, сочиняют сказки.