Материалдар / « ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ- Бабцова Любовь Александровна
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

« ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ- Бабцова Любовь Александровна

Материал туралы қысқаша түсінік
Самое главное вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Прежде чем провести занятие следует продумать его цель и задачи в соответствии с программой, уровнем подготовки детей. Одной из задач проведение занятия с элементами ТРИЗ, является формирование таких мышлений, как системность и диалектичность.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
06 Қараша 2022
171
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

« ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Бабцова Любовь Александровна,

ГККП Я/С№14 «Конжык» г.Актобе

Воспитатель, (87132)509705

Совершенствование речи детей – развитие связной речи, речевого творчества, выразительности речи - это главное направление в работе по развитию речи детей дошкольного возраста во всех современных образовательных программах.

Перед воспитателями стоит много задач воспитания и развития, но основными являются по развитию речи. Главное научить ребенка четко излагать свои мысли. Особое значение в реализации этой задачи предается обогащению лексики (словарного состава языка), не только количественного, но и качественного; увеличение лексического запаса разными частями речи, словами сходными по значению (синонимами) и противоположными (антонимами).

Важнейшим этапом речевого развития является усвоение грамматической системы языка:

-составление простых распространенных предложений;

-умение контролировать свою речь;

-составление связных рассказов.

Самое главное вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Прежде чем провести занятие следует продумать его цель и задачи в соответствии с программой, уровнем подготовки детей. Одной из задач проведение занятия с элементами ТРИЗ, является формирование таких мышлений, как системность и диалектичность.

Под системностью мышления подразумевается способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей. Диалектичность мышления способствует видеть в любых системах противоречие и решать их.

Цель работы не просто развивать фантазию и логическое мышление, а научить их мыслить системно, и понимать суть происходящих процессов.

Основным средством работы является поисковая деятельность.

Для эффективного и результативного решения программных задач на занятии используются такие приемы: МФО, мозговой штурм, системный оператор, синектика, морфологический анализ, метод ассоциаций и гирлянд.

В группах необходимо создать соответствующую среду, спокойную доброжелательную обстановку, дидактические и развивающие игры, картинки, книги, которые используются по темам.

Один из приемов, который часто используется на занятии, это метод МФО (метод фокальных объектов), когда рассматриваемый объект находится в фокусе. Этот метод используется при составлении рассказов и рассматривании предметов.

1.Придумать что - либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта.

2.Познакомить детей с чем - то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предметы с необычной стороны.

3.Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденное определение.

4.Проанализировать художественное произведение или картину.

Правила работы.

а. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем какой либо предмет (или два, три) не имеющих отношение к яблоку.

б.Можно выбрать любое слово из книги, предложить карточки с картинками, расставить яркие игрушки.

в. Предмет найден. Предлагаем описать предмет, подбирая 5-10 определений. Например, найденное слово ПИНГВИН. Записываем на доске найденное определение: прыгающий, бегущий, летающий, плавающий, смеющийся, заботливый.

г. Подобранное определение подставляем к слову в фокусе, рассматриваем полученное словосочетание: смеющееся яблоко, прыгающее яблоко, летающее яблоко, летающее яблоко, заботливое яблоко.

д. После того, как найденное словосочетание найдено необходимо придать яблоку нужное качество. Для этого нужно «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект. Например,

«летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой. Яблоко внутри пустое, осталась одна кожура – оно легкое.

«бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.

«смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза. Но ведь и «летающее», «бегущее» и «смеющееся» яблоки растут на дереве, их надо собирать. КАК? Только притронулся к «смеющемуся» яблоку, оно так расхохоталось, что может лопнуть от смеха. Ему сначала необходимо сказать что-то грустное, а потом срывать. Или срывалка должна быть темная: яблоко решит, что наступила ночь и заснет. С «летающими» и «прыгающими» яблоками труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело. Как быть? Схватить за хвост (черенок), набросить сетку, заранее привязать нитку и держать за нее. к дистанционному пульту, нажмешь кнопку, и дверь закрылась, и вставать не надо.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР – основная цель научить детей мыслить системно. В системном операторе проводится временное и пространственное отношение того или иного объекта или природного явления с учетом возрастных особенностей детей. В младших и средних группах брать одну часть системного оператора во временном отношении «Волшебная дорожка».

Также можно использовать в одном временном отрезке, в настоящем времени, но в системах.

По этой модели дети составляют рассказы, сочиняют сказки.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!