Дети группы риска.
Детей группы риска обычно относят к «трудным»,
которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном
развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения,
недисциплинированность.
Дети группы риска плохо учатся, часто пропускают
школу, плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в
семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе, агрессивны,
озлоблены, рано начинают курить, употреблять спиртные напитки,
приобщаются к наркотикам.
Причины порождающих детей группы риска совершать
такие поступки, можно выделить следующие:
·
незнание их интересов и потребностей;
·
неблагоприятные семейные условия;
·
отсутствие контроля за поведением детей,
.
безнадзорность, невнимание к детям;
·
чрезмерное попустительство
.
жестокость наказания за совершенные проступки;
·
сверхзанятость родителей
·
развод родителей
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости
– это большая кропотливая работа администрации школы, социального
педагога, педагога- психолога, классного руководителя, учителей
предметников, родителей, инспектора по делам несовершеннолетних,
которое осуществляется в рамках системного подхода
.
Для
организаций помощи детям группы риска необходимо:
1.
Создание благоприятных условий .
2.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях.
4.
Создание для ребенка обстановки успеха.
5.
Поощрение положительных изменений.
6.
Переход к педагогике сотрудничества и заботы.
7.
Выявление проблем семейного воспитания.
8.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться
в
своих проблемах.
9.
Индивидуальные беседы.
10.Коррекция средств положительного
воспитательного воздействия.
Со
всеми несовершеннолетними подростками, состоящими в группе риска
проводится индивидуально – профилактическая
работа:
1.посещение на дому с целью контроля над
условиями их семейного воспитания
2.
занятость в свободное от занятий, а также каникулярное время,
подготовкой к урокам
3.
изучение особенностей личности подростков (социально –
психологическая карта, карта наблюдений, карта обследования,
диагностика недомогания, схема педагогического наблюдения,
диагностическая программа изучения уровня
воспитанности)
4.посещение уроков с целью выяснения уровня
подготовки учащихся к занятиям:
5.индивидуальные и коллективные профилактические
беседы, в частности, с приглашением инспектора ОДН (инспектора по
делам несовершеннолетних)
6.консультирвание родителей с целью выработки
подходов к воспитанию и обучению подростков
7.заседания совета по профилактике правонарушений
с приглашением родителей, инспектора ОДН
8.вовлечение подростков, состоящих в группе
риска, в кружки, секционные занятия.
Подход к ребенку, находящихся в группе риска
можно выделить следующие особенности:
1.
любить и уважать таких детей сложнее, но любовь и забота нужна им
больше, так как они обделены этим;
2.
не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а
влиять на них постепенно;
3.
верить в их исправление;
4.
предоставлять возможность проявить себя с положительной
стороны;
5.
нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые
он не может выполнить;
6.
быть искренним, не лицемерить, не унижать;
7.
не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и
социально
ценных поступков;
9.
влиять примером собственного поведения, доброго, справедливого
отношения к людям.
В
работе с детьми группы риска пусть слова С. Давыдовича станут для
каждого призывом не опускать руки, а попытать понять их и
помочь:
Вот
он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С
миром оборваны тонкие нити.
Словно стена, без дверей и
окон.
Вот
они главные истины эти:
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными
дети!
Просто им вовремя не помогли