Материалдар / Ашық сабақ " Собачье сердце " 10 сынып
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Ашық сабақ " Собачье сердце " 10 сынып

Материал туралы қысқаша түсінік
Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
22 Қараша 2020
823
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Утверждаю:


Раздел: Наука и этика

Тема: М.А. Булгаков. “Собачье сердце”

Дата: 16.11.2020

Школа: Лицей

ФИО учителя: Жантасова А.К.

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.3.5 анализировать содержание художественных произведений, определяя роль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли;

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

понимать детально содержание текстов, соотнося детали с основной мыслью текста;

Большинство учащихся смогут:

анализировать содержание художественных произведений, определяя роль композиции и сюжета, изобразительно-выразительных средств, деталей в раскрытии основной мысли;

Некоторые учащиеся смогут: написать творческие работы (описания, повествования), используя знания из других предметных областей, взяв за основу один из афоризмов А. Булгакова.

Языковая цель

Полиязычие: наука, этика, фантастика

Основные термины и словосочетания: гротеск, сатира, ирония

Привитие ценностей

Воспитание интернационализма, толерантности, государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к Родине, русскому языку, литературе и культуре.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: мировая литература, казахский язык и литература, английский язык.

ИКТ

Использование интерактивной доски презентации, буктрейлер

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока


Организационный момент Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Комплимент» Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка и литературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя. Деление на группы.

Середина урока




1.Стратегия «Мозговой штурм». Цель стратегии заключается в введении и объяснении новых понятий, явлений, терминов с использованием интенсивных методов и приемов обучения. Учитель вводит в тему, объясняя семантику ключевых понятий, рассказывает о том, какое отражение в художественной литературе находит тема науки.


Ключевые понятия темы:

Наука сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.

Этика философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.

Литературная фантастика — особое направление в литературе, в его основе лежит описание мира, который не существует в реальности. “Фантастика” от греческого слова “phantastike”, в переводе — искусство воображать.

Биография Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 – 1940) – русский писатель, драматург, режиссер, один из лучших авторов первой половины ХХ века. Создатель гениального романа «Мастер и Маргарита».

Детство и образование

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.

Врачебная практика

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость. Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

Москва. Начало творческого пути

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы – «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев, Корней Чуковский, Александр Блок. В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой, и уже через год, в 1925 году, женилсяна Любови Белозерской.

Зрелое творчество

В 1924 – 1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения – «Дьяволиада», «Собачье сердце», «Вьюга», «Роковые яйца», роман «Белая гвардия» (1925), «Зойкина квартира», пьеса «Дни Турбиных» (1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928). В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» — произведение поставили по личному

указанию Сталина. В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и Анной Ахматовой. Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в драме «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах.

Последние годы

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький, Алексей Толстой, А. Фадеев. В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской, и, в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет. Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» — самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой, и работал над ним более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не

публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году.

Другие варианты биографии

Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты из жизни

В семье Булгакова было семеро детей – три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич был старшим ребенком.

Первым произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем возрасте.

Булгаков с ранних лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в восьмилетнем, возрасте был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

На выбор Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его родственников занимались медициной.

Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова– врач-гинеколог Н. М. Покровский.


2.Литературный хронограф. Комментированное чтение биографической и аналитической статьи о жизни и творчестве М.А. Булгакова, повести “Собачье сердце”. Произведения М. А. Булгакова отличаются естественным переплетением в повествовании планов реального и фантастического. Булгакова нельзя назвать писателем-фантастом, но повесть “Собачье сердце”, безусловно, относится к области научной фантастики. Фантастика для Булгакова, научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке темного и светлого начала. Язык и стиль повести выразителен и афористичен. Автор использует художественные приемы иронии, пародии, гротеска.

3.Структурно-смысловая хронологическая таблица. Составьте хронологическую таблицу. Самостоятельно подберите дополнительные материалы, внесите в таблицу.

4.Просмотр Буктрейлера к произведению М.А.Булгакова «Собачье сердце».

5Литературная диаграмма. Стратегия «Карта истории»Задание 86.

1 группа: Проанализируйте сюжет и композицию повести. Какой художественный прием в основе композиции? Найдите завязку, кульминацию, развитие действия, развязку, внесите цитаты из текста в «карту истории».

Конец урока



Дайте ответ на проблемный вопрос. Как вы думаете, имел ли право профессор Преображенский на научный эксперимент, описанный в повести? Сформулируйте вашу точку зрения, используя прием ПОПС- формулы:

Домашнее задание

Задание 84 стр.71 Напишите эссе-описание на тему «Чудеса современной медицины».

Рефлексия.



Стратегия «Стоп-вопрос». Цель стратегии заключается в формулировании и доказательстве точки зрения ученика по актуальному проблемному вопросу. Как вы думаете, в чем заключается смысл подзаголовка повести “Чудовищная история”? Аргументируйте свой ответ.





Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!