Тип урока: изучение и первичное закрепление новых
знаний.
Цель урока: сформулировать определение квадратного уравнения,
научить учащихся решать уравнения
вида х2 = а,
способствовать формированию получать информацию.
Оформление и
оборудование:
компьютер,
мультимедиапроектор
карточки-задания для работы в
парах
карточки с тестами для
саморефлексии
презентация (Приложение).
ХОД
УРОКА
1. Актуализация знаний
а)
Устно: вспомнить понятие арифметического квадратного
корня, формулы
б) Применяя эти формулы, решите примеры,
и вы отгадаете имя известного математика и астронома IX
века.
Ключ к решению: 1
– А, 2 – Д, 16 – И, 4 – Е, 5 – К,
6 – М, 8 – Н, 7 – П, 9 – Р, 10 – Т,
11 – Л, 12 – Ь, 13 – О, 14 – З, 18 –
Х.
Решение: Аль-Хорезми. Приложение. Слайд 2.
2. А теперь небольшая историческая справка об
этом человеке (рассказ ученика)
Аль-Хорезми (750 – 850). Полное имя – Абу
Абдаллах Мухаммад ибн Муса ал Хорезми – один из крупнейших ученых
(математик, астроном, историк, географ) средневековья. Приведенные
годы жизни условны. Родина Аль-Хорезми – Хорезм, обширная область
Средней Азии, которой соответствует теперешний Узбекистан. Он
известен тем, что написал основополагающий трактат по
алгебре, который был посвящен решению уравнений и ученый
рассматривал этот вопрос как самостоятельную науку. В книге
Аль-Хорезми шла речь о двух важнейших операциях, необходимых при
решении уравнений: переносе членов уравнения с одной стороны
равенства в другую и о приведении подобных членов уравнения. От
названия книги Ал-джабр произошло слово «алгебра». В книге
содержатся решения уравнений 1 и 2 степени. Аль-Хорезми приводил и
геометрические способы решения уравнений. Его книга пользовалась
большой популярностью, а в математике осталось и имя автора в
латинизированном виде: алгоритм. Это слово теперь означает систему
вычислений по определенным правилам. Аль-Хорезми впервые представил
алгебру как науку об общих методах решения уравнений, дал их
классификацию, что было очень существенно для «добуквенной»
алгебры.
Работа со слайдом
3. (Приложение)
2х
= 8,
3х2 = 6,
5х2 – 7х = 0,
х2 – 4х + 5 = 0,
3х – 6 = 5 + 4х.
Учитель: Какие уравнения относятся к уравнениям 1 и
2 степени? Учащиеся делают сравнительный анализ уравнений 1 и
2 степени.
Учитель: Уравнения 1 степени вы уже решать умеете, а вот
уравнения 2 степени еще нет. Теперь ваша очередь познакомиться с
ними. Сформулируем теперь тему урока? Учащиеся дают варианты
тем. Приложение. Слайд 4.
3. Изучение нового материала. Работа
со слайдом 5 (Приложение)
Учитель: На слайде записаны вопросы, на которые,
работая в парах, вы должны найти ответ в
учебнике.
Вопросы:
Какое уравнение называется
квадратным?
Как
называются числа а, b, с?
Приведите примеры квадратных
уравнений.
Работа с
классом. Учащиеся отвечают на поставленные
вопросы.
На слайде 6: Квадратным уравнением называется уравнение
вида ах2 + bх + с = 0, где а, b, с – заданные
числа, х –
неизвестное. (Записать определение в
тетрадь)
На слайде 7: ах2 + bх + с = 0, а – старший
коэффициент, b – второй
коэффициент, с – свободный
член. (Записать в тетрадь)
Вопросы по слайду:
– Существенно ли условие
а=/=0?
– Могут ли быть равными 0 другие
коэффициенты?
Учащиеся анализируют.
Привести два-три примера квадратных уравнений
на доске и в тетради
Работа со слайдом
8. Из приведенных уравнений указать
квадратные и назвать коэффициенты.
3х2 + 4х – 7 = 0
– 2х2 + 7х + 5 = 0
2х – 3 = 5
4х – 5х2 = 1 = 0
6х – 3 = 5х + 5
– х2 – х + 2 = 0
Работа со слайдом
9. С помощью указанных коэффициентов
составить квадратное уравнение.
1) а = 6, b = 7, с = – 1.
2) а = – 1, b = – 1, с = 3
3) а = 4, b = 6, с = – 2.
Работа со слайдом
10. Проверить полученные
уравнения.
1)
6х2 + 7х – 1 = 0
2) – х2 – х + 3 = 0
3) 4х2 + 6х – 2 = 0
Учитель: Разделите тетрадь на 3 части и решите 3
уравнения. Что значит решить
уравнения? (Найти корни, или доказать что их
нет).
Что значит найти корни? (Найти значение переменной, при которой
выполняется верное равенство).
Являются ли данные уравнения квадратными?
х2 =
81
х2 =
0 х2 = – 81
х = 9, х = –
9 х =
0
корней нет.
Учитель. Если рассмотреть уравнение в общем
виде х2 = а,
то от чего будет зависеть его
решение? (От а)
Попробуем сделать вывод:
Если а > 0, то уравнение имеет 2
корня х1 = , х2 = – .
(Привести пример решения геометрической задачи на применение
теоремы Пифагора. Почему в ответе записываем только один
корень?)
Если а = 0, то уравнение имеет один
корень, х = 0.
Если а < 0, то корней нет.
Приложение. Слайд 11. Записать в тетрадь.
4. Первичное закрепление. Работа с
учебником
№ 407
(устно)
№ 408 (1, 3, 5) – самостоятельно
№ 409 (1, 3, 5) показать на доске.
5. Рефлексия.
Решение теста с выбором ответа (проверить в
парах)
Тест:
1. х2 = 121
а) х = 11
б) х = –11
в) х = ±11
2. х2 – 144 = 0
а)
х =
б) х = ± 12
в) корней нет
3. х2 = – 9
а) х= ±
3
б) х = – 3
в) корней нет
4. х2 = 0
а) х = 0
б) х =
в) корней нет
5. х2 + 4 = 0
а)
корней нет
б) х = 2
в) х = ±2
6. Подведение итога урока. Домашнее
задание
.№
408 (2, 4, 6), № 409 (2, 4, 6), № 410 (2, 4) – группа
А.