Материалдар / Ахмет Байтурсынов и музыкальное искусство.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ахмет Байтурсынов и музыкальное искусство.

Материал туралы қысқаша түсінік
Тема «Байтурсынов и музыка» позволяет лучше увидеть многогранность и универсальность личности Ахмета Байтурсынова. Однако эта сторона его жизни почти не исследована. Неоценим вклад великого просветителя в изучение песенного фольклора казахского народа. Этот вклад выразился, прежде всего, в поддержке, оказанной Байтурсыновым музыканту, этнографу, композитору Александру Затаевичу
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Ақпан 2022
376
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Столяренко Ольга Александровна

Зам директора по воспитательной работе

КГУ «Физико - математический лицей

отдела образования города Костаная»

Управления образования акимата Костанайской области



« Он - совесть, судьба эпохи» «Ол - ары, заман тағдыры».

Отрывок из газеты «Казах»: «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою музыку и литературу…».



Ахмет Байтурсынов и музыкальное искусство.

Ахмет Байтурсынов – поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. Тема «Ахмет Байтурсынов и музыкальное искусство» позволяет лучше увидеть многогранность личности Ахмета Байтурсынова. Однако эта сторона его жизни почти не исследована, хотя кое-что уже писалось. Поэтому сведения приходится собирать буквально по крупицам.

Обычно мало сведений, когда заходит речь об Ахмете Байтурсынове и о его отношении к музыкальной культуре, в первую очередь вспоминают о его вкладе в изучение песенного фольклора казахского народа. Этот вклад выразился, прежде всего, в поддержке, оказанной Байтурсыновым музыканту, этнографу, композитору Александру Затаевичу.

Тема «Байтурсынов и музыка» позволяет лучше увидеть многогранность и универсальность личности Ахмета Байтурсынова. Однако эта сторона его жизни почти не исследована.

Неоценим вклад великого просветителя в изучение песенного фольклора казахского народа. Этот вклад выразился, прежде всего, в поддержке, оказанной Байтурсыновым музыканту, этнографу, композитору Александру Затаевичу.

В Оренбурге Затаевич серьезно занимался сбором и изучением музыкального народного искусства Казахстана. Основные результаты его работы в этой области хорошо известны: запись более 2300 произведений музыкального фольклора Казахстана, публикация фундаментальных работ «1000 песен киргизского[казахского] народа» и «500 казахских песен и кюев».

В предисловии к первому изданию книги «1000 песен киргизского [казахского] народа» Александр Затаевич особо отметил несколько человек, способствовавших появлению этого труда. В их числе Ахмета Байтурсынова и Алихана Букейханова. Как писал Александр Затаевич, их высококомпетентными указаниями и пояснениями он много пользовался.

Знакомство Александра Затаевича и Ахмета Байтурсынова состоялось в самом Оренбурге, который в судьбе Байтурсынова имеет особое значение. Как известно, здесь он в 1891–1895 годах учился в Оренбургской киргизской (казахской) учительской семинарии. Затем в 1910–1917 годах находился в ссылке. Первые послереволюционные годы также провел в Оренбурге.

В 1919–1921 годах Ахмет Байтурсынов был наркомом просвещения и имел, как сейчас говорят, административный ресурс, чтобы содействовать не только Александру Затаевичу, но и вообще делу изучения национальной культуры. В те годы, когда Байтурсынов был наркомом, при наркомпросе был создан Академический центр с Обществом изучения Киргизского края, сыгравший большую роль в становлении филологии и музыкознания в Казахстане.

В комментариях Александра Затаевича в его книге «1000 песен казахского народа» содержатся ценные характеристики музыкальных способностей Ахмета Байтурсынова.

«Как любитель и знаток отечественной песни, прекрасный ее исполнитель и хороший домбрист, Байтурсунов по справедливости также очень высоко ценится своими соотечественниками. Со своей стороны, и я имел особенную возможность оценить эту сторону знаний и умения Ахмета Байтурсуновича, так как к моему настоящему труду он проявлял всегда высочайшее внимание, и не только сообщал мне систематически, по записям в книжке, все известные ему песни: тургайские, кустанайские, актюбинские, букеевские и каркаралинские , не только сыграл два превосходных кюя для домбры, но и вообще своими авторитетными указаниями и объяснениями в области казахской истории и этнографии быта много способствовал моей ориентировке среди массы собранного мной материала, за что я никогда не перестану ему быть особенно благодарным», — пишет Александр Затаевич.

В книге «1000 песен казахского народа» содержатся нотные записи 19 песен, сообщенных Байтурсыновым Затаевичу. Ко многим из них есть отдельные комментарии. Так о песне «Қара көз» автор пишет, что в байтурсыновской редакции она пользуется огромной популярностью. Лучшим доказательством музыкальной одаренности считается способность выучить и спеть эту действительно трудную вокальную пьесу, добавляет Затаевич. Известно, что Байтурсынов и Затаевич переписывались. Из авторского предисловия Затаевича к своей книге следует, что его переписка с Байтурсыновым была длительной.

О добрых отношениях между Ахметом Байтурсыновым и Александром Затаевичем свидетельствует и такой факт, о котором рассказала директор Дома-музея Ахмета Байтурсынова Райхан Имаханбет. На 50-летнем юбилее Байтурсынова, который отмечали в январе 1923 года в Оренбурге, в клубе имени Свердлова был и Александр Затаевич. И не просто был, а исполнял фортепьянные пьесы. Александр Затаевич две музыкальные пьесы посвятил Ахмету Байтурсынову. Это «Әйда, былпылым» и«Тепенкөк».

Но несколько песен Ахмет Байтурсынов написал, как известно, сам. Из общения с разными людьми, хорошо знакомыми с биографией Байтурсынова, можно было узнать, что известно как минимум шесть песен его авторства. Называют такие песни, как «Аққұм», «Шилi өзен», «Екi жирен», «Қарғаш», «Қараторғай».

Как пишет в книге «Честь и совесть нации» писатель Когабай Сарсекеев, ходит молва, что у Ахмета Байтурсынова были и другие песни. Но они канули в лету. В те годы, когда имя Ахмета Байтурсынова было опасно произносить, никому не приходило в голову запоминать байтурсыновские песни. Созданные Байтурсыновым песни долгие годы проходили в разных сборниках как народные, поскольку имя Байтурсынова советская цензура не пропускала. Внучатая племянница Ахмета Байтурсынова Меруерт Тыныбекова показала корреспонденту Азаттыка книгу «Народные песни Казахстана» под редакцией Бориса Ерзаковича, изданную в 1955 году. Из нее она выписала названия байтурсыновских песен, которые в этой книге приводятся, по ее мнению, как народные.

Во втором издании книги «1000 песен казахского народа» (1963), вышедшем до реабилитации Ахмета Байтурсынова, его имя уже везде вычеркнуто. Не упоминается Ахмет Байтурсынов по цензурным соображениям и в первом издании книги «500 казахских песен и кюев» Александра Затаевича, увидевшем свет в 1931 году, когда Байтурсынов находился в ссылке в Архангельской области.

Из беседы с профессором Айгуль Исмаковой корреспондент Азаттыка узнал, что Ахмет Байтурсынов был не только исполнителем песен, но и внес вклад в изучение теории песенной культуры. В газете «Қазақ», главным редактором которой он был, выходили его статьи о стилях исполнения кюев в Центральном, Южном и Западном Казахстане.

В одном из главных трудов Ахмета Байтурсынова «Теория литературы» есть разделы о теории казахской музыки, теории кюя, о народных песнях, о том, почему казахские песни отличаются от других. И всё это объясняется в контексте песен народов мира.

В сочинениях Ахмета Байтурсынова есть и размышления об уникальных исполнителях казахского песенного творчества Амре Кашаубаеве, Исе Байзакове.

Достоверно известно, что Ахмет Байтурсынов владел тремя музыкальными инструментами. Он играл не только на домбре, но и на скрипке, и на фортепьяно.

То, что он играл на скрипке, известно из воспоминаний Гульнар Дулатовой — дочери Миржакупа Дулатова. Она лично слушала его. В доме Ахмета Байтурсынова стояло черное пианино, что известно по свидетельству родни.

Однако ни один из музыкальных инструментов Ахмета Байтурсынова после его ареста не сохранился. И скрипка, и пианино свидетельствуют о том, что Байтурсынов увлекался не только народной казахской музыкой, но и классической. Самурат Какишев, основатель Фонда имени Ахмета Байтурсынова и Дома-музея Ахмета Байтурсынова в Алматы, вспоминал, что тот любил с семьей ходить в такие места, где звучала классическая музыка, и слушать ее.

На формирование музыкальной культуры человека большое значение оказывает среда обитания. Ахмет Байтурсынов подолгу жил в городах, где царила оживленная музыкальная жизнь. Взять тот же Оренбург. В этом городе еще в 1869 году был основан драматический театр, в репертуаре которого традиционно присутствовали музыкальные спектакли (опера, оперетта, водевиль). В 1881 году был создан симфонический оркестр Оренбургского казачьего войска, который нередко выступал на разного рода народных гуляниях. В начале 20-го века (еще до революции) в Оренбурге были три частные музыкальные школы. В атмосфере музыкальной культуры Оренбурга Ахмет Байтурсынов и мог приобщиться к классической музыке.

Когабай Сарсекеев пишет, что в Оренбурге, в период ссылки, Ахмет Байтурсынов большую часть времени проводил в библиотеке. Однако не исключено, что он хотя бы изредка ходил в театр на музыкальные постановки, слушал симфонический оркестр или даже брал частные уроки игры на скрипке или фортепьяно.

Возможно, дневниковые записи Ахмета Байтурсынова, которые, как полагают, хранятся в закрытых архивах бывшего КГБ, пролили бы больше света на тему «Байтурсынов и музыка».

Образец нот песен, сообщенных А. Байтурсыновым А. Затаевичу (экспозиция дома-музея Байтурсынова). Алматы, 3 сентября 2012 года.



Литература

1. Байтурсынов Ахмет// «Календарь дат и событий Костанайской области», Костанайская областная универсальная научная библиотека им. Л. Н. Толстого, Информационно-библиографический отдел, 2010, стр. 29 — 34

2. Сайбекова Н. Грамматологиялық парадигма: А.Байтұрсынұлы және қазақжазу үлгісінің қалыптасуы (казах.). — Алматы: Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университеті, 2020.

3. Атабек А. Ахмет Байтурсынов: «Читайте сердец наших знаки» / А. Атабек // Ленинская смена. - 1989. - 7 окт.

4. Кекильбаев А.Учитель, перед именем твоим: Выступление на торжественном заседании, посвященном 125-летию со дня рождения Ахмета Байтурсынова / А. Кекильбаев // Казахстанская правда.-1998.- 15 окт. (№ 193). - С.2 - 3.

5. "Казахи", девяти томный популярный справочник, том II, "Исторические личности

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!