Материалдар / Авторская программа факультатива по этнокультуре "По следам предков"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Авторская программа факультатива по этнокультуре "По следам предков"

Материал туралы қысқаша түсінік
«Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание и принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики и этнопсихологии. Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, педагог обязан воспитывать их в духе национальных традиций» М.Жумабаев На современном этапе - изучение культуры своего народа, родного языка и своих традиций является основой государства. Авторская программа «По следам предков» (этнокультура казахского народа) имеет социально-педагогическую направленность с элементами краеведения и художественного творчества.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Сәуір 2022
412
2 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Школа-гимназия №13 «ЭКОС»

города Кокшетау







Иманова Б.Ж.

Авторская программа факультатива

«По следам предков»
















2022г.





Составитель: Иманова Б.Ж. - учитель казахского языка и литературы школы- гимназии №13 «ЭКОС» города Кокшетау

Авторская программа факультатива «По следам предков»

Из опыта работы учителя казахского языка и литературы ШГ №13 «ЭКОС»







Сборник состоит из программы факультатива, содержания программы, календарно-тематического планирования, разработок уроков, направленные на изучение казахского (родного) языка, обычаев и традиций, национального костюма, массовых детских игр, песенного и танцевального фольклора апробированные в практической деятельности педагогов.

Использование заданий предлагаемого пособия в учебной деятельности будет способствовать развитию и воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию казахского народа, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью, сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности казахского народа. Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей.




















Материал сборника рассмотрен экспертным Советом ШГ№13 «ЭКОС» и рекомендован к публикации. Протокол № 1 от 28.08.2021 г.

Иманова Б.Ж.


















Авторская программа факультатива

«По следам предков»
























28.08.2021г

020000, Казахстан, г. Кокшетау, ул. Ж. Саина 26а, ШГ №13 «ЭКОС»

Тел/факс 8 (7162)770726, e-mail: ekos13@mail.ru







Содержание



1. Введение 3

2.Пояснительная записка 5-6

3. Содержание программы 5

4. Перспективно-тематическое планирование 7-10

5.Разработки уроков к авторской программе факультатива

«По следам предков» 11- 51

6. Возможность внедрения 52

7. Список использованной литературы 53































Введение

«Ведущими факторами, определяющими цели,

задачи, содержание и принципы воспитания и

обучения, являются идеи этнопедагогики и

этнопсихологии. Так как дети каждой нации

будут жить и трудиться среди своего народа,

педагог обязан воспитывать их в духе

национальных традиций»

М.Жумабаев



На современном этапе - изучение культуры своего народа, родного языка и своих традиций является основой государства.

Благодаря данной программе казахстанский школьник будет узнавать о жизни казахского народа. Знание истории собственного народа разбудит в нем дух патриотизма, обновления, состязательности и победы. Использование терминов в игровой форме будет способствовать овладению родным языком. Ведь национальная культура, как и родной язык, входит в наше сознание с родительскими генами. Дух нации опирается на тысячелетние традиции, ценности и культуру, на язык, как часть самосознания народа.

Также обновленное содержание образования требует у учащихся приобщения к народной культуре, национальным традициям, празднествам, обрядности, языку и истории казахского народа, формирования национального образа жизни. Эта программа позволит учителю, совместно с учеником глубже соприкоснуться к традициям и обычаям своего народа и к связи других национальных культур, которые переплелись и глубоко укрепились на нашей земле.

Цель: создать условия для удовлетворения формирующихся и развивающихся культурно – образовательных запросов детей, родителей средствами этнокультурного аспекта на уроках казахского языка по ключевым направлениям программы.


3

Задачи:

  • развитие познавательного интереса к культуре, истории народа, истории своего города;

  • приобретение определенных знаний, умений, навыков поисковой работы по изучению традиций, материальной и духовной культуры казахского народа, малой родины;

  • формирование жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к Родному народу и в то же время осознавать себя гражданином многонациональной страны, формирование интереса к изучению традиций, обычаев, фольклора своего народа;

  • формирование уважения и терпимости к людям независимо от их расовой и национальной принадлежности;

  • развитие таких качеств, как эмоционально – положительное отношение к этнокультурному наследию, развитие умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества, воспитание духовности, патриотизма, толерантности.


















4

Пояснительная записка


Мы – раскинувшаяся на громадном

пространстве страна, нация, которая подвергается воздействию всех культур.

И мы можем использовать, если будем,

действовать по принципу: осваивать

чужое, не теряя своего.

О.Сулейменов


Авторская программа «По следам предков» (этнокультура казахского народа) имеет социально-педагогическую направленность с элементами краеведения и художественного творчества.

Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Тесно связана с работой ШГ №13 «ЭКОС», где реализуются элементы программы, и направлена на развитие и воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию казахского народа, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью, сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности казахского народа.

  Актуальность данной программы продиктована временем, которое, констатирует недостаточное владение родным языком детьми. Необходимость приучения к традициям, к укладу жизни казахской семьи, в которой всегда почитались старшие, воспитывалось глубокое уважение к человеку-труженику, хорошему семьянину, человеку, знающему свои корни, любящему свою родину. Формирование представления современных детей, обучающихся общеобразовательных школ о культуре казахского народа, истоках её самобытности весьма отрывочны и поверхностны. Это затрудняет формирование в сознании детей целостных представлений о традиционной культуре своего народа и глубины духовно- нравственной основы, присущих образу жизни наших предков.

Знакомство с культурой других народов идет уже с позиции изучения родной культуры. Исторический опыт показывает, что живет и развивается тот народ, который сплачивается вокруг своей культуры.

5

Отличительные особенности данной программы в том, что она позволяет организовать занятия, направленные на изучение казахского (родного) языка, обычаев и традиций, национального костюма, массовых детских игр, песенного и танцевального фольклора в нетрадиционном формате.

Настоящая программа предполагает деятельностный подход в её осуществлении. Дети, реализуя свой творческий потенциал, сотрудничают со старшим поколением.

По уровню освоения программа предназначена для общеобразовательных школ, она способствует формированию нравственных ценностей, коммуникабельности, развитию самостоятельности, инициативы.

Программа предназначена для обучающихся начальной школы – 3-4 классы. В начальной школе устное народное творчество, занятия музыкальным фольклором, народными танцами и игровой деятельностью очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности младших школьников. Огромная познавательная и нравственная роль краеведения, развитие народного песенного и танцевального, декоративно-прикладного творчества, способствуют интенсивному формированию психической деятельности подростков.

Программа рассчитана для учащихся 3 – 4 классов. Реализуется в объеме 34 ч (1ч в неделю) Программа реализуется в очной форме обучения.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 45 мин.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Включена групповая и коллективная формы организации учебной деятельности: участие в праздниках.

Программа «По следам предков» содержит обычаи, традиции, пословицы, загадки, песенки, стихи, инсценировки.

Исследовательские работы, нестандартные задания на развитие мышления школьника.
Задания и упражнения направлены на развитие внимания, памяти, воображения, мышления
.











6

Перспективно-тематическое планирование




Тема занятия


Целеполагание

Активные методы обучения

Выход

1

Вводное занятие Введение в этнокультуру

познакомиться с понятием этнокультура, с целью и задачами данной программы



І

Традиции, обычаи, обряды казахского народа




2-4

Традиции и обычаи, связанные с рождением ребенка.

Шілдехана, ат қою, бесікке салу, қырқынан шығару, тұсаукесу, сүндетке отырғызу, сүйінші, байғазы, шашу

познакомиться с традициями и обычаями, связанными с рождением ребенка


Репродуктивные методы обучения


578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!