Материалдар / Дидактический материал для работы с учащимися с низкой мотивацией обучения по русскому языку.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Дидактический материал для работы с учащимися с низкой мотивацией обучения по русскому языку.

Материал туралы қысқаша түсінік
ДМ для работы с учащимися с низкой мотивацией обучения в помощь молодым специалистам или начинающим педегогам.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
12 Мамыр 2019
535
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Приемы заучивания правил. 

1. Рассказывание правила в разных вариантах и ролях: 
а) по «телефону» маме или товарищу; 
б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем; 
в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.; 
г) передайте правило «по радио», как самую свежую новость: 
«Внимание! Передаю последние известие! Ученикам 5 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и так д.т. 
Такие формы работы, думаю, будут целесообразны после 30-ой минуты урока. Именно в это время психологи советуют для повышения интереса школьников к работе включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь учащихся с пониженной работоспособностью. 
д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор. 
В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено». 
ж) представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило, очень жарко или очень холодно; 
з) рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело, грустно, с сомнением, как тайну, защищая и желая). 
Чтобы достичь желаемого результата запоминания, учащийся не просто ставит себе цель запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху. Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание. 
Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большего количества ассоциативных связей она должна «обрести» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.) не нее должно поработать. 

Вот некоторое способы «усиления» орфограммы. 
1.Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета 
2.Деление слова на входящие в него значимые сочетания букв и знаков. 
3.Составление ребусов. 
4.Заучивание обобщенным способом. 
5.Возвращение в забытую этимологию слова. 
Например: насекомое – это слово произошло от слова надрез или насечка. Лягушка – от слова ляга, означавшего «ляжка», и «бедро». Бедра – «ляжки» - характерные части тела этого животного. Дневник – в переводе с французского «ежедневный» и т.д. 
Итак, перечисленные возможности приемы «усиления» запоминаемого материала. Цель этой работы – научить детей не только приемам запоминания, но по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика. 
Для этого учитель должен ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и придумывания, вовлекать их в каждые виды деятельности, подключать к запоминанию различные чувства детей, создавать на уроке условия для творчества, фантазии обязательно пробуждать к выбору индивидуального способа запоминания того наилучшего приема, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика. Таким образом, итогом любого «уярчения» должен стать не коллективно выбранный вариант, а тот, который ребенок найдет для себя сам. 
Для увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти рекомендую проводить слуховые и зрительные диктанты. 
Зрительные диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют осознанному запоминанию правильного написания. 
Текст для диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся 1,2,3 предложения. Для лучшего восприятия текста учащимся каждое предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись закрывается, но не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля и анализа. 

Алгоритм проведения зрительного диктанта 
1. Дается установка на зрительное запоминание первого предложения. (запись предложения для восприятия из расчета 1 секунда на 1 слово). 
2. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно. 
3. Предложение записывается в тетрадь по памяти. 
4. То же со вторым предложением и.т.д. 
5. Проверка под руководством учителя. 
Зрительные диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми диктантами. На уроке зрительный диктант предшествует слуховому. Зрительные и слуховые диктанты советую разрабатывать в соответствии с проходимыми программами темами и словарной работой. 
Например, я делаю так. Тема: Безударные окончания имен существительных в Родительном, Дательном и Предложном падежах. 
Предложение для зрительного запоминания: 

Валя на проталинке промочила валенки. 
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. 

Каждый день прибавляет частицу мудрости. 
Лень хуже болезни. 
Сила жизни в дружбе. 

Мама погладила дочку по головке. 
Хорошая дочь поможет матери по хозяйству. 

Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимые звуком и обучать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей на увеличение объема их слуховой памяти. 

Алгоритм проведения слухового диктанта 
1. Дается установка на запоминание первого предложения с одного раза . 
(Учитель читает, четко проговаривая знакомые орфограммы, их должно быть не более 2) 
2. Учащиеся сразу же повторяют предложения про себя . 
(Как и в случае со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают предельную точность запечатления). 
При повторении про себя ребята должны приучиться контролировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и четкий выговор учителем отдельных слов – это развивает, помимо объема, еще качество слуховой памяти. 
3. Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти. 
4. То же со вторым. 
5. Проверка под руководством учителя. 

Слуховые диктанты можно проводить с предварительной подготовкой. 

Вариант 1: С полной подготовкой. 

Материал пишется на доске и предъявляется учащимся для знакомства и объяснения опасных мест. Далее записать закрывается. 
Диктант проводят согласно алгоритму. 

Вариант 2: С выборочной подготовкой. 
Весь диктант записан на доске и закрыт. В другой части из текста выписаны слова с орфограммами, над ними ведется работа. Учитель предупреждает, что эти слова встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание этих слов, после чего стираются с доски. Проводится диктант по обычной форме. 

Вариант 3: «Для красного карандаша». 
Текст диктанта записан на доске с ошибками. Учащиеся получают задание: 
1. Отыскать ошибки и доказать их исправления; 
2. Подготовиться к записи «чистого» текста; ребята поочередно выходят к доске, исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены, текст закрывается, ученики пишут под диктовку. 

Вариант 4: Самодиктант. 
На доске записан текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его про себя (не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают самопроверку написанного по доске. 

Зрительный диктант: телеграмма, телеграф, миллиметр. 
Слуховой диктант: в субботу пришла срочная телеграмма. 
Длина отрезка – шесть миллиметров. 

Зрительный диктант: Воробьи чирикают. 
Всюду веселье. 

Слуховой диктант: У воробьев маленькие крылья и перья. 
Живут они возле жилья людей. 
Всюду слышно их чириканье















































Занятие 1.

Тема: Безударные гласные в корне слова

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

 

Х о д  з а н я т и я :

Задание 1. Слова учителя: необходимо вспомнить определение, что такое корень слова, записать недостающие слова вместо пропусков.

(Слова для справок: общая, родственных, значение.)

Задание 2. Слова учителя: прочитайте стихотворение. Подчеркните, а затем выпишите однокоренные родственные слова к слову САД.

(Слова для справок: сад, рассада, посадки, садовод, садовник.)

Задание 3. Слова учителя: распределите однокоренные родственные слова с корнем -ГОР-, которые объединены общим смыслом в три основные группы: в значении ГОРЕ, ГОРА, ГОРИТ. Нарисуйте символ каждого слова. (Например, символ ГОРЯ – слеза, символ ГОРЫ – холм, символ слова ГОРИТ – свеча. Распределение слов: 1-й столбик – горе, горевал, горестные, пригорюнился; 2-й столбик – гора, пригорок, горцы, горный, гористая; 3-й столбик – горит, загорел, погорельцы, выгорит.)

Задание 4. Слова учителя: прочитайте слово с безударной гласной, запишите проверочное слово, затем нужную букву. (Например: гнёзда – гнЕздо.)

Задание «Запомни!» Прочитайте вслух слова с орфограммами ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛЕ и запомните их правописание.

Задание 5. Слова учителя: Сейчас Вы на время будете искать в словах орфограммы ОРО и ОЛО и выделять их зеленым цветом. Слова с

орфограммой ОРО – двумя чертами, с ОЛО – обведете в овал. Слова, в которых нет орфограмм ОРО и ОЛО, пропускайте без подчеркивания.

Задание выполняется за 1 минуту.

Задание 6. Слова учителя: из четырех слов выпишите только однокоренные родственные, выделите в них корень слова зеленым цветом. (Слова для справок: игла, иголочка.)

Задание 7. Слова учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложение, изменяя слова. Впишите безударные гласные там, где они пропущены. (Справка: В ночном саду шелестит листва.)

Задание 8. Слова учителя: из «рассыпанных» слов составьте предложения – загадки, не изменяя слова. Назовите отгадку. (Справка: Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег.) Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? (Волк.)

Задание 9. Слова учителя: прочитайте предложения, напишите проверочные слова, вставьте пропущенные безударные гласные. (Справка: крик, белый, лес, волны, повар.)

Задание 10. Слова учителя: выпишите только те пары слов, которые являются родственными. Пары-синонимы подчеркните. (Родственные пары слов: гористый – косогор, ученый – неуч, закрепление – крепость, соль – засолить; пара слов – синонимов: крутить – вертеть;остальные пары не выписывать.)

Задание 11. Слова учителя: напишите 2–3 родственных слова к однокоренным, но не родственным словам: водить – водичка. (Справка:водить, водитель, поводок; водичка, водяной, подводный.)

Задание 12. Слова учителя: напишите проверочные слова, затем напишите пропущенные безударные гласные. (Справка: говор, воды, лес, песня.)

Задание 13. Слова учителя: игра на внимание. Выделите орфограммы: слова с безударными гласными подчеркните одной чертой (облака, цветник, холод, тропинка, малыш, светлячок); с согласными в корне слова – двумя чертами (повязка, ложка, торг, дорожка, соседка); рядом со словарными словами поставьте * (звездочку) (вокзал, улица, воробей, морковь, ягода, дорожка).

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!