Ситуация1.Урок
немецкого языка в 5
классе.
Учитель просит тянущего руку ученика начать
чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем
сильнее.
Возникает заминка.
Учитель ждет некоторое время, наблюдая за
попытками мальчика
преодолеть первое слово, а затем начинает
кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей,
учительнице, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего,
вызовет родителей.
В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то
опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и
пытается читать дальше.
Оценка
Повышенный тон учителя всегда
недопустим, а в этой ситуации особенно, тем более что о заикании
этого ученика известно всем.
Прогнозирование
Этот ученик на уроках всегда
активен, но заикание, естественно, смущает его самого. Каждый раз,
когда он так «затягивает» ответ, он сам считает себя слегка
виноватым.
В
результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее
развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в
себе, перестанет работать на уроке.
Кроме того, так как в отношении него допущена
явная несправедливость, это скажется и на отношениях
учитель-ученик. Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и
чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот
стиль общения с их одноклассником как норму. Детям вообще
свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их
группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким
человеком, то в классе 7–8 может начаться настоящая
травля.
Решение
Если первое слово вызывает такие трудности, то
учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом
внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение
пойдет лучше.
Ситуация2.
В
классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться
над физически и психологически неразвитым
мальчиком.
Когда учитель вызывает его к
доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь
смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и
ставит 2.
Прогнозирование
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик,
нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него
разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником,
отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком,
озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что
имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не
догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм
и жестокость.
Решение
Чтобы создать гармонию отношений в классе в
данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика,
помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого
надо дать ученику специальное задание, например, творческое
задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес
всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его
дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе
не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с
разными ребятами, чтобы они лучше узнали
ученика-изгоя.
Ситуация3.
Учитель просит тянущего руку ученика начать
чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем
сильнее. Возникает заминка. Учитель ждет некоторое время, наблюдая
за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает
кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей,
учительнице, такая безалаберность надоела и она, скорее всего,
вызовет родителей.
В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то
опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и
пытается читать дальше.
Прогнозирование
Этот ученик на уроках всегда активен, но заикание,
естественно, смущает его самого. Каждый раз, когда он так
«затягивает» ответ, он сам считает себя слегка виноватым. В
результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс
неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на
уроке. Кроме того, так как в отношении него допущена явная
несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик.
Ребята из класса, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что
учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с
их одноклассником как норму. Детям вообще свойственно смеяться над
человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель
позволяет себе смеяться над таким человеком, то в классе 7–8 может
начаться настоящая травля.
Решение
Повышенный тон учителя всегда
недопустим, а в этой ситуации особенно, тем более что о заикании
этого ученика известно всем. Если первое слово вызывает такие
трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя
на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и
чтение пойдет лучше.