Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
БОЛЫМДЫ ЖӘНЕ БОЛЫМСЫЗ ЕТІСТІК
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Методические рекомендации
по суммативному оцениванию
Химия
8 класс
ПРОЕКТ
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся 8
классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного
плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень
достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения
суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания,
критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные
уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами
носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы,
администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты,
видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-
сайтах.
2
ПРОЕКТ
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .................................... 4
Суммативное оценивание за раздел 8.1А «Движение электронов в атомах» ...................... 4
Суммативное оценивание за раздел 8.1В «Формулы веществ и уравнения химических
реакций» ...................................................................................................................................... 8
Суммативное оценивание за раздел 8.1С «Сравнение активности металлов»
..................... 12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ................................ 17
Суммативное оценивание за разделы 8.2А «Количество вещества» 8.2В
«Стехиометрические расчёты» ............................................................................................... 17
Суммативное оценивание за раздел 8.2С «Знакомство с энергией в химических реакциях»
.................................................................................................................................................................. 21
Суммативное оценивание за раздел 8.2D «Водород. Кислород и озон» ................................ 26
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 31
Суммативное оценивание за раздел 8.3А «Периодическая система химических элементов»
.................................................................................................................................................... 31
Суммативное оценивание за раздел 8.3В «Виды химических связей» ............................... 35
Суммативное оценивание за раздел 8.3С «Растворы и растворимость» ............................ 39
ЗАДАНИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
............................................ 43
Суммативное оценивание за раздел
8.4А «Основные классы неорганических соединений.
Генетическая связь» ................................................................................................................. 43
Суммативное оценивание за раздел 8.4В «Углерод и его соединения»
................................ 47
Суммативное оценивание за раздел 8.4С «Вода» ........................................................................ 51
3
ПРОЕКТ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕ НИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел 8.1А «Движение электронов в атомах»
Цель обучения 8.1.3.2 Понимать, что число электронов на каждом
энергетическом уровне не превышает определённого
максимального значения
8.1.3.3 З нать форму s и p орбиталей
8.1.3.4 У меть писать электронные конфигурации и
электронно- графические формулы первых 20
химических элементов
8.1.3.5 Понимать, что атомы могут принимать или терять
электроны, что приводит к образованию ионов
8.1.3.6 Составлять формулы соединений методом «нулевой
суммы»
Критерий оценивания Обучающийся
• Записывает формулу расчёта ёмкости электронного
слоя и подсчитывает число электронов на первом,
третьем, четвёртом и седьмом слое
• Записывает названия формы орбиталей, согласно 3- х
положений вдоль осей координат пространства x , y и z
• Записывает электронные конфигурации и электронно-
графические формулы первых 20 химических
элементов
• Записывает электронные конфигурации ионов,
образующиеся из атомов, при принятии или потери
электронов
• Составляет формулы соединений методом «нулевой
суммы»
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Электроны в атоме образуют электронные слои (или энергетические уровни).
(а) Запишите формулу расчёта ёмкости каждого слоя.
______________________________________________________________________________
(b) Подсчитайте, сколько электронов может находиться
на первом слое ________________________________________________________________
на третьем слое _______________________________________________________________
на четвёртом слое _____________________________________________________________
4
ПРОЕКТ
2. Напишите названия электронных орбиталей.
… - орбиталь … - орбиталь … - орбиталь … - орбиталь
3. Запишите электронную конфигурацию и электронно-графическую формулу атома, ядро
которого имеет заряд +17.
электронная конфигурация: _____________________________________________________
электронно- графическая формула:
4. Напишите электронные конфигурации ионов, в которые превращаются
(а) атомы кислорода при присоединении двух электронов;
(b) атомы бериллия при отдаче двух электронов.
5. Составьте формулы хлорида натрия и оксида лития методом «нулевой суммы».
(а) хлорид натрия ____________________________________________________
(b) оксид лития ______________________________________________________
5
ПРОЕКТ
Критерий
оценивания
№
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Записывает формулу
расчёта ёмкости
электронного слоя и
подсчитывает число
электронов на
первом, третьем,
четвёртом и седьмом
слое
1 записывает формулу расчёта ёмкости каждого
слоя;
1
подсчитывает количество электронов на первом
слое;
1
подсчитывает количество электронов на третьем
слое;
1
подсчитывает количество электронов на
четвёртом слое;
1
Записывает названия
формы орбиталей,
согласно 3- х
положений вдоль
осей координат
пространства x, y и z
2 записывает название s-орбитали; 1
записывает название рх-орбитали; 1
записывает название рy-орбитали; 1
записывает название рz-орбитали; 1
Записывает
электронные
конфигурации и
электронно-
графические
формулы первых 20
химических
элементов
3 записывает электронную конфигурацию
элемента;
1
записывает электронно-графическую формулу; 1
Записывает
электронные
конфигурации
ионов,
образующиеся из
атомов при принятии
или потери
электронов
4 записывает электронную конфигурацию иона
кислорода;
1
записывает электронную конфигурацию иона
бериллия;
1
Составляет формулы
соединений методом
«нулевой суммы»
5 составляет формулу хлорида натрия методом
«нулевой суммы»;
1
составляет формулу оксида лития методом
«нулевой суммы».
1
Всего баллов 14
6
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 8.1А «Движение электронов в атомах»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Записывает формулу расчёта
ёмкости электронного слоя и
подсчитывает число электронов
на первом, третьем, четвёртом и
седьмом слое
Затрудняется при записи
формулы расчёта ёмкости электронного слоя
Допускает ошибки при
подсчёте числа электронов на первом/ третьем/ четвёртом электронном слое
Рассчитывает число
электронов на электронных
слоях
Записывает названия формы
орбиталей, согласно 3- х
положений вдоль осей
координат пространства x, y и z
Затрудняется при
определении формы s и p -
орбиталей
Допускает ошибки при записи
названий s- / р х-/рy-/рz-
орбиталей
Записывает названия и формы
орбиталей
Записывает электронные
конфигурации и электронно-
графические формулы первых 20 химических элементов
Затрудняется при записи
электронной конфигурации и электронно- графической
формулы
Допускает ошибки при записи
символа / электронной конфигурации / электронно-
графической формулы
химического элемента
Записывает электронную
конфигурацию и электронно-
графическую формулу
химического элемента
Записывает электронные
конфигурации ионов, образующиеся из атомов, при
принятии или потери электронов
Затрудняется при записи
электронной конфигурации
ионов кислорода и бериллия
Допускает ошибки при записи
электронной конфигурации
ионов кислорода/ бериллия
Записывает электронную
конфигурацию ионов
кислорода и бериллия
Составляет формулы соединений
методом «нулевой суммы»
Затрудняется при
составлении формулы соединений методом «нулевой суммы»
Допускает ошибки при
составлении формул соединений хлорида натрия /
оксида лития методом
«нулевой суммы»
Составляет формулы
соединений методом «нулевой
суммы»
7
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел
8.1В «Формулы веществ и уравнения химических реакций»
Цель обучения
8.2.3.1 В ычислять массовые доли элементов в составе
вещества, выводить формулы веществ по массовым
долям элементов
8.2.3.3 С оставлять уравнения химических реакций, записывая
формулы реагентов и продуктов реакции
8.2.3.4 З нать закон сохранения массы веществ
8.2.2.1 К лассифицировать химические реакции по числу и
составу исходных и образующихся веществ
Критерий оценивания Обучающийся
• Рассчитывает массовую долю углерода в монооксиде и
диоксиде углерода и сравнивает данные
• Выводит формулу соединения по известной массовой
доле химического элемента и массе молекулы
• Составляет уравнение химической реакции с помощью
химических формул и математических знаков
• Записывает формулировку «Закона сохранения массы
веществ» на основе экспериментальных данных
• Определяет химические реакции по числу и составу
исходных и образующихся веществ
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Даны следующие вещества: монооксид углерода-СО и диоксид углерода-СО2.
(а) Рассчитайте массовую долю углерода С в монооксиде углерода.
_________________________________________________________________________________
(b) Рассчитайте массовую долю углерода С в диоксиде углерода.
_________________________________________________________________________________
(c) Сделайте вывод, в каком соединении СО или СО 2 массовая доля углерода больше.
__________________________________________________________________________________
2. Выведите химическую формулу соединения, если известно, что массовая доля серы
составляет 40%, а остальное – кислород, масса молекулы равна 80 а.е.м.
8
ПРОЕКТ
3. Дано словесное уравнение реакции:
оксид железа (II) + алюминий → оксид алюминия + железо
Запишите уравнение химической реакции с помощью химических формул и математических
знаков.
__________________________________________________________________________________
4. На рисунке показана демонстрация закона, который применяют при составлении уравнений
химических реакций.
(а) Запишите название закона, используемого при составлении уравнений химических
реакций.
_________________________________________________________________________________
(b) Запишите формулировку этого закона.
_________________________________________________________________________________
5. Определите типы химических реакций по уравнениям реакции.
Уравнения реакции Тип химической реакции
А. 2Mg + О2 → 2МgO
B. 2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2
C. 2Au2O3 → 4Au + 3O2
D. Fe2O3 + 6HCl → 2FeCl3 + 3H2O
9
ПРОЕКТ
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающиеся
Рассчитывает массовую
долю углерода в монооксиде
и диоксиде углерода и
сравнивает данные
1 рассчитывает массовую долю углерода
в монооксиде углерода;
1
рассчитывает массовую долю углерода
в диоксиде углерода;
1
делает вывод, в каком соединении
углерода больше;
1
Выводит формулу
соединения по известной
массовой доле химического
элемента и массе молекулы
2 рассчитывает массовую долю
неизвестного химического элемента;
1
рассчитывает соотношение масс
химических элементов в соединении;
1
выводит формулу соединения; 1
Составляет уравнение
химической реакции с
помощью химических
формул и математических
знаков
3 записывает формулы реагентов; 1
записывает формулы продуктов; 1
расставляет коэффициенты; 1
Записывает формулировку
«Закона сохранения массы
веществ», на основе
экспериментальных данных
4 записывает название закона; 1
формулирует закон сохранения массы
веществ;
1
Определяет химические
реакции по числу и составу
исходных и образующихся
веществ
5 определяет тип химических реакции А; 1
определяет тип химических реакции B; 1
определяет тип химических реакции C; 1
определяет тип химических реакции D. 1
Всего баллов 15
10
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 81В «Формулы веществ и уравнения химических реакций »
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Рассчитывает массовую долю
углерода в монооксиде и
диоксиде углерода и
сравнивает данные
Затрудняется при расчёте
массовой доли углерода в
монооксиде и диоксиде
углерода
Допускает ошибки при расчете
массовой доли углерода в
монооксиде углерода / в диоксиде
углерода / при сравнении
Рассчитывает массовую
долю углерода в монооксиде и диоксиде углерода, сравнивает данные
Выводит формулу
соединения по известной
массовой доле химического
элемента и массе молекулы
Затрудняется при
определении формулы
неизвестного соединения
Допускает ошибки при вычислении
массовой доли неизвестного химического элемента / при расчете соотношения масс элементов в
соединении/при выводе формулы
соединения
Выводит формулу
соединения по известной массовой доли химического
элемента и массе молекулы
Cоставляет уравнение
химической реакции с
помощью химических
формул и математических
знаков
Затрудняется составить
уравнение химической реакции
Допускает ошибки при записи
формул реагентов / продуктов /
расстановке коэффициентов
Составляет уравнение
химической реакции с
помощью химических формул
Записывает формулировку
«Закона сохранения массы
веществ», на основе
экспериментальных данных
Затруднятся дать название и
записать формулировку закона сохранения массы
веществ
Допускает ошибки при записи
названия закона сохранения массы веществ / его формулировки
На основе
экспериментальных данных называет «Закон сохранения массы веществ» и
записывает его
формулировку
Определяет химические
реакции по числу и составу
исходных и образующихся
веществ.
Затрудняется определить
типы химических реакций по
числу и составу исходных и
образующихся веществ
Допускает ошибки при определении
типа химической реакции А/ B/ C/ D
по числу и составу исходных и
образующихся веществ.
Определяет типы
химических реакций по числу и составу исходных и
образующихся веществ
11
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел 8.1С «Сравнение активности металлов»
Цель обучения 8.2.4.2 Описывать реакции взаимодействия активных металлов
с холодной водой, горячей водой или паром
8.2.4.3 И сследовать факторы, влияющие на возникновение
коррозии металлов
8.2.2.5 С оставлять уравнения реакций металлов с кислотами
8.2.4.6 Р азработать план и провести реакции металлов с
растворами солей
8.2.4.8 П рогнозировать возможность протекания незнакомых
реакций замещения металлов, используя ряд активности
металлов
Критерий оценивания Обучающийся
• Записывает уравнения химических реакций магния с
холодной водой и водяным паром.
• Определяет факторы, влияющие на возникновение
коррозии металлов, анализируя результаты исследования.
• Составляет уравнения возможных реакций между
раствором кислоты и металлами.
• Заполняет таблицу, используя символы, для
прогнозирования возможности протекания реакции
• Записывает уравнения возможных реакции замещения
металлов с растворами солей.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Магний медленно реагирует с холодной водой, немного быстрее с горячей водой. В
атмосфере водяного пара магний горит ярким пламенем.
Запишите уравнения реакций
(а) вода
(ж) + магний (тв) →
_______________________________________________________________________________ (b) вода
(пар) + магний (тв) →
_______________________________________________________________________________
12
ПРОЕКТ
2. В четырёх пробирках показаны результаты исследования факторов, влияющих на
возникновение коррозии металлов. В каждой из четырёх пробирок содержится железный
гвоздь и указанны реагенты.
(а) Предскажите порядок появления ржавчины в пробирках.
_______________________________________________________________________________
(b) Объясните свой прогноз.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. В четыре одинаковые пробирки налили равные
объёмы раствора соляной кислоты и поместили в них
разные металлы.
Запишите уравнения протекающих реакций.
(а) кальций + соляная кислота →
______________________________________________________________________________
(b) магний + соляная кислота →
______________________________________________________________________________
(c) цинк + соляная кислота →
______________________________________________________________________________
(d) медь + соляная кислота →
______________________________________________________________________________
13
ПРОЕКТ
4. (а) Заполните таблицу знаками «+» или «-» для прогнозирования возможности реакции.
соль \металл железо магний медь цинк
хлорид железа (II)
хлорид магния
хлорид меди (II)
хлорид цинка
число возможных реакций
(b) Выведите ряд активности металлов, на основе вашего прогноза .
______________________________________________________________________________
(c) Запишите два уравнения протекающих реакций.
______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ _________
14
ПРОЕКТ
Критерий
оценивания
№
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Записывает
уравнения
химических реакций
магния с холодной
водой и водяным
паром.
1 записывает уравнение химической реакции
магния с холодной водой;
1
записывает уравнение химической реакции
магния с водяным паром;
1
Определяет факторы,
влияющие на
возникновение
коррозии металлов,
анализируя
результаты
исследования.
2 определяет последовательность появления
ржавчины в пробирках;
1
объясняет предложенную последовательность
появления ржавчины в пробирках;
1
Составляет
уравнения
возможных реакций
между раствором
кислоты и
металлами.
3 записывает уравнение реакции между
раствором соляной кислоты и кальцием;
1
записывает уравнение реакции между
раствором соляной кислоты и магнием;
1
записывает уравнение реакции между
раствором кислоты и цинком;
1
определяет невозможность протекания реакции
между раствором соляной кислоты и медью;
1
Заполняет таблицу,
используя символы,
для прогнозирования
возможности
протекания реакции
4(а)
4(b)
заполняет таблицу, используя символы «+» или
«-» для прогнозирования возможности
протекания реакции
4 (по 1
баллу
для
каждого
металла)
выводит ряд активности металлов, на основе
своего прогноза;
1
Записывает
уравнения
возможных реакции
замещения металлов
с растворами солей
4(с) записывает первое уравнение реакции; 1
записывает второе уравнение реакции; 1
Всего баллов 15
15
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 8 1С «Сравнение активности металлов»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий
оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Записывает уравнения
химических реакций
магния с холодной водой и
водяным паром.
Затрудняется при записи
уравнений химических реакций магния с холодной водой и
водяным паром
Допускает ошибки при записи
уравнений химических реакций магния с холодной водой / с
водяным паром
Записывает уравнения
химических реакций магния с холодной водой и водяным
паром.
Определяет факторы,
влияющие на
возникновение коррозии
металлов, анализируя
результаты исследования.
Затрудняется определить
факторы, влияющие на возникновение коррозии
металлов.
Допускает ошибки при
определении порядка появления
ржавчины в пробирках/ объяснении
выбранного порядка
Определяет факторы,
влияющие на появление
ржавчины в пробирках
Составляет уравнения
возможных реакций
между раствором кислоты
и металлами.
Затрудняется при составлении
возможных уравнений реакций между раствором кислоты и
металлами.
Допускает ошибки при записи
уравнения реакции между раствором соляной кислоты и кальцием/ магнием/ цинком/ медью
Записывает уравнени я
возможных химических реакций между раствором
соляной кислоты и металлами
Заполняет таблицу,
используя символы, для
прогнозирования
возможности протекания
реакции
Затрудняется прогнозировать
возможности протекания реакции
Допускает ошибки при
прогнозировании протекания
реакции железа /магния/меди /
цинка с растворами солей/ при
составлении ряда активности
металлов
Прогнозирует возможности
протекания реакции
Записывает уравнения
возможных реакции
замещения металлов с
растворами солей.
Затрудняется в записи
возможных реакций замещения
металлов с растворами солей
Допускает ошибки в записи
первого / второго уравнения
реакции
Записывает уравнения
реакций замещения металлов с растворами солей
16
ПРОЕКТ
Задания по суммативному оцениванию за 2 четверть
Суммативное оценивание за разделы
8.2А «Количество вещества», 8.2В «Стехиометрические расчёты»
Цель обучения 8.1.1.2 Вычислять массу, количество вещества и число
структурных частиц
8.2.3.5 В ычислять массу, количество вещества по
уравнениям химических реакций
8.2.3.6 З нать закон Авогадро и использовать молярный
объем для расчета объема газов при нормальных и
стандартных условиях
Критерий оценивания Обучающийся
• Сопоставляет число структурных частиц в
определённой массе и количестве вещества (n) и
обосновывает ответ
• Вычисляет массу вещества по известному
количеству вещества (n) по уравнениям химических
реакций
• Применяет закон Авогадро для расчёта объёма газа
при нормальных условиях по уравнению реакции
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Определите, где содержится больше атомов. Ответ обоснуйте.
[Впишите в прямоугольник нужный знак: больше (>), меньше (<) или равно (=).]
(а) в 1 моль железа в 1 моль натрия, так как ________________________________
______________________________________________________________________________
(b) в 1 г железа в 1 г натрия, так как ______________________________________
______________________________________________________________________________
(c) в 64 г меди в 0.5 моль кислорода, так как ________________________________
______________________________________________________________________________
2. Определите, одинаковые ли массы кислорода можно получить при разложении 1 моль
оксида серебра (I) и 1 моль оксида ртути (II).
Уравнение химической реакции разложения оксида серебра (I): 2Ag 2O → 4Ag + O 2
Уравнение химической реакции разложения оксида ртути (II): 2HgO → 2Hg + O 2
17
ПРОЕКТ
(а) Вычислите количество вещества кислорода при:
разложении оксида серебра (I): __________________________________________________
разложении оксида ртути (II): ___________________________________________________
(b) Вычислите массу кислорода, полученного при:
разложении оксида серебра (I): __________________________________________________
разложении оксида ртути (II): ___________________________________________________
(c) Ответ _____________________________________________________________________
3. Хватит ли 2,8 л кислорода для полного сжигания 8 г серы, если в результате образуется
оксид серы (IV)? Если кислорода недостаточно, рассчитайте необходимый объем.
(Условия нормальные).
(а) Уравнение химической реакции горения серы в кислороде: S + O 2 → SO2
(i) Вычислите количество вещества серы:
(ii) Вычислите количество вещества кислорода:
(iii) Вычислите объём (н.у.) кислорода, применяя Закон Авогадро.
(b) Ответ: _____________________________________________________________________
18
ПРОЕКТ
Критерий
оценивания
№
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Сопоставляет число
структурных частиц
в определённой
массе и количестве
вещества (n) и
обосновывает ответ.
1 определяет число атомов в первой паре
веществ, сопоставляет полученные значения
и обосновывает ответ;
1
определяет число атомов во второй паре
веществ, сопоставляет полученные значения
и обосновывает ответ;
1
определяет число атомов в третьей паре
веществ, сопоставляет полученные значения
и обосновывает ответ;
1
Вычисляет массу
вещества по известному количеству вещества (n) по уравнениям химических реакций.
2 вычисляет количество вещества оксида
серебра (I) и оксида ртути (II);
1
вычисляет массу кислорода, полученного
при разложении оксида серебра (I) и оксида
ртути (II);
1
записывает ответ; 1
Применяет закон
Авогадро для расчёта объёма газа при нормальных условиях по уравнению реакции.
3 вычисляет количество вещества серы; 1
вычисляет количество вещества кислорода; 1
вычисляет объём (н.у.) кислорода, применяя
Закон Авогадро;
1
записывает ответ; 1
Всего баллов 10
19
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 8.2А «Количество вещества» 8.2В «Стехиометрические расчёты»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий Средний Высокий
Сопоставляет число
структурных частиц в определённой массе и количестве вещества (n) и обосновывает ответ.
Затрудняется определить и
сопоставить число атомов веществ и обосновать свой ответ
Допускает ошибки при определении
числа атомов в первой паре / второй
/ третьей паре веществ,
сопоставляет полученные значения
и обосновывает ответ
Определяет число
атомов в определённой
массе и количестве вещества (
n) и
обосновывает ответ
Вычисляет массу
вещества по известному количеству вещества (n) по уравнениям химических реакций.
Затрудняется вычислить массу
вещества по известному количеству вещества (n) по уравнениям химических
реакций
Допускает ошибки при вычислении
количества вещества оксида серебра
(I) и оксида ртути (II)/ массы
кислорода, полученного при разложении оксида серебра (
I) и
разложении оксида ртути (II)/при
записи ответа
Определяет массы
кислорода при
разложении
одинакового количества оксида серебра (I) и оксида ртути (II)
Применяет закон
Авогадро для расчёта объёма газа при нормальных условиях по
уравнению реакции.
Затрудняется рассчитать
объём газа при нормальных условиях по уравнению реакции, используя закон
Авогадро
Допускает ошибки при вычислении
количества вещества серы/
кислорода/ объёма (н.у.) кислорода,
применяя Закон Авогадро/ при
записи ответа
Вычисляет объём газа
по уравнению реакции при нормальных условиях, применяя
закон Авогадро
20
ПРОЕКТ
Суммативное оценивание за раздел
8.2С «Знакомство с энергией в химических реакциях»
Цель обучения
8.3.1.1 П онимать, что продуктами реакций горения
являются оксиды, и что при горении
углеродсодержащего горючего в кислороде могут
образовываться углекислый газ, угарный газ или
углерод
8.3.1.2 О бъяснять причины парникового эффекта и
предлагать пути решения
8.3.1.3 З нать, что экзотермические реакции идут с
выделением теплоты, а эндотермические реакции с
поглощением теплоты
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет, что для реакции горения необходим
кислород и продуктами реакций горения являются оксиды
• Называет причину образования углерода при
горении бензина и составляет сбалансированное уравнение реакции
• Объясняет причины парникового эффекта и
предлагает меры по сокращению выбросов
углекислого газа
• Сравнивает количество энергии, потребляемой и
выделяющейся во время реакции
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Провели реакцию А с участием металла и неметалла.
На рисунке показана реакция А.
Реакция А является примером реакции окисления.
Магний
Высокая
темпера
тура
Белое
твёрдое
вещество
21
ПРОЕКТ
(а) Назовите вещество, реагирующее с магнием в реакции A.
_____________________________________________________________________________
(b) Назовите белое твердое вещество, полученное в реакции А.
_____________________________________________________________________________
(c) Запишите уравнение реакции А.
_____________________________________________________________________________
2. Бензин - жидкое углеводородное топливо.
При избытке воздуха многие углеводороды сгорают почти невидимым пламенем.
(а) Предположите, почему при горении бензина образовалось облак о черного дыма.
_____________________________________________________________________________
Сбалансированное уравнение на рисунке показывает полное сгорание углеводорода
(этена).
Вещества, участвующие в уравнении реакции изображены структурными формулами.
(b) Запишите, сбалансированное уравнение реакции полного сгорания этена, используя
молекулярные формулы.
С
2Н4 + ……. → …….. + ……..
3. На рисунке показано количество углекислого газа, выброшенного в атмосферу крупным
промышленным предприятием в период с 2000 по 2005 год.
Год
(а) Опишите, как выбросы углекислого газа компании изменились между 2000 и 2005.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Выбросы
углекислого газа/
тысячи тонн
22
ПРОЕКТ
(b) Промышленное предприятие заявило, что выбросы углекислого газа связаны с
использованием электрической энергии. Объясните, как использование электроэнергии
может влиять на выбросы углекислого газа.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (c) Помимо уменьшения использования электроэнергии, предложите другой способ, с
помощью которого промышленное предприятие могло бы сократить выбросы углекислого
газа.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (d) В 1997 году, на встрече в городе Киото в Японии, многие страны мира подписали
соглашение о сокращении выбросов углекислого газа. Соглашение вступило в законную
силу в 2005 году.
Объясните, почему нам необходимо сокращать выбросы углекислого газа.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
4. (а) Рассмотрите типичную химическую реакцию: сгорание природного газа (метана) в
кислороде воздуха.
Определите тип химической реакции по тепловому эффекту.
______________________________________________________________________________
(b) Рассмотрим другую реакцию – превращение гидроксида кальция (гашеная известь) в
оксид кальция СаО (негашёная известь) и воду.
Определите тип химической реакции по тепловому эффекту.
______________________________________________________________________________
23
ПРОЕКТ
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет, что для
реакции горения
необходим кислород и
продуктами реакций
горения являются
оксиды
1 называет вещество необходимое для
реакции горения;
1
называет белое твёрдое вещество,
полученное в реакции;
1
записывает сбалансированное уравнение
реакции;
1
Называет причину
образования углерода при горении бензина и составляет сбалансированное уравнение реакции.
2 предсказывает причину образования
углерода при горении бензина;
1
записывает сбалансированное уравнение
реакции;
1
Объясняет причины
парникового эффекта и предлагает меры по
сокращению выбросов
углекислого газа
3 описывает изменения выбросов, как
выбросы углекислого газа, используя
график;
1
объяснят влияние электроэнергии на
выбросы углекислого газа;
1
предлагает способ, с помощью которого
можно сократить выбросы углекислого газа;
1
объясняет необходимость сокращения
выбросов углекислого газа;
1
Сравнивает количество
энергии, используемой и высвобождаемой во
время реакции
4 рисует одну стрелку на стороне реагента, а
другую на стороне продукта доказывая, что
реакция экзотермическая;
1
рисует одну стрелку на стороне реагента, а
другую на стороне продукта доказывая, что
реакция эндотермическая;
1
Всего баллов 11
24
ПРОЕКТ
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 8.2С «Знакомство с энергией в химических реакциях»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий Средний Высокий
Определяет, что для
реакции горения
необходим кислород и
продуктами реакций
горения являются оксиды Затрудняется определить,
что для реакции горения
необходим кислород и продуктами реакци и горения
являются оксиды
Допускает ошибки при
определении кислорода,
необходимого для реакции горения / вещества, полученного в реакции/
при записи сбалансированного
уравнения реакции
Определяет наличие кислорода
для реакции горения и продукты реакции горения – оксиды
Называет причину
образования углерода при горении бензина и
составляет сбалансированное
уравнение реакции.
Затрудняется назвать
причину образования углерода при горении бензина и составлении сбалансированного
уравнения реакции.
Допускает ошибки в предсказании
причины образования углерода при горении бензина/ составлении
сбалансированного уравнения реакции.
Называет причину образования
углерода при горении бензина и составляет сбалансированное уравнение реакции.
Объясняет причины
парникового эффекта и предлагает меры по сокращению выбросов углекислого газа
Затрудняется объяснить
причины парникового эффекта, предложить меры
по сокращению выбросов углекислого газа.
Допускает ошибки при описании
выбросов/ объяснении влияния
электроэнергии на выбросы углекислого газа/ при выборе
способа для сок ращения выбросов
углекислого газа/ при объясн ении
необходимости сокращения выбросов углекислого газа
Объясняет причины
парникового эффекта и предлагает меры по сокращению выбросов углекислого газа
Сравнивает количество
энергии, используемой и высвобождаемой во вр
емя
реакции
Затрудняется определить
изменение количества энергии во время реакции.
Допускает ошибки при
определении изменения количества
энергии, используемой /
высвобождаемой во время реакции.
Определяет изменение
количества энергии во время
реакции.
25
Суммативное оценивание за раздел 8.2D «Водород. Кислород и озон»
Цель обучения
8.4.2.1 У меть получать водород и изучать его свойства и
применение
8.4.2.3 У меть получать кислород и изучать его свойства и
применение
8.4.2.4 С равнивать состав и свойства аллотропных
видоизменений кислорода
8.4.2.5 О бъяснять значение озонового слоя Земли
Критерий оценивания Обучающийся
• Выбирает приборы для получения водорода и
обосновывает свой выбор.
Записывает уравнение реакции получения меди.
• Определяет способы собирания кислорода, его
получения и свойства.
• Прогнозирует области применения кислорода
• Сравнивает свойства кислорода и озона
• Описывает роль озонового слоя Земли
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
20 минут
Задания
1. (а) Выберите приборы, с помощью которых можно собрать водород. Обоснуйте свой
выбор.
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ (b) Составьте уравнение реакции получения меди из оксида меди (II). Какую роль
выполняет водород в данной реакции?
_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
26
2. Способы собирания газа основаны на вытеснении воды и воздуха.
(а) Какими способами можно собрать кислород? Ответ обоснуйте.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(b) Запишите уравнение реакции получения кислорода разложением перманганата калия.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(с) Докажите, что в задании 2(а) образуется кислород.
_______________________________________________________________________________
3. Закончите высказывания.
(а) Способность кислорода поддерживать дыхание находит применение в …
_______________________________________________________________________________
(b) Жидкий кислород используется для изготовления оксиликвитов, применяемых при
взрывных работах, так как …
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4. Озон является аллотропной модификацией кислорода. Он появляется в воздухе после
грозы.
Заполните сравнительную таблицу кислорода и озона.
Свойства Кислород Озон
Состав
Цвет
Запах
Отношение к воде
Химическая активность
Роль в природе
5. Озон образуется под действием ультрафиолетовых лучей с длиной волны менее 180 нм,
УФ-свет с большей длиной волны (около 320 нм), наоборот, способствует разложению
озона.
27
Опишите роль озонового слоя Земли (не менее двух).
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
28
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Выбирает приборы для
получения водорода и
обосновывает свой
выбор.
Записывает уравнение
реакции получения
меди
1 выбирает прибор для собирания водорода
и обосновывает свой выбор;
1
составляет уравнение получения меди из
оксида меди;
1
определяет роль водорода в данной
реакции;
1
Определяет способы
собирания кислорода,
его получения и свойства.
2 определяет способы сбора кислорода,
обосновывает ответ;
1
записывает уравнение реакции
разложения перманганата калия;
1
доказывает наличие кислорода
качественной реакцией;
1
Прогнозирует области
применения кислорода
3 прогнозирует применение газообразного
кислорода;
1
объясняет применение кислорода при
взрывных работах;
1
Сравнивает свойства
кислорода и озона
4 описывает свойства, характерные для
кислорода;
1
описывает свойства, характерные для
озона;
1
Описывает роль
озонового слоя Земли
5 описывает роль (1) озонового слоя Земли; 1
описывает роль (2) озонового слоя Земли. 1
Всего баллов 12
29
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «8.2 D Водород. Кислород и озон».
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Низкий Средний Высокий
Выбирает приборы для
получения водорода и
обосновывает свой выбор.
Записывает уравнени е
реакции получения меди
Затрудняется в выборе приборов
для сбора водорода, в
обосновании своего выбора и
записи уравнения реакци и
получения меди.
Допускает ошибки при выборе
прибора для собирания водорода
и обосновывает свой выбор/ при составлении уравнения получения меди из оксида меди/ при определении роли водорода
в данной реакции
Выбирает приборы для сбора
водорода, обосновывает свой выбор, записывает уравнение
реакции получения меди из
оксида меди.
Определяет способы
собирания кислорода, его
получения и свойства.
Затрудняется определить
способы собирания кислорода и его свойства.
Допускает ошибки при
определении способов сбора
кислорода/ при записи уравнения
реакции разложения
перманганата калия/ при
качественном определении
кислорода
Определяет способы
собирания кислорода и его свойства.
Прогнозирует области
применения кислорода
Затрудняется при
прогнозировании областей применения газообразного кислорода
Допускает ошибки в
прогнозировании применения
кислорода/ объяс нении
применения кислорода при
взрывных работах
Прогнозирует области
применения газообразного кислорода
Сравнивает свойства
кислорода и озона
Затрудняется сравнивать
свойства кислорода и озона.
Допускает ошибки при описании
свойств кислорода/ озона
Сравнивает свойства кислорода
и озона.
Описывает роль
озонового слоя Земли
Затрудняется при описании
роли озонового слоя Земли
Допускает ошибки при описании
роли (1) / рол и (2) озонового
слоя Земли
Описывает роль озонового слоя
Земли.
30