Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Аль- Фараби – великий философ Востока»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Пугачевский КШДС
Доклад
на тему: «Аль- Фараби – великий философ Востока»
Докладчик: учитель истории
Бакесова Р.К.
2020г
Аннотация. Работа посвященна великому ученому Востока- Аль-Фараби. Его знаменательному юбилею - 1150 летию. В данной работе отражена его научная, философская деятельность, которая актуальна в жизни и науке в настоящее время.
Аннотация. Осы жұмыс арналған Шығыстың ұлы ғалымына Абу- Насыр- Әл- Фарабиге және оның 1150 жыл мерейтойына. Онымен қатар осы жұмыста қарастырылған оның ғылыми, философиялық мәселелері, кәзіргі заманға дейін маңызды.
«Кто владеет настоящим-
Тот владеет прошлым,
Кто владеет прошлым-
Тот владеет будущим».
древний афоризм
Аль-Фараби родился в 870г в районе Фараба, у впадения р.Арысь в Сырдарью. Полное имя звучит: Абу-Наср Мухаммед Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан Ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Что означает, он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово «тархан».
В округе Фараб, в городке Восидж прошло его детство. На его развитие повлияло время, в котором он родился. Именно в этот период расширились торговые и культурные связи, что привело к расцвету науки, культуры, ремесел. В городе Отраре в то время распологалась крупная библиотека - Отрарская библиотека, знаменитая на Востоке, равная как Александрийская библиотека. Аль-Фараби считается одним из основателей легендарной библиотеки Отрара…
Стремясь удовлетворить свои разносторонние культурные запросы, аль-Фараби покидает родные места. Аль-Фараби направляется в города, насыщенная богатой интеллектуальной жизнью.Он побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата. Многое узнал, многое пережил и главное, многое переосмыслил. В пределах Арабского халифата и протекала большая часть жизни творчества Аль-Фараби. Аль- Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими языками, но не знал арабского. Он много времени уделял изучению языков и в этом достиг поразительных результатов: в конце жизни он владел 70 языками.
Аль-Фараби пополнил ряды учеников одного из популярного мыслителя и философа-наставника того времени Абу-Бишр Матта бен-Йунис. в Багдад в то время там работала школа переводчиков, где занимались переводами текстов Платона, Эвклида, Галена, Аристотеля. Один из знаменитых переводчиков христианин Абу Бишр Матта переводил на арабский язык сочинения античных мыслителей, Аль-Фараби обучался у него и считал самым главным своим наставником. Учитель комментировал трактаты Аристотеля, а ученик жадно и тщательно всё записывал за ним. У Абу Бишр Матты был прекрасный стиль преподавания, он давал очень тонкие комментарии к логическому наследию великого Аристотеля, умело сочетал простоту изложения с глубиной мысли. Все положительные качества и достоинства от своего наставника Аль-Фараби в точности усвоил и перенял, а спустя время намного превзошёл Абу Бишр Матту. Он превосходит своего учителя.
В период жизни в Багдаде Аль-Фараби совершает поездку г.Харран со специальной целью обучиться некоторым особым приемам логики у мыслителя-христьянина Йюханны бен-Хайлана, которыми тот прославился в мусульманском мире.Это второй его учитель, у которого он учился.
Вернувшись в Багдад Аль-Фараби углубляется в изучение наследия Аристотеля. Результатом различных изысканий Аль-Фараби явился трактат «О классификации наук», в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени.
-ученый
-мыслитель, мудрец
-2 учитель
- энциклопедист
- восточ.Аристотель -поэт -композитор -исполнитель-виртуоз -музыкант -переводчик-пропагандист науки -Мастер изготовления муз.инструментов
После далек. Он оставил около 200 трудов, затрагивающих основы почти всех отраслей раннего средневековья.
Идейное наследие Аль – Фараби необычайно высоко и разнообразно. Он изучал и сравнивал известные в то же время отрасли знаний: политику, психологию, этику, естествознание, эстетику т.д. Но на первом месте у него всегда стояли вопросы философии и особенно логики.
В 941 году он принял решение перебраться в Дамаск, где прожил остаток жизни. Здесь он занялся научной работой и наконец-то закончил «Трактат о добродетельном городе». Философ всё равно старался жить уединённо и закрыто, придворная жизнь его мало интересовала, редко он посещал светские мероприятия.В основном день его проходил в тенистом саду или на краю бассейна, где он писал либо вёл беседы со своими учениками
Умер он в возрасте 80 лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают, что молитву по нему читал сам правитель.
Аль-Фараби является одним из основоположников прогрессивной общественно-философской мысли на мусульманском Востоке, в том числе в Средней Азии и Казахстане, откуда вышли такие философы и ученые, как Ибн-Сина, аль-Бируни, Омар Хайям, Наср ад-Дин ат-Туси и др. Написал кроме чисто философских и логических сочинений, множество естественно-математических и натурфилософских работ. Оставил богатейшее научное наследие, которое оказало огромное влияние на последующее развитие науки, как на Востоке, так и на Западе. Изучение научного наследия этого мыслителя, определение его влияния на мировую науку и цивилизацию были и продолжают оставаться актуальными и сегодня
Наследие великого
философа
Труд мыслителя продолжили два его самых лучших
ученика – Ибрагим ибн Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в Багдаде. Они
комментировали труды наставника, а также трактаты философов Древней
Греции.
Аль-Фараби написал более 100 трудов по философии и естественным
наукам. Его наследие необычайно велико и разнообразно. Он изучал
все известные в то время отрасли знаний.
Труды Аль-Фараби
- «Слово о субстанции»
- «Существо вопросов»
- «Книга о законах»
- «Книга о постоянстве движения вселенной»
- «О смысле разума»
- «Книга о разуме юных»
- «Большая сокращенная книга по логике»
- «Книга введения в логику»
- «Книга доказательства»
- «Книга об условиях силлогизма»
- «Трактат о сущности души»
- «Слово о сновидениях»
-«Трактат о взглядах жителей добродетельного города»
- «Книга об определении и классификации наук»
- «Книга о смысле философии»
-«Книга о том, что нужно знать для изучения фиософии»
-«Примечания к философии»
Его интересовала теоритическая сторона, философская сторона этих произведений. Везде он искал философский смысл. В его деятельности ученья выделяют 2 этапа:
1.Изучение всех наук и философии. Его осмысливание, понять такой огромный мир, как философия.
2. Его труды и разработки, мощные по значению, которые характеризуют его как гения и об этом говорят исторические источники.
Его философские мысли носят глубокий смысл. Если мы утверждаем о том, что человек стал человеком благодаря труду, то несомненно и в словах ученого есть разумное утверждение: «Человек стал человеком благодаря разуму». Он подходит к этому с точки зрения философии. Очень много его философских утверждений очень актуальны на сегодняшний день. Вот несколько из них …
«Вся земля станет добродетельной,
Если народы будут помогать друг другу
Для достижения счастья»
Аль-Фараби
«Античные науки, это такие науки,
которые разделяются всеми народами и религиозными общинами
и которые приписываются философам и называются Философией»
«Правдивость по отношению к самому себе возникает только тогда,
Когда человек приписывает себе благие качества, добрые поступки,
Которые у него имеются. Когда человек приписывая себе что угодно,
Но не то, что ему присуще,
То это выробатывает в нем притворство»
Аль-Фараби
Всякая вещь является благом,
только когда она полезна
для достижения счастья.
Заключение
Я хочу сказать, научное наследие Аль-Фараби необычайно велико и разнообразно. В написанных им трактатах он развил все известные в то время отрасли знаний, обобщил достижения матеральной и духовной культуры своей эпохи, создал прогрессивную философскую систему.
Мукаш Бурабаев, философ
Он много писал о душе. Мы говорим о душе «Душа поет!», «Душа плачет!», «На душе плохо». Он писал о культуре. Мы пользуемся благами этой культуры, которые были созданы миллионы лет назад. Все это связано и находит свое место в нашем настоящем времени. Мы возвращаемся к прошлому!
Давайте вернемся к эпиграфу моей работы …
«Кто владеет настоящим-
Тот владеет прошлым,
Кто владеет прошлым-
Тот владеет будущим».