Материалдар / Ч.Т.Айтматов. Плаха.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ч.Т.Айтматов. Плаха.

Материал туралы қысқаша түсінік
урок будет интересен для учителей при планировании уроков по литературе
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
17 Желтоқсан 2017
1592
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



Тема урока: Ч.Т.Айтматов. Плаха.

Цель урока: дать сведения о жизни и творчестве киргизского писателя Ч.Т. Айтматова, формировать ценностное отношение к жизни, духовно-нравственное качество личности через изучение, понимание и осмысление содержания романа «Плаха».


Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с творчеством Ч.Т. Айтматова (интеллектуальное развитие учащихся);

  2. раскрыть авторскую позицию и его понимание нравственности, истинных и мнимых ценностей бытия (нравственное развитие);

  3. развивать творческое и критическое мышление, коммуникативные способности учащихся (культурное развитие).

Проблема урока: В чем заключается смысл жизни?

Эпиграф к уроку:

«Этот роман как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому. Одуматься. Осознать свою ответственность за всё, что так – на пределе – обострилось и сгустилось в мире».

(Е. Сурков)


Форма урока: работа в творческой мастерской, групповое путешествие в художественное произведение.


Оборудование: компьютерная презентация.

Тип урока: урок объяснение нового материала (чтение и изучение художественного текста).

Опережающее задание:

1)внимательно изучить жизнь и творчество Ч.Т. Айтматова;

2)прочитать текст «Плаха»;

3)нарисовать иллюстрации к содержанию отрывка из романа «Плаха»

Задания для творческих групп:

1. Задания для группы «Журналисты»:

-внимательно изучить жизнь и творчество Ч.Т. Айтматова;

-подготовить слайд о жизни и творчестве писателя;

2. Задание для группы «Литературоведы»:

-вдумчиво изучить содержание текста «Плаха» для определения особенностей её художественного мира;

- внимательно исследовать текст;

-подготовить слайд по содержанию отрывка;

Планируемые результаты:

1)подготовка информации о творчестве Ч.Т. Айтматове;

2) пересказ содержания текста «Плаха»;

3)самостоятельный выбор важных эпизодов из текста;

4)написание различных творческих работ (письмо Ч.Т. Айтматову, эссе);

Ход урока.

  1. Организационный этап. (3 мин) 8.50-8.53

Вступительное слово учителя.

II. Презентация творческой группы «Журналисты». (9 мин) 8.53-9.02.

1.Сведения о жизни и творчестве Ч.Т. Айтматова. Показ слайдов о жизни и творчестве писателя.

III. Слово учителя. (3 мин) 9.02-9.05.

IV. Презентация творческой группы «Литературоведы». (10 мин) 9.05-9.15.

Пересказ содержания текста «Плаха».

V. Просмотр слайдов о жизни волков. (5 мин) 9.15-9.20

VI. Рефлексия. (10 мин) 9.20-9.30

А сейчас настало время и для эссе. Темы эссе на выбор: 1. «Размышления Акбары». 2. «Размышления Бостона». 3. «Моё письмо Ч.Т. Айтматову».

Написание эссе (7 мин) 9.20-9.27

Презентация эссе (3 мин) 9.27.-9.30.

VII. Обобщение урока. (3мин) 9.30-9.33

VI I I. Домашнее задание:

Написать сочинение на тему «Трудно ли быть человеку человеком?»

(1мин) 9.33-9.34

Ix Подведение итогов.

(1мин) 9.34-9.35


Ход урока.

  1. Организационный этап. (3 мин) 8.50-8.53

Вступительное слово учителя.

Дорогие ученики! Как вы уже знаете, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Наши гости хотят увидеть урок русской литературы в вашем классе. И у вас есть сегодня возможность показать свои знания по русской литературе. Я вам желаю успехов и удачи на уроке.

Как вам уже известно, тема нашего урока Ч.Т. Айтматов. Роман «Плаха».

Эпиграфом сегодняшнего урока стали слова Е.Суркова «Этот роман как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому. Одуматься. Осознать свою ответственность за всё, что так – на пределе – обострилось и сгустилось в мире».

Слово учителя о цели урока, задачах, проблеме урока, о планируемых результатах и об опережающих заданиях для творческих групп. Не будем тратить время и дадим слово нашим «Журналистам».

II. Презентация творческой группы «Журналисты». (9 мин) 8.53-9.02.

1.Сведения о жизни и творчестве Ч.Т. Айтматова. Показ слайдов о жизни и творчестве писателя.

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь не верится, — вспоминал Чингиз Айтматов, — в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время».

Самые важные этапы на жизненном пути Чингиза Айтматова

  • 1928 год родился Чингиз Айтматов в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР.

  • 1958 год народный писатель Киргизской ССР

  • 1958 год пишет на русском и киргизском языках. Поднимает острые социальные и этические проблемы. Повесть «Джамиля».

  • 1959 год член КПСС

  • 1963 год «Материнское поле»

  • 1963 год Ленинская премия

  • 1966 год «Прощай, Гюльсары»

  • 1966 год Депутат СССР

  • 1968, 1977 годы Государственная премия

  • 1970 год «Белый пароход»

  • 1968,1977,1983 годы лауреат Государственной премии

  • 1974 год академик АН Киргизской ССР

  • 1977 год «Пегий пес, бегущий краем моря»

  • 1978 год Герой Социалистического Труда

  • 1980 год роман « И дольше века длится день»

  • 1986 год роман «Плаха»

  • 1990 год назначен послом СССР в Люксембурге.

  • 1998 год кавалер ордена Дружбы, принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала «Иностранная литература».

Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его герои — рядовые советские труженики, твердо верящие в светлое, люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные. С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные проблемы бытия.

Ч.Т. Айтматов умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека. А сейчас мы хотим вам предложить фильм о жизни и творчестве Ч.Т.Айтматове, посвященный годовщине смерти писателя.


III. Слово учителя. (3 мин) 9.02-9.05.

Дорогие ученики, перед тем как мы будем говорить о романе «Плаха», давайте подберём к слову плаха ассоциации. Плаха (бревно, дуб, казнь, помост, беда). А давайте теперь обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим на значения этого слова. Просмотр слайда со значениями слова.

А теперь дадим слово творческой группе «Литературоведов», которые нам расскажут содержание романа «Плаха».


IV. Презентация творческой группы «Литературоведы». (10 мин) 9.05-9.15.

Пересказ содержания текста «Плаха».

В романе «Плаха» можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой.

Первая линия — это судьба пары волков — Акбары и Ташчайнара. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.

Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова — молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии; после чего он стал корреспондентом газеты. Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой «гонцов» (собирателей анаши), чтобы написать о них статью. Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои «степные очерки». Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с «гонцами» и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой. Но Авдий не застает её в городе и идет на вокзал, где его подбирает для «сафары» (охоты на сайгаков) «Обер-Кандалов — бывалый человек. Гонцы» за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти.

В третьей части появляются новые герои. Бедный чабан Базарбай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Вот об этой части мы вам и хотим рассказать, который дан в нашем учебнике русской литературы.

«Волчица Акбара».

Волчица Акбара вернулась в своё старое логово, впервые после смерти Ташчайнара. Она бежала, как сумашедшая, не разбирая пути. Акбара добежала до логова, но не посмела войти в забытое жильё, потому что там не было её волчат. Акбара вновь стала молиться к волчьей богине Бюре-Ане и долго плакала.

Бостон той ночью возвращался после отгона скота на зимовье. Бостон очень спешил к себе домой, потому что его ждала жена Гулюмкан с малышом. Больше всего его тревожило в пути то, что волчица Акбара может бродить возле их жилья и наводить страх Гулюмкан и Кенджеша.

В ту ночь Акбара жаловалась Бюре-Ане у старого логова.

«В погоне за волчицей Акбарой».

Бостон проснулся в то утро, когда солнце светило вовсю. Гулюмкан занялась сборами и старалась не пускать Кенджеша к отцу, чтобы он поспал. Когда Бостон проснулся, он радовался что у него чудесный сын, глядел на него и гордился.

Бостон с женой сидели и пили чай перед отъездом. Они наслаждались этим днём и пили чай. Дома было так жарко, что они открыли дверь. Они не заметили, как Кенджеш заигрался с пушистыми цыплятами и вышел на улицу. Так проходило утро, все завязывали узлы, укладывали посуду. Собирались в путь. Кенджеш так заигрался, что и не заметил, как к нему подошла большая серая собака. Это была волчица Акбара. Кенджеш даже не испугался.

Акбара решилась близко подойти к человеческому жилью, потому что накануне не были слышны ни людские и ни собачьи голоса. Акбаре показалось, что перед ней стоит её волчонок и она лизнула его щёчку. Малыш обрадовался её ласке, тихо засмеялся, обнял волчицу за шею. Она вылизывала Кенджеша. Ему это нравилось. Акбара осторожно ухватила малыша за ворот курточки и резким рывком перекинула на загривок. Кенджеш вскрикнул, соседка, услышав крик, крикнула: «Волк! Волк ребёнка утащил! Скорее! Скорее!». Бостон не помня себя, взял ружьё и бросился из дома, за ним побежала Гулюмкан. Бостон закричал: «Стой Акбара! Стой! Стой!».

Бостон стал стрелять в воздух, не зная чем устрашить волчицу, но Акбара продолжала удаляться в сторону. Бостон пришёл в отчаяние. Понимая, что он упустит шанс, решил выстрелить по волчице. Когда он начал целиться, руки тряслись, но он всё равно прицелился и спустил курок. Мимо. Потом он опять прицелился и не услышал собственного выстрела, а только увидел, как волчица упала.

Бостон вскинул винтовку на плечо, и как будто во сне подбежал к волчице. Когда подбежал, он увидел, что Акбара была ещё жива, а малыш лежал мёртвый с простреленной грудью. В этот момент Бостону казалось, что мир потерял звуки, он просто всё видел, но не слышал. Бостон поднял тело малыша, отнёс его в кроватку и уложил. Над малышом плакала Гулюмкан, она завыла так, как выла ночами Акбара.

Суд над Базарбаем.

Бостон, взяв ружьё, вышел из дому не сказав никому ничего. Вскочил на коня и уехал. Бостон пришёл к Базарбаю и застал его тоже за сбором к отъезду. В начале Бостона никто не заметил, но когда он взял в руки ружьё все увидели его. Базарбай начал кричать: «Ты опять про волчат?». Бостон ответил: «Я хочу тебе сказать, что ты недостоин жить на этом свете, и я сам порешу тебя!». Бостон выстрелил два раза и убил его. Собравшие вокруг люди закричали и побежали к убитому. Но Бостон крикнул на них и сказал: «Я сам отправлюсь тудакуда следует, сам на себя заявлю!А вы оставайтесь на своих местах!».

Потрясенные случившимся, все молчали. Глядя на людей, Бостон понял, что с этой минуты переступил некую черту, отделил себя от людей. На него все смотрели уже другими глазамии он сказал вслух: «Вот и конец света. Я убил своими руками своего сына, даже не похоронил его, оставляю любимую жену одну». Он подошёл к Доикулюку обнял коня. Затем он отпустил его, а сам пошёл в сторону Иссык-Куля.


V. Просмотр слайдов о жизни волков. (5 мин) 9.15-9.20

Я хочу сейчас обратиться к словам Ч.Т.Айтматова, когда он говорит о волках.

Волки не просто человечнее в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Тайшчанаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним, причем, они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы одарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая самоотверженность, верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Тайшчанара. Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она несет в себе не только образ беды, постигший ее род, но и осознание ею нарушения нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла встретить в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживающий кары, но и невинный ребенок. В произведениях Ч. Айтматова животные из киргизского эпоса, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно – технической революцией и лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение – на смерть.

Для тюрков волки – тотемные животные. И сами имена их: Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно – поэтическому эпосу. В произведениях Ч. Айтматова животные из киргизского эпоса, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим.

И сейчас я хочу предложить вашему вниманию слайды о волках. Посмотрите на них, взгляните в их глаза и вы поймете, что эти животные, возможно, наделены этой нравственной силой, о которой нам говорит Ч.Т.Айтматов.

VI. Рефлексия. (10 мин) 9.20-9.30

А сейчас настало время и для эссе. Темы эссе на выбор: 1. «Размышления Акбары». 2. «Что бы я сделал на месте Бостона». 3. «Моё письмо Ч.Т. Айтматову».

Написание эссе (7 мин) 9.20-9.27

Презентация эссе (3 мин) 9.27.-9.30.

VII. Обобщение урока. (3мин) 9.30-9.33

А сейчас ребята давайте опять вспомним цель и задачи урока. Я считаю, что мы сегодня достигли цели и поставленных задач. С опережающими заданиями творческие группы справились. Если опять мы обратимся к эпиграфу, то мы сегодня не раз говорили, что это в действительности роман как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому. Одуматься. Осознать свою ответственность за всё, что так – на пределе – обострилось и сгустилось в мире.

И мы, наверное, сейчас уже можем ответить на вопрос: почему же Ч.Айтматов назвал свой роман «Плаха»?

  1. В романе затронута еще одна тема - проблема наркомании. Автор показывает гонцов, стремящихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего возможности пожить в иллюзиях, но это всё приводит только к плахе, к наказанию.

  2. Ч. Айтматов в своем романе стремился показать человека, ищущего свое место в жизни, его пороки, ведущие к гибели всего человечества.

  3. Ч. Айтматов хотел раскрыть в своем произведении донести до читателя,что сейчас человек сам, каждую минуту, убивает себя. Он “играет с огнем”, сокращая свою жизнь, попросту прожигая ее драгоценные минуты, месяцы, годы одной выкуренной сигаретой, чрезмерным употреблением алкоголя, одной дозой наркотиков.

Говоря о проблеме урока, давайте подумаем и скажем, так в чем же заключается смысл жизни по произведению Ч.Т.Айтматова.

1.Айтматов как бы у нас в своём романе спрашивает, выживет ли человек, и каким он будет в этом веке?

2. Бостон уважал законы природы, любил жизнь. Он свято верил в то, что человек, как и все живое на Земле, обязан не уничтожать, а обогащать природу. Айтматов учит нас быть таким как он любить природу.

3. Роман заставляет нас задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь …

4. Роман Ч. Айтматова призывает к совести каждого.

5. Смысл жизни в том, что должно быть взаимопонимание между природой и людьми, также взаимопонимание между людьми.

А сейчас давайте посмотрим последнее интервью с Ч.Т.Айтматовым, где он говорит о взаимопонимании.

Большое спасибо группам, были хорошие выступления. Считаю, что настало время подведения итогов нашего урока и предлагаю вам ответить на вопросы. Стратегия «Раун-дробин». Все должны ответить на вопросы в течение одной минуты. Если кто готов, то можно не записывать, а ответить сразу. Что нового узнал на уроке? Какой вклад внес на уроке? Мои впечатления о сегодняшнем уроке.

В конце урока я бы хотела обратить ваше внимание на слова Ф.М. Достоевсксго.

VI I I. Домашнее задание:

Написать сочинение на тему «Трудно ли быть человеку человеком?»

(1мин) 9.33-9.34

Ix Подведение итогов.

А сейчас подведем итоги нашего урока. Все сообщения творческих групп были интересными, но у нас есть критерии, по которым мы сегодня и дадим оценку каждому участнику групп.

Дорогие ученики, я благодарю вас за творческую работу на уроке. На этом урок завершен. Вы можете отдыхать. До свидания.

(1мин) 9.34-9.35


























Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!