АХМЕТ БАЙТУРСЫНОВ – ВОПРОСЫ
ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Ельжасов Ильяс
Болатханович
КГУ "Общеобразовательная школа
№16
отдела образования города
Костаная"
Управления образования
акимата
Костанайской
области.
Ахмет
Байтурсынов является один из ярких представителей интеллигенции
начала ХХ века. Его смелые суждения и творческие поиски внесли
весомый вклад в развитие общества. Ахмет Байтурсынов известен как
государственный и общественный деятель, просветитель, педагог,
поэт, публицист, ученый, реформатор, лингвист, патриот. Все свои
силы и жизнь он отдал за духовное обновление родного
народа: «Свой путь я выбрал
добровольно и однозначно – навсегда, и нет теперь дорог окольных –
смерть предпочтительней стыда!»
Наследие А. Байтурсынова
необъятное и широкомасштабное. Его жизнь, деятельность, охватывает
все сферы жизнедеятельности казахского народа. Он по праву феномен
ХХ века, поэтому вызывает искренний интерес у всех
казахстанцев. Ахмет Байтурсынов имел активную гражданскую
позицию по всем животрепещущим вопросам. Например, в дошедших до
нас крылатых словах, он смог передать свои мысли, идеи, раздумья и
беспокойство за судьбу казахского языка и казахского народа.
Например: «Бала бастауыш мектепте бар пәнді тек ана тілінде ғана
оқуы керек», «Тіл адамның адамдық белгісінің зоры, жұмсайтын
қаруының бірі», «Бізде тіліміз бұзылмай сақталуын тілесек,
ӛзгелерше әуелі ӛз тілімізбен оқытып, сонан сон басқаша оқыту
тиіс», и множество других.
Еще одним
подтверждением этому являются материалы известной Каркаралинской
петиции (июнь 1905 года). Где, говоря об актуальных проблемах
казахского народа в целом, он и выдающиеся деятели того периода,
писали об ограничении царским правительством возможности
поступления казахских детей в гимназии для получения высшего
образования, о необходимости выдачи им стипендии, открытии
пансионов при гимназиях. В качестве решения проблемы считали
необходимым: «допущение в аульных школах преподавание киргизской
грамоты, преподавание в этих школах на языке детей и обязательное
изучение государственного языка, восстановление упраздненных
интернатов и пансиона при Омской гимназии, а также открытие
пансиона для киргизских детей при Семипалатинской гимназии,
увеличение существующих стипендий для поступления в
профессиональные школы и высшие учебные
заведения».
В статье
«Обучение по-казахски» А.Байтурсынов, мечтавший видеть свой народ
образованным, пишет: «Каким бы богатством не обладал народ, не
стремящийся к образованию, через некоторое время его богатство
перейдет в руки более цивилизованных народов». И в то же время,
понимая, что время не стоит на месте, что грядут объединяющие
процессы в различных сферах общественно – политической, социально –
культурной, экономической жизни страны, призывал приобщаться к
культурным ценностям европейских народов, брать пример с них,
вкладывать деньги в образование, науку, издавать книги. «Народ,
впитавший в себя основы науки и практических знаний, будет умным,
богатым и сильным», писал А.Байтурсынов в начале 20 века, эти слова
не потеряли своей актуальности и в настоящее
время.
Особое
место среди богатейшего духовного наследия А. Байтурсынова занимают
исследования, посвященные проблемам языка и литературы, идеи по
модернизации казахского языка и письменности. Именно как
ученый-тюрколог он принимал участие в работе первого Всесоюзного
съезда тюркологов в г. Баку (1926 г.) где предложил систему
принципов перевода и внедрения международных терминов в казахский
язык. И это очень важно, так как языковые вопросы являются
ключевыми для решения стратегических задач государственного
масштаба. Также он основоположник казахского языкознания,
исследователь казахской устной литературы («23 жоқтау», «Ер
Сайын»). Реформатор казахской графики на основе арабской. И,
конечно же, Ахмет Байтурсынов автор первых учебников для обучения
на родном языке: «Оқу құралы», «Тіл құралы», «Әліпби», « Жаңа
әліппе», «Сауат ашқыш», «Мәдениет тарихы», «Әдебиет танытқыш» и
методического пособия «Баяншы». Его методические труды до сих пор
пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и
методики преподавания казахского языка.
Ахмет
Байтурсынов свою жизнь посвятил педагогической деятельности, в 1895
году работал учителем аульной, затем волостной школ. В 1909 году,
стал заведующим двухклассным русско-казахским училищем. В 1921–1928
годах работал в Казахском институте народного образования, где
читал лекции по казахскому языку и литературе, истории и культуре.
В 1928–1929 годах А. Байтурсынов – профессор Казахского
государственного университета. Он обращал внимание на значимость
получения высшего образования казахским народом и роли
университетов в жизни казахского общества. Он писал «силу и
богатство народа представляет сумма научных и практических знаний,
которыми он располагает», то постижение его «есть глубокая
жизненная потребность». Открытие университетов, по его мнению, дает
возможность, во-первых, учиться казахской молодежи и помочь своему
народу приобщаться к высшей культуре; во-вторых, достичь равенства
и справедливости, повышая культурное состояние – залог развития
любого народа.
Ахмета
Байтурсынова заслуженно называют Ұлттың Ұлы Ұстазы. Во всех своих
трудах, освещающих вопросы образования казахского народа, известный
педагог и просветитель, призывает стремиться к учебе, овладевать
знаниями, искусством. Объясняет необходимость духовного развития
личности, пропагандирует нравственность, честность, благородство и
указывает перспективы роста культурного состояния казахов. Он
горячо любил свой родной народ и верил в его незаурядные природные
способности, мечтал увидеть свою страну в числе цивилизованных
государств мира.
Изучая
мысли, идеи и суждения Ахмета Байтурсынова мы приходим к выводу о
необходимости дальнейшего изучения его разностороннего наследия,
так как оно по праву относится к части мировой культуры, и обязано
быть доступным всему человечеству.