Материалдар / Дипломдық жұмыс
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Дипломдық жұмыс

Материал туралы қысқаша түсінік
студенттер
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
16 Қаңтар 2019
639
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 4

1ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 8

1.1Феномен насилия в семье как научная проблема 8

1.2Основные формы насилия в семье 17

1.3Модели причин насилия в семье 22

2 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 27

2.1Методологические основы системного подхода 27

2.2 Возможности применения системного подхода 34

2.3. Семья как развивающая система 34

3ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 42

3.1 Обоснование использования методик исследования насилия в семье 42

3.2. Анализ результатов исследования 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

ПРИЛОЖЕНИЯ 68


























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Проблема семейного насилия и жестокого обращения присутствует в каждой стране, в любом обществе. Масштабы проблемы носят глобальный характер. Степень распространенности, типы семейного насилия и жестокого обращения могут быть различными в зависимости от региона, уровень изученности проблемы и осведомленности о ней также везде разный. Однако, не вызывает сомнения тот факт, что насилие и жестокое обращение в семье являются темой для международного обсуждения. Проблема насилия в настоящее время привлекает всё большее внимание исследователей в силу широкой распространенности его, а также тяжёлых последствий переживания насилия для личности, разрушительного влияния на жизнь человека в целом. Насилие в отношениях членов семьи, создаёт условия хронической психотравмирующей ситуации, а по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждая шестая женщина в мире подвергается семейному насилию, причем острее всего эта проблема стоит в бедных странах [1,с.45]. Эта проблема приобрела актуальность и в Казахстане.

Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию в мировое сообщество. В Декларации тысячелетия, которую подписали практически все страны мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены как третья цель развития человечества в третьем тысячелетии. В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами своих прав и возможностей.

За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин. В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН "О политических правах женщин" и "О гражданстве замужней женщины"[2]. Подписан Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Всего Казахстан присоединился к более чем 60 международным договорам по правам человека. В 2003 году постановлением Правительства одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Она определила основные направления гендерной политики в нашей стране - достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развития своего бизнеса и продвижение по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола[3].

На IV Форуме женщин Казахстана, состоявшемся в сентябре 2004 года в г.Астане, Президент страны поручил Правительству и Национальной комиссии по делам семьи и женщин разработать на базе данной Концепции Стратегию гендерного равенства Республики Казахстан на 2005-2015 годы, в которой четко обозначить основные направления деятельности, включая экономическую, социальную и политическую сферы, определить по срокам систему мер для обеспечения равных возможностей женщинам[4].

Процесс глобализации, затронувший большинство государств, неизбежно сопровождается трансформацией социальных стереотипов. В современных условиях женщина получает возможность рассчитывать на более высокий социальный статус благодаря образованию, возможности учиться и работать наравне с мужчинами, иными словами, получает возможность стать равноправным членом общества. Это, однако, вступает в противоречие с традиционными нормами и ценностями общества, сложившейся системой стереотипов взаимоотношений между мужчиной и женщиной, распределением ролей в семье, задачами и формами воспитания. Создаются предпосылки для переоценки супружеских ролей и отношений в семье, это сопровождается напряженностью в семейных отношениях, которое нередко разрешается путём психологического или физического насилия мужчиной в отношении женщины и детей. Несмотря на то, что Казахстан является светским государством, нередки случаи что мужчины традиционно занимают привилегированноеположение, поэтому жертвами насилия в семье, как правило, становятся женщины.

Насилие, проявляемое непосредственно в форме агрессивного поведения супруга или опосредованно - в форме психологического принуждения, создаёт психотравмирующие условия, следствием чего становятся психические расстройства, которые, по мнению ряда исследователей, затрагивают все уровни психической организации и ведут к стойким личностным изменениям. Проблема насилия в семье в данное время исследуется многими специальстами в областях социологии, педагогики, психологии, юриспунденции. Психологическая наука приходит к признанию того, чтопроблема внутрисемейных отношений имеет социальную значимость, таккак насилие ведет к нарушениям психического здоровья членов семьи,усугублению кризиса института семьи, неблагоприятному влиянию напсихологическое формирование подрастающего поколения[5,с.28].

Таким образом, согласно общепринятым определениям, насилие в семье (в отношениях) - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, психологического или экономического оскорбления, с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха, вины. Насилие в семье (в отношениях) – это так же ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения[6.с.27].

Проблема нарушений адаптации женщин и детей в условиях семьи становится актуальной и в связи с задачами оказанияпсихологической помощи для профилактики психологическихпоследствий насилия. Научное обоснование направлений и содержаниятакой помощи диктует необходимость исследования клинико-психологических аспектов проблемы насилия в семье. Актуальность дипломной работы определяется высокой значимостью проблемы насилия в обществе, а её практическое значение заключается ввозможности разработки методик психологической диагностики и коррекциисостояний острого и хронического стресса в связи с переживанием насилия иконфликтными супружескими взаимоотношениями на основе системного подхода.

Целью дипломного исследования является научное обоснование и разработка исследования модели насилия в семье.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:

  • Провести анализ научной литературы по проблеме исследования;

  • Разработать методологию исследования насилия в семье с применением системного подхода;

  • Проследить динамику процесса циркуляции насилия в семье;

Объект исследования: процесс исследования насилия в семье.

Предмет исследования: Анализ возможностей системного подхода в исследовании насилия в семье.

Гипотеза исследования: Если в исследовании насилия в семье применять возможности системного подхода, то следует ожидать, что насилие встроено в структуру семейной системы как способ взаимодействия членов семьи друг с другом, так как существующие в семейной системе формы насилия взаимосвязаны.

Теоретико-методологическую базу исследования: Работа основывается на общенаучных принципах анализа социально-психологических явлений: принцип системности, целостности и противоречивости развития, заключающийся в обобщении концепций психологов, социологов, педагогов, посвященных исследованию проблем регуляции семейных отношений. Методологию исследования составили исследования психологических основ теорий отношений В.Н.Мясищева и психологии переживания Ф. Е. Василюка, когнитивно-поведенческая концепция адаптации к стрессу R.Lazarus, исследования проблем насилия на основе системного подхода Д.Левинсона, Дж.Кобрина, Д.Финкелхора, Д.Иваниека, К.Брона, Р.Лэнга, А.Миллера.

Методы исследования: общепсихологические методы (наблюдение, беседа, анкетирование), психогеометрический метод; опросник удволетворенности браком; тест Кеттела.

Научная новизна: В дипломной работе произведены теоретические обобщения и эмпирические данные, позволяющие уточнить и расширить научно-теоретические представления о психологических последствиях феномена насилия в семейных отношениях. Результаты исследования позволили охарактеризовать и расширить возможности системного подхода в изучении насилия в семье.

Практическая значимость: результаты исследования позволяют научно обосновать направления и содержание системного подхода в исследовании насилия в семье, могут быть использованы приорганизации специальных образовательных, психопрофилактических и психокоррекционных программ и в разработке практических рекомендаций для кризисных центров, оказывающих психологическую и социальную помощь.

База исследования: семьи г. Кокшетау

Структурадипломной работы

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения.
































1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ


1.1Феномен насилия в семье как научная проблема


Как известно, основоположник современной психотерапии З.Фрейд разделял латинскую мудрость: Homo homini lupus est. Так, в одной из своих работ он писал: «Человек человеку волк; найдется ли у кого мужество после всего опыта жизни и истории оспаривать это положение?» [7,с71]. Как бы не относились к этим представлениям З.Фрейда о человеческой природе, приходится признать, что, согласно современным научным данным, именно насилие составляет универсальный коммуникативный контекст жизни человека: все люди в той или иной степени подвергаются психологическому насилию. Вместе с тем в общественном сознании и СМИ данная проблема представлена в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая», более того проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению экспертов не заслуживает доверия как явно заниженные, очевидно, что распространенность других, менее явных видов и форм насилия в семье такова, что охватывает всю популяцию. Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом конвенционального общественного сознания.

Значительная часть работ зарубежных исследователей по проблеме насилия в семье посвящена изучению источников насилия и происхождению насилия.В числе авторов, исследующих исторические причины домашнего насилия и рассматривающих насилие как пережиток прошлого, когда муж имел закрепленное не только традицией, но и законом право наказывать и дисциплинировать жену, Гондольф и Фишер[8,с.33]. Они ссылаются на законодательство ХIХ века, в соответствии с которым муж мог «дисциплинировать» жену, но палка, которой наносился удар, не должна была быть толще большого пальца. В США по закону 1824 года мужья официально освобождались от ответственности за умеренное физическое наказание жены в случаях «крайней необходимости». Российские исследователи проблемы часто упоминают «Домострой», свод законов, регулировавший семейные отношения в Древней Руси. В «Домострое» целый раздел посвящен способам, какими нужно «правильно» наказывать провинившуюся жену.

По оценке некоторых экспертов в Казахстане свыше 60% всех женщин хотя бы раз в жизни подвергались физическому или сексуальному насилию. Лишь 10% случаев изнасилований доходит до рассмотрения в суде. 28% замужних женщин являются жертвами насилия со стороны своих мужей. Пять лет назад по поручению Президента страны в Министерстве внутренних дел были созданы специальные подразделения по борьбе с проявлениями насилия в отношении женщин. Они действуют во всех регионах страны и показали свою эффективность. Практически во всех регионах страны открыты 38 кризисных центров для женщин и детей. Содержатся они, в основном, за счет грантов международных организаций. В 2003 году на телефоны доверия кризисных центров поступило более 27 тыс. обращений. Наибольшее число звонков связано с физическим (23%) и психологическим (22%) насилием. Всем обратившимся оказана консультативная помощь, более половины из них - помощь психологов и юристов[9.с.27].

В 2001-2003 годах совместно с ЮНИФЕМ была проведена крупная информационная кампания "Жизнь без насилия - это наше право". Впервые к теме насилия в отношении женщин привлечен Верховный суд. Приняты конкретные рекомендации по улучшению судебной практики по этим вопросам. Постановлением Правительства утверждены Правила взаимодействия государственных органов, организаций и общественных объединений, занимающихся проблемами насилия в отношении женщин. Разработан проект закона "О бытовом насилии". Он определяет круг лиц, подлежащих защите от бытового насилия, и круг организаций, которые должны оказывать помощь пострадавшим. Предусматривается введение в судебную практику охранных ордеров с целью дальнейшего пресечения насилия. Законопроект прошел обсуждение практически во всех регионах страны и включен в перспективный план законопроектных работ Правительства на 2006 год. Приняты законы "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам незаконной миграции", "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Казахстан", внесено дополнение в Закон "О туристской деятельности в Республике Казахстан". Теперь незаконный вывоз людей за пределы Казахстана или их незаконный транзит считаются преступлением, подлежащим наказанию в виде лишения свободы от 3 до 8 лет, с конфискацией имущества[10.с.41].Совместно с Международной организацией по миграции реализованы проекты - "Информационная кампания по предупреждению трафика женщин" и "Борьба с торговлей людьми (трафиком) из, в, через и внутри Казахстана".

В настоящее время при Правительстве действует Межведомственная комиссия по вопросам борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми. Разработан национальный План по борьбе, предотвращению и профилактике преступлений по торговле людьми на 2004-2005 гг. В ноябре 2004 года Казахстан подписал Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами и Заключительный протокол к данной Конвенции[11,с.45].

Российский философ А.А.Гуссейнов в своей статье «Понятие насилия»: «насилие, как явствует уже из этимологиислова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы»[12,с.32]. Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку ониобладают свободной волей. В процессе насилия одни индивиды навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремятся подчинить их себе. Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других,узурпируют их свободную волю.

Виктимологический подход к проблеме исходит из того, что женщина своим поведением «жертвы» сама провоцирует насилие. Частично такой подход представлен в работах немецкой исследовательницы Шнайдер, где устанавливается связь между действиями жертвы и насильника[13,с.29]. Она выделяет 3 фазы насилия. В первой фазе происходит попытка усиления контроля за насильником со стороны потенциальной жертвы, во второй осуществляется насилие, а третья - обнаруживает зависимость жертвы от насильника, что фактически избавляет его от наказания и приводит к повторению цикла.

Теория социального научения подчеркивает роль ближайшего окружения, которое стимулирует развитие в мужчине склонности к насилию. Эта теория получила развитие в работах М. Кауфмана[14,с.72]. Исследуя происхождение насилия в современном обществе, М. Кауфман не разделяет радикальной феминисткой теории, выдвинутой в 1970-е гг. С. Браумиллер, сводившей происхождение насилия к особенностям мужской психологии[15,с.45]. Кауфман считает, что нет никаких причин утверждать, что человеческое существо в целом (независимо от пола) не склонно к агрессии. Главное, к чему он стремится привлечь внимание - это то, что общество делает с этой агрессией. По его мнению, мужское насилие начинается с насилия по отношению к себе (запрещение мальчикам проявлять свои чувства), затем переходит на уровень отношений к женщине (так, называемая подростковая агрессивность), а затем начинает угрожать обществу в целом. Насилие при этом является компенсацией чувства безвластия и беспомощности, испытываемого мужчиной на работе или в обществе, а также - стремлением подчинить женщину своей власти, способом контроля над ней.

В центре интерактивной теории находится проблема властных отношений и насилия как разновидности коммуникации. М. Киммель, сочетая данный подход с теорией социального научения, считает насилие мужчин в отношении женщин результатом социализации - с детства мужчины понимают, что насилие - это приемлемая форма коммуникации[16,с.61]. Оно может быть частным, личным и интимным языком коммуникации. Проявление насилия в семье как мужчинами, так и женщинами Киммель также связывает с дисбалансом власти: семьи, в которых большинство решений принимаются одним из супругов, наиболее часто сталкиваются с проблемой насилия. Киммель отмечает и различия в использовании насилия мужчинами и женщинами: в то время как мужчины применяют насилие для воздействия на жен, стремясь добиться послушания; для женщин, прибегающих к насилию это, в основном, акт выражения фрустрации или острого моментального гнева.

К этим наблюдениям можно добавить результаты исследования Дж. Готтман и Н.Якобсон, которые в течение 8 лет наблюдали за 63 супружескими парами, имеющими проблемы с насилием[17,с.45]. Они выделили общие принципы семейной динамики: все обидчики были неуправляемы и непредсказуемы, пострадавшие часто не были пассивными, чувствовали злобу, но сами не являлись субъектами насильственных действий. Со стороны обидчиков было зафиксировано большое число эмоциональных оскорблений, подрывающих уверенность жертв в самих себе.

Некоторые исследователи используют теорию конфликтов, согласно которой насилие - одно из финальных звеньев в цепи разногласий, столкновения интересов. Структура причин, обусловливающих уровень насилия в конфликтах, описанная Л.Козером, используются для объяснения проявлений насилия в семье[18,с.37].

Мета-исследование подходов к насилию было предпринято Леонардом Берковицем в работе «Агрессия: причины, последствия и контроль». Он обратил внимание как на социальные и культурные корни насилия в семье, так и на характер семейных отношений и общее ситуативные сходство агрессивного поведения в семье с другими типами агрессивного поведения. Кроме того, Л.Берковиц подчеркнул взаимозависимость жертвы и обидчика, присоединясь, таким образом, к виктимологическому подходу – «грубость порождают еще большую грубость, а агрессивные действия одной стороны вызывают ответную агрессию другой»[19,с.62].

Cтруктурная теория изучения насилия обращает внимание на патриархат, ставящий любого мужчину в положение потенциального насильника. Этот подход разделяют Дж. Хирн и М. Шеллер. Дж.Хирн исследует связь мужчины с властью и контролем, анализирует мужскую культуру насилия[20,с.45]. Автор указывает на большее количество мужчин среди заключённых и связывает причину этого с мужской склонностью к насилию, а склонность к насилию - с патриархатом. Маргарет Шелер трактует насилие в отношении женщин как следствие их женской природы. Рождаясь женщиной, и, находясь в определенных отношениях с мужчиной, женщина приобретает особый, более низкий по сравнению с ним, социальный статус. Это делает женщину уязвимой для насилия в семье[21,с.81].

Различные аспекты связи патриархатного устройства общества и супружеского насилия выделяются и в коллективном российско-американском исследовании, результаты которого представлены в монографии «Окно в русскую частную жизнь». Ссылаясь на исследования Добаша, Курца, Левинсона, Хоффмана, Геллиса и других, авторы монографии отмечают, что главной причиной насилия является гендерное неравенство - ситуация, когда мужчины контролируют материальные ресурсы и принятие решений на уровне семьи, а женщины таких прав лишены. В условиях патриархата насилие со стороны мужчины оказывается наиболее вероятным в тех случаях, когда ресурсы мужа ниже ресурсов жены. В таких ситуациях он, считаясь с господствующей идеологией, настаивающей на обязательности мужского контроля над ресурсами, прибегает к компенсации своей маскулинности через насилие. Согласно этой теории, насилие является выходом гнева по поводу кризиса мужской гендерной идентичности.

Обилие предлагающихся подходов к осмыслению источников жесткого обращения с женщиной в семье позволяет предположить, что эти подходы, взаимно дополняя друг друга, отражают насильственные аспекты различных моделей и/или на различных этапах развития семейных отношений. Так, ситуационный подход к проблеме домашнего насилия петербургского психолога Натальи Ходыревой объясняет насилие в семье ситуативным распределением власти между обидчиком и жертвой (например, наличием маленького ребенка, требующим ухода, отсутствием жилья или средств к существованию и т.д.).

Поскольку психологические исследования насилия в семье проводятся главным образом в рамках гендерной психологии и социологии и позиционируются именно как гендерные исследования, основным подходом к изучению супружеского насилия стало рассмотрение его как следствия и проявления мужского доминирования в обществе и семье. Это позволяет включать рассмотрение супружеского насилия в более широкий контекст исторического, философского и культурологического осмысления соотношения власти и насилия.

Таким образом, насилие есть внешнее воздействие на человека, оно связано со специфическими средствами, представляющими собой прямую или косвенную угрозу жизни, предназначеннымидля её разрушения и уничтожения. Есть средства, которые сами по себе являются знаком насилия и в определенных случаях достаточны для его идентификации, следует подчеркнуть, что в целом без соотнесения с мотивами, целями определить насилиеневозможно. Мотивы и цели в понятии насилия играют настолько большую роль, что вопределенных случаях в качестве насильственных могут выступать дажедействия направленные на поддержание жизни, например, принудительноекормление человека, объявившего голодовку. Механизм и технология насилиясостоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чащвсего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого воздействия. Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретированокак разновидность отношений господства, власти.

Насилие следует отличать от природной агрессивности, воинственности, представленных в человеке в виде определенных инстинктов. Эти инстинкты, как и противоположные им инстинкты страха, могут играть свою роль и дажеизощренно использоваться в практике насилия. Тем не менее, само насилиеесть нечто иное и отличается от них тем, что оно заявляет себя как актсознательной воли, ищет для себя оправдывающие основания. От других форм принуждения насилие отличается тем, что оно доходит допределов жестокости, характерных для природной борьбы за существование. Аот собственно природной агрессивности оно отличается тем, что апеллирует кправу, справедливости, человеческим целям и ценностям. В этом смысленасилие можно охарактеризовать как право сильного или как возведение силы взакон человеческих отношений. Под насилием так или иначе чаще всего подразумевают физическое воздействие,но не следует, делать ошибку, которую совершают многие, - забывать, чточеловек существо не только телесное, а и духовное и психологическимисредствами человека, будь-то ребенок или взрослый, можно измучить неменьше, чем физическим насилие

Проблематика психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века учеными Д.Левинсон, Дж.Кобрин, Д.Финкелхор, Д.Иваниек, К.Брон, Р.Лэнг, А.Миллер. В современной психологической науке данная проблематика сравнительно молода, ученые Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал Е.И. рассматривают проблему насилия в семье с разных точек зрения[22,с.48]. До настоящего времени не существует единого видения данной области в психологии, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат. В англоязычной психологической литературе основные собирательные термины в данной области - «abuse» (т.е. обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение, эксплуатация, совращение) и «neglect» (т.е. пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы).

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!