Материалдар / Актуальность использования ИКТ на уроках русского языка
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Актуальность использования ИКТ на уроках русского языка

Материал туралы қысқаша түсінік
Актуальность использования ИКТ на уроках русского языка
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



Актуальность использования ИКТ на уроках русского языка

 

  1. Традиционные методы обучения, в большинстве своём репродуктивны, рассчитаны на запоминание и воспроизведение знаний. Они не способствуют глубокому усвоению учебных дисциплин, не эффективны в развитии мотивации обучения.

  2. Необходимы новые педагогические технологии, опирающиеся на элементарную среду обучающихся, развивающие познавательный интерес и формирующие интуитивный уровень понимания необходимости знания, его объективной ценности и личностной значимости.

  3. Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.

  4. Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.


Для использования ИКТ  учителю-словеснику необходимы:


  1. систематизация электрон­ных и сетевых ресурсов по русскому языку и прикладной лингвистике;

В результате учитель-словесник сможет ориентироваться в предметных средствах ИКТ, подбирать из них необходимое в соответствии с собствен­ным педагогическим стилем и особенностя­ми класса.

  1. овладение  методикой при­менения ИКТ на уроке русского языка и вне­урочных занятиях.

Учи­тель освоит основные способы использова­ния возможностей, предоставляемых ИКТ: сможет спланировать урок работы учеников с лингвистическими базами данных в интер­активном режиме, определить место мульти­медийной презентации в системе урока и т. п.

  1. формирование у учителя представления об информационных технологи­ях анализа, обработки и хранения речевых со­общений (устных и письменных), т. е. знаком­ство с конкретными технологиями, их ролью в прикладной лингвистике, их значением для |современного общества.

Знакомство с основными технологиями дает возможность изменить сам подход к текстовой информации и способам ее представления и обработки.

 В результате педагог научится самостоятельно формировать:

·         базы данных по ключевым темам тео­ретической части курса;

·         корпусы текстов для диктантов и из­ложений;

·         материалы для моделирования основных  коммуникативных  ситуаций и проектирования этапов освоения сложных правил.


Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:


Первое - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.

Второе - он представляет собой, собственно, технологозацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может быть обучающим, тренировочным и контролирующим.
 
  Одной из важнейших составляющих успешного обучения является
мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.


Цели:

  • повышение мотивации обучения

  • развития познавательной активности учащихся

  • стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Задачи:

  • воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;

  • вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;

  • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.


Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Одной из самых существенных черт любой технологии обучения является воспроизводимость ее обучающего цикла, т.е. возможность его повторения любым учителем. Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на 3 группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.


Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.


Направления использования компьютерных технологий позволяет учителю:

  • представлять учащимся информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;

  • контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;

  • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

  • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

  • мобилизовать внимание учащихся;

  • значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;

  • быть точным и объективным в оценке знаний;

  • печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

  • выходить в мировое информационное сообщество;

  • использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:



Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы «Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедия русской литературы» «Интерактивные проверочные работы по русскому языку. 5-6 классы», «Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник», «Как правильно говорить по-русски?», «Русский язык. 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материалы» и др; программа презентаций Power Point);


2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы, программы MS Office (Word, Power Point, Front Page, Microsoft Publisher);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).


Учителя русского языка знают, насколько сложно построить урок так, чтобы он был интересен, имел обратную связь, а самое главное, был результативен. Учебники, мел, доска, небогатый выбор наглядных пособий и иллюстративного материала – то, с чем работал учитель совсем недавно. С появлением в школе компьютеров возможности для использования дополнительных источников информации, новых способов подачи материала значительно расширились. Я использую в своей практике компьютер недавно, но могу сказать, что стало значительно интересней работать не только самой, но и детям. Они настолько быстро привыкли к тому, что практически на каждом уроке мы используем компьютер и мультимедийный проектор, что обычные, традиционные уроки вызывают у них легкое недоумение. Дети легче усваивают материал, который не только объясняет учитель, но и иллюстрирует его при помощи презентаций. Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков. (Приложение 1)


Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

Для ребенка компьютер  выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

При этом каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой. Соответственно, можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

В уроках с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие направления:

  • Представление визуальной информации (иллюстративный, наглядный материал: фотографии, портреты, иллюстрации, отрывки из фильмов, виртуальные экскурсии).

  • Представление интерактивного демонстрационного материала (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия, извлекаемые из энциклопедий, словарей, хрестоматий, из мультимедийных учебных изданий.

  • Тренажёр (Наличие разноуровневых тренировочных тестов по наиболее сложным разделам русской орфографии, например, таким, как «Правописание Н и НН в прилагательных, наречиях», «Правописание НЕ и НИ», «Правописание сложных слов», и др., а также программа «Фраза» позволяют каждому ученику индивидуально отрабатывать тот или иной вид орфограмм с целью устранения пробелов в знаниях).

  • Контроль за умениями и навыками учащихся. (Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и пробелы в знаниях обучающихся).

К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку следует отнести мультимедийные презентации Power Point.

Это приложение позволяет мне

1)самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное

пособие к уроку с минимальными временными затратами;

2) значительно сэкономить время на уроке;

3) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

4) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс,

5) учитывать индивидуальные особенности ребенка,

6) строить работу дифференцированно с учетом наличия ПК в классе (Приложение 2)


Объяснение нового материала происходит с демонстрацией слайдов с рисунками, графическими схемами предложений, примерами для иллюстрации нового материала, комментированием схем, таблиц. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды.

Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. В своей практике использую:

1. Плакат, или слайд — это аналог обычного плаката. Такой плакат может содержать определение, правило с иллюстрациями к ним, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотогра­фии), а также схемы, таблицы, тексты.

Как правило, изображение на слайде статично. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через проектор, хотя, конечно, можно пользоваться ими и при индивидуальной работе, а также распечатывать.

2. Интерактивный плакат, правило, схему - в презентациях этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздей­ствий пользователя. Здесь пояснение открывается щелчком мыши и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности интерак­тивных плакатов учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактив­ные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.

3. Гипертекстовый учебный модуль - это одна из нескольких страниц текста с внутренними ссы­лками, посвященных одной теме в рамках учебного курса. По большей части так представлены тематические словари и сло­варные статьи. Они помогут учащимся не только узнать значе­ние интересующего их слова, услышать его правильное произ­ношение, но и дадут навыки использования гипертекста и поиска информации.

4. Видеоролики (анимации), как правило, представляют собой небольшие (не более 5—7 минут) анимации, нарисован­ные в формате flash или составленные из последовательности синтезированных трехмерных изображений.

5. Интерактивные задания (тренажеры) - предполагают какую-либо деятельность «на заданную тему» непосредственно с объектами на экране — перетаскивание, кликание, расстановка и т.д., по заданным параметрам задания. Времени на выполнение или поиск р

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!