Материалдар / Доклад на тему: Критериальное оценивание - как основной компонент обучения.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Доклад на тему: Критериальное оценивание - как основной компонент обучения.

Материал туралы қысқаша түсінік
Критериальное оценивание как основной компонент обучения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
18 Мамыр 2021
315
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Критериальное оценивание – инструмент обучения.


Преподаватели: Байшагирова Динара Каирбековна,

Залелова Айжан Калмакульевна.


Кокшетауский высший медицинский колледж


г. Кокшетау, ул. Глинина 54, 87773290798

dina.bash@mail.ru


Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать»


Уважаемые коллеги, в последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально грамотным.


Но в то же время мы должны задуматься, а как оценивать грамотность такого обучающегося, по каким позициям, критериям? Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на обучающихся, мотивационные элементы и многие другие факторы. А влияет система оценивания на формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся?


Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что преподаватель передает и транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать? Информация, которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.


Основу оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:

  • что оценивать?

  • как оценивать?

  • с какой целью оценивать работу обучающегося на уроке?


Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между преподавателем, обучающимися и родителями по поводу успешности образовательного процесса.


Итак, что же такое оценивание? Оценивание - это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном. Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство обучающихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.


Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал цифра по пятибалльной шкале.


Если вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего. Преподаватель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем:

         а) уровня обучащегося относительно определенного эталона,

         б) уровня обучащегося относительно класса в целом,

         в) уровня обучащегося относительно его же самого в предшествующий период,

причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с преподавателем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка.


Прежде всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.

  1. Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного обучающегося относительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны - административное отслеживание успеваемости отдельных обучающихся, групп, уровня их подготовки и качества работы преподавателя.


  1. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию обучающихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретной группе обучения, как и по поводу благополучия отдельных обучающихся.


  1. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности обучающихся, не требует дополнительных пояснений.


При критериальном оценивании нормативная функция должна измениться, информационно-диагностическая- поставлена на первое место, а карательно-поощрительная функция должна быть ликвидирована.


На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь.

На этом и строится критериальное оценивание.




Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала познакомиться со следующими терминами.


  • Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.

  • Рубрикатор (инструкция по оцениванию) подробное описание уровней достижений обучающихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.


  • Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги обучающегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.


Пример составление критериев, рубрикатора и дескрипторов

Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.


Примерные процедуры совместной (преподаватель – обучающиеся) разработки критериев

1. Объявите обучающимся цели и задачи занятия перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого обучающегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися.

4. Убедитесь, что все обучающиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы обучающихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.



Практическая значимость критериального оценивания

  • Оценивается только работа обучающегося.

  • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен обучающимся заранее.

  • Обучающемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

  • Оценивают у обучающихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.



Таким образом проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед преподавателями в практике преподавания, и перед обучающимися для оценивания успешности своего обучения. Для преподавателя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать обучающегося к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках преподавателя, который будет направлять, открывать новые возможности обучающимся на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где преподаватель находится в центре учебного процесса к модели, где обучающиеся созидают, а преподаватель лишь направляет.




Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!