1.Методика «Дом-Дерево-Человек» Дж.
Бука
Данная методика исследования личности была
предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых,
так и для детей, возможно групповое
обследование.
Цель методики: Оценка
личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и
интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений
с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в
частности.
Суть методики: обследуемому
предлагается нарисовать дом, дерево и человека Затем проводится
опрос по разработанному плану.
Р.Бернс при использовании теста просит изобразить
дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене.
Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком
представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок
в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно
происходит в нашей жизни.
Особым способом интерпретации может быть порядок,
в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым
нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия.
Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех
или, наоборот, пренебрежение этими
понятиями.
2. Тест «Несуществующее
животное»
Цель
тестирования:
регистрация состояния
психики
изучение уровня тревожности
ребенка
изучение уровня
самооценки
изучение внутреннего мира
ребенка
определение взаимоотношений ребенка с окружающим
миром
выяснение степени адаптации ребенка в
коллективе
Метод исследования построен на теории
психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется
исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной
правой руки — зафиксированной в виде графического следа движения,
рисунка). По И.М. Сеченову всякое представление, возникающее в
психике, любая тенденция, связанная с этим представлением,
заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается
движением»).
Если реальное движение по какой-то причине не
осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется
определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления
ответного движения (на представление — мысль). Так, например,
образы и мысли — представления, вызывающие страх, стимулируют
напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что
оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или
защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения
имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон,
выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги
(либо полотно картины) представляет собой модель пространства и,
кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е.
возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с
эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим,
прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или
идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство,
расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом
и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая
сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и
действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ
связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с
неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая
доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями,
энергией, активностью, конкретностью
действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи
и отношения к пространству при толковании материала теста
используются теоретические нормы оперирования с символами и
символическими геометрическими элементами и
фигурами.
По своему характеру тест «Несуществующее
животное» относится к числу проективных. Для статистической
проверки или стандартизации результат анализа может быть
представлен в описательных формах. По составу данный тест —
ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не
используется и требует объединения с другими методами в качестве
батарейного инструмента
исследования.