Материалдар / «Бардовская песня и рок-поэзия Актюбинского региона: история движения и современное состояние авторской песни»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«Бардовская песня и рок-поэзия Актюбинского региона: история движения и современное состояние авторской песни»

Материал туралы қысқаша түсінік
Авторская песня как социокультурное явление получила широкое распространение в последней трети XX столетия. Интерес к ней был вызван, прежде всего, социальной неустроенностью советских граждан, которые стремились посредством бардовской, а чуть позже рок-поэзией, передать настроение, чувства, желания советских людей. Под бардовской песней понимается авторская музыка – песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Авторская песня как культурное явление 50-70-х годов XX века

Одним из интереснейших культурных явлений 50-70-х годов XX столетия в Советском Союзе стала авторская песня. Вопрос авторской песни изучен не до конца и не очень глубоко, поэтому, естественно, вызывает интерес литературоведов, исследователей, библиографов. Авторская песня и стала объектом нашего исследования. «Авторская песня, этот театр искренности, порожденный общественной потребностью как альтернатива театрализованности лжи, по праву осознается сегодня в ряду значительнейших процессов культурной жизни 50-70-х годов. Это было явление, в рамках которого поэзия в очередной раз доказала, что она – «пресволочнейшая штуковина, существует – «и ни в зуб ногой» и что пытаться управлять ею по меньшей мере неразумно, потому что она в принципе свободна – в наше время, как и во времена Державина и Гесиода» [3, 13].

Поэты, взявшие в руки гитары, составляли, естественно, лишь часть нашей поэзии и выражали более общую тенденцию ее развития. Пренебрегая установленным «порядком прохождения» рукописи к читателю, они давали пример свободного творческого поведения, который сам по себе действовал возбуждающе на людей, почувствовавших надежду освободиться от морока сталинщины. Несмотря на почтенный возраст, жанр авторской песни вплоть до сегодняшнего дня не избалован вниманием специалистов-исследователей. Своими корнями бардовская песня уходит в глубокую древность. С древних времен музыка играла большую роль не только в жизни славян, но и в жизне западных народов. Так в Западной Европе наблюдались ваганты (голиарды), менестрели, трубадуры, миннезингеры, шансонье… Но самое широкое распространение получили барды, музыкальное творчество которых уходит глубоко в историю. О любви славян к музыке и песням свидетельствуют многие исторические и литературные памятники. В этих документах отмечается необычная любовь славян к песням, недаром их называли «песнелюбцами». К истокам жанра авторской песни можно отнести «Слово о полку Игореве» (1187 г.). Его автор называет свое произведение то «словом», то «повестью», а своим предшественником считает певца и поэта Баяна. Русских певцов-дружинников, гусляров, украинских лирников также можно считать прародителями данного жанра. В образе Садко сказалось высокое воззрение на искусство, которому приписывалась магическая сила воздействия на людей и стихии природы. Современная авторская песня также привлекает внимание особой спецификой общения, искренностью высказываний, высокой поэзией.

В 15-16 веках рождается русская лирическая песня, которая «характеризуется усилением психологической выразительности, правдивым воплощением человеческих чувств. Певец свободно изливал в ней свои чувства, пел ее тогда, когда испытывал внутреннюю потребность. Современная авторская песня тоже результат внутреннего побуждения, желания поделиться с окружающими своими мыслями и чувствами» [4, 88].

Генетические корни авторской песни восходят к 18-19 векам, когда возникает и формируется демократический стиль городской песенной лирики. В народном быту достаточную известность приобретают песни служивого люда, солдат, матросов, песни городских мещан, фабричных рабочих, крестьян. Большое значение для музыкальной жизни России 19 века приобретают художественные кружки. Они способствовали расцвету городской бытовой песни и романса. Эпоха декабристов положила начало революционной песни в России. Особая роль принадлежало К. Рылееву и А. Бестужеву. Их песни носили остро сатирическое содержание. В XX веке сатирико-обличительное направление прослеживается в песнях А. Галича и В. Высоцкого. К предшественникам советских бардов можно отнести имена Дениса Давыдова, Аполлона Григорьева, Александра Вертинского или Беранже, Потье, Брехта.

История рока как культурного феномена XX столетия

Одним из значительных культурных явлений XX века, оказавшим влияние на несколько поколений поклонников, стала рок-музыка, под которой обычно понимается «эксцентрическая эстрадная музыка, насыщенная социально-драматической экспрессией, исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных инструментах, с участием голоса (голосов)» [22, 437]. Данное определение, которое мы находим в толковом словаре С.И. Ожегова, все же довольно поверхностно и не отражает главной сути рока как, прежде всего, молодежного музыкального направления, пронизанного духом протеста и пересмотра человеческих ценностей. «Рок – это целый мир, своеобразное мировоззрение, система взглядов, прежде всего, молодых людей. Рок как контркультура способствует поиску новых стилей жизни, выступая в качестве орудия преобразования мира» [23, 40].

«Рок-культура стала неотъемлемой чертой современной культуры. Рок-культура тесно соприкасается с молодежной субкультурой, а также – контркультурой – культурой «подполья», которая стремится стать культурой доминирующей. Время от времени это стремление реализуется. Существование рок-культуры – неизбежно. В ней общество находит выход своим эмоциям, желаниям, инстинктам – всему тому, что, помимо разума, составляет человеческое бытие» [24].

Рок, как культурное явление, родился раньше, в 1950-е годы XX века, чем термин, его обозначающий. Термин «рок-поэзия» появляется лишь в 1969 году в антологии «The Poetry Of Rock», а в Советском союзе термин стал употребляться еще позднее, с 1982 года, благодаря самиздату А. Троицкого «Ухо». С этого момента термин стал академически использоваться. Полуподпольный статус рок-музыки в 1960-е – 1980-е годы привлекал в ее ряды талантливых поэтов и музыкантов, желающих донести до слушателей порой запретные идеи. Если в западной субкультуре рок был прежде всего альтернативная музыка со словами, то в СССР слова рок-композиций играли ведущую роль, впрочем, как и в бардовской песне. История собственно рок-музыки начинается с 1950-х годов XX столетия. Рок-н-ролл и рокабили, первые рок-жанры, берут свое начало из блюза. Первые поджанры рока, фолк, скиффл, мюзик-холл, кантри, были близки народной музыке и эстраде. С роком проводились постоянные эксперименты: его пытались «скрестить» со многими видами как народной, так и эстрадной музыки. К таким музыкальным «гибридам» можно отнести соединение рока с джазом, латинской и индийской музыкой. Нужно заметить, что в 60-70-е годы прошлого столетия становятся популярными панк-рок и хард-рок, крупнейшие поджанры рок-музыки. Конец 70-х начало 80-х годов отмечается еще большим разнообразием рока. Это время зарождения таких жанров, как: альтернативный рок, дэт-метал, новая волна, хардкор, пост-панк, блэк-метал. К этому списку в 90-е годы добавляются брит-поп, гранж и др. Первоначально рок-музыка развивается в Великобритании и США. Среди зачинателей рока стоит отметить такие имена, как: Томми Стил, Билли Фьюри, Вилли Харрис, Клифф Ричард. В СССР она появляется в 60-70-х годах XX века, 80-е годы для советского рока становятся наивысшим пиком, но и позже рок продолжает развиваться и сосуществовать с другими музыкальными жанрами популярными в России. В 60-е годы наряду с рок-музыкой, которая транслировалась на телевидении, о которой говорилось в СМИ, развивается андерграундный рок, получивший термин «гаражный». Такие рок-группы, не имея других помещений для репетиций, собирались и играли в гаражах, записывали некачественные пластинки. «Не все представители гаражного рока ориентировались на жёсткую музыку, однако наиболее бескомпромиссные из них считаются первыми прото-панк-музыкантами. Многие из представителей гаражного рока не выпустили даже одного полноценного альбома, поэтому вышли и продолжают выходить серии сборников, посвящённые гаражу и включающие синглы, живые записи и другие раритеты; самые известные из них – Nuggets, Cover» [25].

Учитывая все вышесказанное, за рабочее можно принять определение рок-музыки, которое дается в «Большом энциклопедическом словаре»: «Рок-музыка (англ. Rock music от rock – качаться, трястись), тип современной поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг., ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой» [26].

«Рок-музыку исполняет рок-группа. Основные инструменты: электрогитара, бас гитара, ударные и вокалист. Ключевым инструментом является электрогитара, так как она создает большой драйв в музыке. В ней высоко ценится красивое и мелодичное гитарное соло» [27].

В наше время, конечно, многое изменилось, рок эволюционирует вслед за современными музыкальными тенденциями и пристрастиями. На сегодня известно более ста рок-направлений, поэтому любителям вполне возможно найти что-то себе по душе. Так, например, никого уже не удивляет исполнение рок-композиций в сопровождении симфонического оркестра. Следует отметить особую экспрессивность рок-музыки, которая присуща многим рок-направлениям в силу повышенной громкости, т.к. звучание исчисляется от 110 до 155 дБ (ср. динамика исполнения симфонического оркестра 85-115 дБ). Поспорить с рок-исполнением могут лишь музыкальные направления, применяющие электроакустическое звучание. Подобная экспрессия зачастую вызывает агрессию у слушателей, для которых текст композиции порой становится неважен. Так, композиция «Yesterday» группы «The Beatles», приводившая в экстаз фанатов, в художественном смысле не отличается особой глубиной и оригинальностью.

Я вчера

Огорчений и тревог не знал,

Вдруг все беды сразу повстречал.

Вот бы вчерашний день настал.

А сейчас

Я хожу все время сам не свой,

И сгустились тучи надо мной.

Нежданное вчера, постой!

(«Вчера», гр. «The Beatles»)

Мастерство рок-музыкантов, сильные партии соло на гитарах зачастую затмевали содержательную сторону, и поэтому незатейливые слова песен не вызывали нареканий. Любимые рок-исполнители, довольно вольно ведущие себя на сцене и «зомбирующие» публику, вызывали больший интерес, чем слова песен. Например, песни популярной рок-группы «Queen» не всегда отличаются глубоким содержанием художественных текстов. Так, известная песня «A Kind of Magic» при своем мощном звучании довольно примитивна в плане содержания:

Это такое волшебство,

Такое волшебство

Одна мечта, одна душа, один приз, одна цель,

Один тот самый блестящий взгляд,

Это такое волшебство,

Одна вспышка света освещает путь,

Смертный не сможет победить сегодня,

Это такое волшебство.

Вот такое волшебство», гр. «Queen»)

Конечно, не все тексты рок-песен поэтически одинаково слабы. Есть среди них настоящие шедевры, заставляющие размышлять и действовать. Так, у той же группы «Queen» в песне «All God's People» ставятся глобальные, общечеловеческие проблемы: Итак, все вы люди, отдавайте даром,

Радушно принимайте в свой дом,

Благодарите Бога, люди, отдавайте даром.

Не поворачивайтесь спиной к урокам Господа.

Все премьер-министры и монаршие особы мира,

Откройте глаза, посмотрите, прикоснитесь и почувствуйте.

Управляйте своим сердцем,

Живите в ладу со своей совестью.

(«Все святые», гр. «Queen»)

Естественно, что в годы своего подъема рок-музыка породила свой особый «рок-н-ролльный образ жизни». Напор, огромная энергия, которая исходила от рок-исполнителей, создают особый рок-образ, мужественный, довольно грубый и даже жесткий. Внешний вид также соответствует внутреннему, что нашло отражение в одежде, прическе, наличии таких атрибутов, как: цепи, кресты, черепа. Хотя нельзя говорить о каком-то однообразным стиле для всех рокеров. Конечно, представители разных рок-направлений отличались и своим внешним видом. Так, панк-рокеры, стремясь эпатировать окружающих, носили прически-ирокезы, яркую и вызывающую одежду. В противовес им представители хард-рока «используют темные оттенки с металлической фурнитурой», длинные, несколько неухоженные волосы [27].

Первоначально рок зарождается как музыкальное направление, выступающее против всего традиционного, закостенелого, фальшивого. Довольно часто рок-музыка протестует против политической обстановки в какой-то стране, против эстетических позиций, например, старшего поколения. Содержание текстов песен, как и внешний вид рок-музыкантов, также многовариантны: от небрежного и лёгкого до тяжелого, пессимистического и глубокомысленного. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке, так называемой «попсе». Рок-музыка – это, прежде всего, особая молодежная контркультура, навязывающая свои взгляды на жизнь текстами своих песен и жесткой манерой исполнения, внешним видом и поведением музыкантов.





Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!