Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Баяндама "Профессиональное самообразование педагога"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Профессиональное самообразование педагога
Ешниязова Улмекен Ахметжановна - заведующая организационно- массовым отделом ГККП «Центр детского и юношеского творчества»
г. Актобе.
Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. На современном уровне, для педагогической деятельности, необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Сама жизнь, весной 2020 года обозначила проблему непрерывного педагогического образования как наиболее актуальную. Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития.
В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития.
К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагога, относятся:
· самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я;
· самоопределение, показанное обозначением границ своего Я;
· самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека;
· самореализация, представленная с выражением потенциала Я;
· самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я;
· саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией;
· самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности;
· самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью;
· самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам [4, с. 366].
Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в «недвижимость». Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.
Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт педагогов, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, педагог совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.
Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [2, c.74]. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед образовательным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» - К.Д. Ушинским утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются» [7, c.7]. Даже вождь пролетариата советского времени В.И.Ленин писал: «Учиться, учиться и еще раз учиться!»
Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование. Самообразование педагогов осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и самостоятельное штудирование научно-популярной литературы, работа с периодической печатью, методическая работа, участие в научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах.
Однако каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно:
- повышение качества преподавания предмета в процессе занятия (следует указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок; ·проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Результативными формами содействия самопознания и
саморазвития являются: теоретические семинары, семинары-практикумы,
научно-практические семинары, индивидуальные консультации и помощь
в построении индивидуальной программы саморазвития, деловые игры,
специальные социально-психологические тренинги и др.
Каждый педагог стремится самоутвердиться в своей профессиональной
деятельности, поэтому так важно, чтобы эти процессы не становились
демонстрацией индивидуализма, противопоставления себя
другим.
Необходимо учить педагогов не только знаниям и дисциплинам, а мысленной деятельности.
Литература:
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.
2. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Владивосток: ПИППКГС, 1997. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317
3. О.Б. Даутова, С.В. Христофоров Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
4. Сластенин В. А. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. 488 с. с. 365.
5. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997.
6. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. М., 1989.
7. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.; Л., 1934. Т. 46. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. М., 1952.