Облыстық «Жастар» жасоспірімдер
Үйі
Областной дом юношества
«Жастар»
Беседа
«Девиантное
поведение»
Социальный педагог:
Д.Жексенова
Г.Герасим
г.Степногорск
Беседа
«Девиантное поведение»
Цель: формирование у
воспитанников понятия девиантного поведения, демонстрация
отрицательных примеров поведения и нарушения установленных
правил.
Задачи:
-
Объяснить понятие девиантного
поведения;
-
2.
Разделить по видам девиацию;
-
3. Продемонстрировать основные формы
девиантного поведения;
Девиантное
поведение – это поведение, отклоняющееся от установленных
норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Его можно
определить как отдельные поступки, моральными и социальными
нормами.
Норма
(лат.-установление)
–
это нечто постоянное существующее и неизменное. Нормальным обычно
считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма
соответствует установленному образцу.
Социальная
норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе
мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы
или организации. Социальные нормы складываются как результат
адекватного или искаженного отражения в сознании и поведении людей
объективных закономерностей функционирования
общества.
Функциональная
норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение
можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной
тенденцией развития каждого человека.
Идеальная
норма – это некое оптимальное развитие личности
оптимальных для нее социальных условиях.
Девиантное поведение подразделяется на две
большие категории.
1.
Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,
подразумевающее наличие явной или скрытой
психопатологии.
В
эту группу можно отнести: астеников, шизоидов, элиптоидов и других
психически ненормальных людей.
2.
Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и
культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки
сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда
серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями.
Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и
криминальном (преступном) поведении.
Различают первичную и вторичную
девиацию.
Первичная девиация
–
это ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт»
индивида; стремление к самореализации, которая почему-либо не
осуществляется в рамках «нормативного»
поведения).
Вторичная девиация
–
это подтверждение того ярлыка, которым общество отметило ранее
имевшее место поведение.
В широком смысле девиантное
поведение – это поведение любого человека, сбившегося с
пути или отклонившегося от социальной нормы. В узком понимании под
девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не
влекут за собой уголовного наказания, то есть не являются
противоправными.
Девиантным будет и
поведение,
отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне
социального и культурного развития.
Разновидности аморального
поведения:
алкоголизм, наркомания. Крайне опасными и трагическими проявлениями
девиации следует считать также суициды,
психопатолгии.
Девиантное поведение можно
различить следующим образом: девиантное поведение
относительно, а делинквентное – абсолютно. То, что для одного
человека или группы людей является отклонением, то для другого или
других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение
нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших,
- отклонением.
Девиантное поведение наблюдается у подростков
чаще,
чем в других возрастных группах
Говоря о специфике подросткового возраста при
формировании девиантного поведения нельзя упускать из виду и еще
один важный психологический момент, связанный с самоуважением
подростков. Желание самоутвердиться в данной группе – частая
причина вовлечения подростка в девиантные
действия.
Основные формы девиантного
поведения.
К
основным формам девиантного поведения в современных условиях с
достаточной степенью условности можно отнести агрессивность,
преступность, аддиктивное поведение, алкоголизм, токсикоманию,
наркоманию, суицид.
Существует ряд причин появления детей с
девиантным поведением.
Главной причиной появления «трудных» детей
является неспособность родителей эффективно воспитывать своих
детей, недостаток знаний у родителей о том, как воспитывать своих
детей, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их
стороны, частые конфликты в семье.
Лучшая профилактика девиантного
поведения – это целенаправленное организуемое с четким
определением средств, форм и методов воспитания
воздействие.
Доброта и отзывчивость не появляются сами по
себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская
любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют
в детях (в первую очередь с помощью собственного примера)
доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то
ребенок растет жестоким, черствым,
агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический
климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и
педагогами - все это отражается на
ребенке.