1.Стратегия
«Мозговой штурм». Цель стратегии заключается
в введении и объяснении новых понятий, явлений, терминов с
использованием интенсивных методов и приемов
обучения. Учитель вводит в тему,
объясняя семантику ключевых понятий, рассказывает о том, какое
отражение в художественной литературе находит тема
науки.
Ключевые понятия
темы:
Наука —
сфера деятельности человека,
функцией которой является выработка и теоретическая систематизация
знаний о действительности.
Этика —
философская дисциплина,
предметом исследования которой являются мораль и
нравственность.
Литературная
фантастика — особое направление в
литературе, в его основе лежит описание мира, который не существует
в реальности. “Фантастика” от греческого слова “phantastike”, в
переводе — искусство
воображать.
Биография
Булгакова
Михаил
Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940) – русский писатель, драматург,
режиссер, один из лучших авторов первой половины ХХ века. Создатель
гениального романа «Мастер и
Маргарита».
Детство и
образование
Михаил Булгаков
родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной
академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель
получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909
году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На
втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне
Лаппе.
Врачебная
практика
Окончив в 1916
году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских
госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское
Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не
упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но
благодаря стараниям жены смог победить зависимость. Во время
гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный
врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной
России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не
смог покинуть страну с Добровольческой
армией.
Москва. Начало
творческого пути
В 1921 году
Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной
деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими
изданиями Москвы – «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в
заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич
вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли
А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев, Корней Чуковский,
Александр Блок. В 1924 году Булгаков развелся со своей первой
женой, и уже через год, в 1925 году, женилсяна Любови
Белозерской.
Зрелое
творчество
В 1924 – 1928
годах Булгаков создает самые известные свои произведения –
«Дьяволиада», «Собачье сердце», «Вьюга», «Роковые яйца», роман
«Белая гвардия» (1925), «Зойкина квартира», пьеса «Дни Турбиных»
(1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928). В 1926 году во
МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» — произведение поставили
по личному
указанию Сталина.
В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е.
Замятиным и Анной Ахматовой. Из-за острой критики революции в своих
произведениях (в частности, в драме «Дни Турбиных»), Михаила
Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова
перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в
театрах.
Последние
годы
В 1930 году
Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой
предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на
жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом
во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей,
председателями которого в разное время были Максим Горький, Алексей
Толстой, А. Фадеев. В 1931 году Булгаков расстается с Л.
Белозерской, и, в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой
был знаком уже несколько лет. Михаил Булгаков, биография которого
была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно
болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз
(болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался.
Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в
Москве.
Мастер и
Маргарита
«Мастер и
Маргарита» — самое главное произведение Михаила Булгакова, которое
он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой, и
работал над ним более десяти лет до самой смерти. Роман является
наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и
творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита»
не
публиковался
из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967
году.
Другие
варианты биографии
●
Вариант 2 более
сжатая для доклада или сообщения в
классе
Интересные факты
из жизни
●
В семье Булгакова
было семеро детей – три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич
был старшим ребенком.
●
Первым
произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который
Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем
возрасте.
●
Булгаков с ранних
лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из
самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в
восьмилетнем, возрасте был роман В. Гюго «Собор Парижской
Богоматери».
●
На выбор
Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его
родственников занимались
медициной.
●
Прототипом
профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя
Булгакова– врач-гинеколог Н. М.
Покровский.
2.Литературный
хронограф.
Комментированное чтение
биографической и аналитической статьи о жизни и творчестве М.А.
Булгакова, повести “Собачье сердце”. Произведения М. А. Булгакова
отличаются естественным переплетением в повествовании планов
реального и фантастического. Булгакова нельзя назвать
писателем-фантастом, но повесть “Собачье сердце”, безусловно,
относится к области научной фантастики. Фантастика для Булгакова,
научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь для него
важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности
и соотношение в человеке темного и светлого начала. Язык и стиль
повести выразителен и афористичен. Автор использует художественные
приемы иронии, пародии,
гротеска.
3.Структурно-смысловая хронологическая
таблица.
Составьте хронологическую
таблицу. Самостоятельно подберите дополнительные материалы, внесите
в таблицу.
4.Просмотр Буктрейлера к
произведению М.А.Булгакова «Собачье
сердце».
5Литературная
диаграмма. Стратегия «Карта
истории»Задание 86.
1
группа: Проанализируйте сюжет и
композицию повести. Какой художественный прием в основе композиции?
Найдите завязку, кульминацию, развитие действия, развязку, внесите
цитаты из текста в «карту
истории».
|