Приемы
заучивания правил.
1. Рассказывание правила в разных вариантах и
ролях:
а) по «телефону»
маме или товарищу;
б) игра «Поучи
правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой
(это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет
правило за учителем;
в) расскажите
правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята,
эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых
некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и
т.д.;
г) передайте
правило «по радио», как самую свежую
новость:
«Внимание!
Передаю последние известие! Ученикам 5 класса стало известно, что
НЕ с глаголами пишется отдельно» и так
д.т.
Такие формы
работы, думаю, будут целесообразны после 30-ой минуты урока. Именно
в это время психологи советуют для повышения интереса школьников к
работе включать занимательные элементы, применять средства
эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь
учащихся с пониженной
работоспособностью.
д) угадайте,
какое слово «проглотил»
диктор.
В роли диктора –
учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в
предложении одно слово. После каждого предложения «диктор»
останавливается. Ребята отгадывают, какое слово
«проглочено».
ж) представьте
себе, что в классе, где вы рассказываете правило, очень жарко или
очень холодно;
з) рассказывание
правила с разной эмоциональной нагрузкой (весело, грустно, с
сомнением, как тайну, защищая и
желая).
Чтобы достичь
желаемого результата запоминания, учащийся не просто ставит себе
цель запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь
выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху.
Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к
ней особое внимание.
Выбор способа
«усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква
запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем
большего количества ассоциативных связей она должна «обрести» и тем
больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т.д.)
не нее должно поработать.
Вот некоторое способы «усиления»
орфограммы.
1.Написание в
слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого
предмета
2.Деление слова
на входящие в него значимые сочетания букв и
знаков.
3.Составление
ребусов.
4.Заучивание
обобщенным способом.
5.Возвращение в
забытую этимологию слова.
Например:
насекомое – это слово произошло от слова надрез или насечка.
Лягушка – от слова ляга, означавшего «ляжка», и «бедро». Бедра –
«ляжки» - характерные части тела этого животного. Дневник – в
переводе с французского «ежедневный» и
т.д.
Итак,
перечисленные возможности приемы «усиления» запоминаемого
материала. Цель этой работы – научить детей не только приемам
запоминания, но по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из
характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого
ученика.
Для этого
учитель должен ориентировать учащихся на самостоятельный поиск и
придумывания, вовлекать их в каждые виды деятельности, подключать к
запоминанию различные чувства детей, создавать на уроке условия для
творчества, фантазии обязательно пробуждать к выбору
индивидуального способа запоминания того наилучшего приема, который
компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика. Таким образом,
итогом любого «уярчения» должен стать не коллективно выбранный
вариант, а тот, который ребенок найдет для себя
сам.
Для увеличения
объема запоминаемого материала и развития точности памяти
рекомендую проводить слуховые и зрительные
диктанты.
Зрительные
диктанты направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и
способствуют осознанному запоминанию правильного
написания.
Текст для
диктанта пишется на доске заранее. По усмотрению учителя берутся
1,2,3 предложения. Для лучшего восприятия текста учащимся каждое
предложение начинается с новой строки. По ходу работы запись
закрывается, но не стирается, так как она понадобится учащимся для
самоконтроля и анализа.
Алгоритм проведения зрительного
диктанта
1. Дается
установка на зрительное запоминание первого предложения. (запись
предложения для восприятия из расчета 1 секунда на 1
слово).
2. Учащиеся
закрывают глаза и представляют предложение
зрительно.
3. Предложение
записывается в тетрадь по
памяти.
4. То же со
вторым предложением и.т.д.
5. Проверка под
руководством учителя.
Зрительные
диктанты проводятся ежедневно и параллельно со слуховыми
диктантами. На уроке зрительный диктант предшествует слуховому.
Зрительные и слуховые диктанты советую разрабатывать в соответствии
с проходимыми программами темами и словарной
работой.
Например, я
делаю так. Тема: Безударные окончания имен существительных в
Родительном, Дательном и Предложном
падежах.
Предложение для
зрительного запоминания:
Валя на проталинке промочила
валенки.
Валенки у
Валеньки сохнут на
завалинке.
Каждый день прибавляет частицу
мудрости.
Лень хуже
болезни.
Сила жизни в
дружбе.
Мама погладила дочку по
головке.
Хорошая дочь
поможет матери по
хозяйству.
Слуховые диктанты развивают слуховое
восприятие и память, учат умению распознавать фонему за
произносимые звуком и обучать ее соответствующей буквой путем
соотнесения речи звучащей на увеличение объема их слуховой
памяти.
Алгоритм проведения слухового
диктанта
1. Дается
установка на запоминание первого предложения с одного раза
.
(Учитель читает,
четко проговаривая знакомые орфограммы, их должно быть не более
2)
2. Учащиеся
сразу же повторяют предложения про себя
.
(Как и в случае
со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают
предельную точность
запечатления).
При повторении
про себя ребята должны приучиться контролировать не только порядок
слов в предложении, но и интонацию, и четкий выговор учителем
отдельных слов – это развивает, помимо объема, еще качество
слуховой памяти.
3. Учащиеся
записывают предложение в тетрадь по
памяти.
4. То же со
вторым.
5. Проверка под
руководством учителя.
Слуховые диктанты можно проводить с
предварительной
подготовкой.
Вариант 1: С полной
подготовкой.
Материал пишется на доске и предъявляется
учащимся для знакомства и объяснения опасных мест. Далее записать
закрывается.
Диктант проводят
согласно алгоритму.
Вариант 2: С выборочной
подготовкой.
Весь диктант
записан на доске и закрыт. В другой части из текста выписаны слова
с орфограммами, над ними ведется работа. Учитель предупреждает, что
эти слова встретятся в диктанте. Ребята объясняют написание этих
слов, после чего стираются с доски. Проводится диктант по обычной
форме.
Вариант 3: «Для красного
карандаша».
Текст диктанта
записан на доске с ошибками. Учащиеся получают
задание:
1. Отыскать
ошибки и доказать их
исправления;
2. Подготовиться
к записи «чистого» текста; ребята поочередно выходят к доске,
исправляют ошибки, объясняют орфограммы. Когда все ошибки найдены,
текст закрывается, ученики пишут под
диктовку.
Вариант 4:
Самодиктант.
На доске записан
текст. Учащиеся читают каждое предложение один раз, повторяют его
про себя (не глядя на доску), пишут в тетрадь по памяти, делают
самопроверку написанного по
доске.
Зрительный диктант: телеграмма, телеграф,
миллиметр.
Слуховой
диктант: в субботу пришла срочная
телеграмма.
Длина отрезка –
шесть миллиметров.
Зрительный диктант: Воробьи
чирикают.
Всюду
веселье.
Слуховой диктант: У воробьев маленькие крылья
и перья.
Живут они возле
жилья людей.
Всюду слышно их
чириканье
Занятие
1.
Тема:
Безударные гласные в корне
слова
1.
Организационный момент.
2. Основная
часть.
Х о
д з а н я т и я
:
Задание
1. Слова учителя: необходимо вспомнить определение,
что такое корень слова, записать недостающие слова
вместо пропусков.
(Слова для
справок: общая, родственных,
значение.)
Задание
2. Слова учителя: прочитайте стихотворение.
Подчеркните, а затем выпишите однокоренные родственные слова к
слову САД.
(Слова для
справок: сад, рассада, посадки, садовод,
садовник.)
Задание
3. Слова учителя: распределите однокоренные
родственные слова с корнем -ГОР-, которые объединены общим смыслом
в три основные группы: в значении ГОРЕ, ГОРА, ГОРИТ. Нарисуйте
символ каждого слова. (Например, символ ГОРЯ – слеза, символ ГОРЫ –
холм, символ слова ГОРИТ – свеча. Распределение слов:
1-й столбик – горе, горевал, горестные, пригорюнился; 2-й столбик –
гора, пригорок, горцы, горный, гористая; 3-й столбик – горит, загорел,
погорельцы, выгорит.)
Задание
4. Слова учителя: прочитайте слово с безударной
гласной, запишите проверочное слово, затем нужную букву.
(Например: гнёзда – гнЕздо.)
Задание
«Запомни!» Прочитайте вслух слова с
орфограммами ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛЕ и запомните их
правописание.
Задание
5. Слова учителя: Сейчас Вы на время будете
искать в словах орфограммы ОРО и ОЛО и выделять их зеленым цветом.
Слова с
орфограммой
ОРО – двумя чертами, с ОЛО – обведете в овал. Слова, в которых нет
орфограмм ОРО и ОЛО, пропускайте без
подчеркивания.
Задание
выполняется за 1 минуту.
Задание
6. Слова учителя: из четырех слов выпишите только
однокоренные родственные, выделите в них корень слова зеленым
цветом. (Слова для справок: игла,
иголочка.)
Задание
7. Слова учителя: из «рассыпанных» слов
составьте предложение, изменяя слова. Впишите безударные гласные
там, где они пропущены. (Справка: В ночном саду шелестит
листва.)
Задание
8. Слова учителя: из «рассыпанных» слов составьте
предложения – загадки, не изменяя слова. Назовите отгадку.
(Справка: Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег.) Кто
зимой холодной ходит по лесу голодный?
(Волк.)
Задание
9. Слова учителя: прочитайте предложения, напишите
проверочные слова, вставьте пропущенные безударные гласные.
(Справка: крик, белый, лес, волны,
повар.)
Задание
10. Слова учителя: выпишите только те пары слов,
которые являются родственными. Пары-синонимы подчеркните.
(Родственные пары слов: гористый – косогор, ученый – неуч,
закрепление – крепость, соль – засолить; пара слов – синонимов:
крутить – вертеть;остальные пары не
выписывать.)
Задание
11. Слова учителя: напишите 2–3 родственных
слова к однокоренным, но не родственным словам: водить – водичка.
(Справка:водить, водитель, поводок; водичка, водяной,
подводный.)
Задание
12. Слова учителя: напишите проверочные слова,
затем напишите пропущенные безударные гласные.
(Справка: говор, воды, лес, песня.)
Задание
13. Слова учителя: игра на внимание. Выделите
орфограммы: слова с безударными гласными подчеркните одной чертой
(облака, цветник, холод, тропинка, малыш, светлячок); с согласными
в корне слова – двумя чертами (повязка, ложка, торг, дорожка,
соседка); рядом со словарными словами поставьте * (звездочку)
(вокзал, улица, воробей, морковь, ягода,
дорожка).