Критериальное
оценивание – инструмент обучения.
Преподаватели:
Байшагирова Динара Каирбековна,
Залелова Айжан
Калмакульевна.
Кокшетауский высший
медицинский колледж
г. Кокшетау, ул. Глинина
54, 87773290798
dina.bash@mail.ru
Ф. Ницше: «Жить- значит
оценивать»
Уважаемые коллеги, в последнее время мы все чаще говорим о том, что
современный выпускник должен быть функционально грамотным.
Но в
то же время мы должны задуматься, а как оценивать грамотность
такого обучающегося, по каким позициям, критериям? Во все времена
существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В
процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы
выставления отметок, частотность проведения
контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры
воздействия на обучающихся, мотивационные элементы и многие другие
факторы. А влияет система оценивания на формирование
учебно-познавательной компетентности обучающихся?
Прежде
чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые
понятия. В частности всегда говорится о том, что преподаватель
передает и транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но
сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать
нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два
понятия: информация и знания? И можно ли знания передать?
Информация, которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в
голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по
полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное
оценивание превращения информации в знания и умения.
Основу
оценочной деятельности учителя образуют три вопроса:
Под
системой оценивания понимается не только та
шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в
которые отметки принято выставлять, но в целом механизм
осуществления контрольно-диагностической связи между
преподавателем, обучающимися и родителями по поводу успешности
образовательного процесса.
Итак,
что же такое оценивание? Оценивание - это сравнение полученных
результатов с нормой или эталоном. Само понятие критериальное
оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение
пилотов. Критерий- это эталон. Норма- показатель большинства. Т.е.
мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство
обучающихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А
если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.
Попробуем разобраться, что может означать выставленная в журнал
цифра по пятибалльной шкале.
Если
вдуматься, ответ напрашивается сам собой: все и ничего.
Преподаватель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируется на
целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким
интегрированным показателем:
а) уровня
обучащегося относительно определенного эталона,
б) уровня
обучащегося относительно класса в целом,
в) уровня
обучащегося относительно его же самого в предшествующий период,
причем
разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только
посредством беседы с преподавателем, если тот, конечно, еще не
успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та
отметка.
Прежде
всего, попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня
система оценивания. Их можно выделить три.
-
Нормативная функция
включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений
конкретного обучающегося относительно утвержденного государством
эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия,
соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного
заведения, а с другой стороны - административное отслеживание
успеваемости отдельных обучающихся, групп, уровня их подготовки и
качества работы преподавателя.
-
Информативно-диагностическая функция, включающая
основополагающие моменты содержательной связи между всеми
участниками образовательного процесса, содержательную и
эмоциональную рефлексию обучающихся, а также педагогическую
рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает
пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным
процессом в конкретной группе обучения, как и по поводу
благополучия отдельных обучающихся.
-
Карательно-поощрительная
функция, связанная с мотивацией деятельности обучающихся, не
требует дополнительных пояснений.
При
критериальном оценивании нормативная функция должна измениться,
информационно-диагностическая- поставлена на первое место, а
карательно-поощрительная функция должна быть ликвидирована.
На
протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем
используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную
работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда
вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем
вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования
оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом
сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это
принципиально новый подход и очень важная вещь.
На
этом и строится критериальное оценивание.
Чтобы
пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо
сначала познакомиться со следующими терминами.
-
Крите́рий
— признак, основание, правило принятия решения по
оценке чего-либо на соответствие предъявленным
требованиям.
-
Рубрикатор
(инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений обучающихся
по каждому критерию и соответствующее им количество
баллов.
-
Дескриптор
– описание уровней достижения конкретного балла,
которое последовательно показывает все
шаги обучающегося по достижению наилучшего результата,
каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем
выше достижение – тем больше балл по данному
критерию.
Пример составление
критериев, рубрикатора и дескрипторов
Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ
(формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то,
что заявлено в цели.
Примерные процедуры совместной (преподаватель – обучающиеся)
разработки критериев
1.
Объявите обучающимся цели и задачи занятия перед началом изучения
темы, главы, раздела.
2.
Попросите каждого обучающегося написать один-два критерия, по
которым будут оцениваться работы.
3.
Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися.
4.
Убедитесь, что все обучающиеся поняли предложенные критерии.
5.
Расположите критерии по степени важности.
6. В
процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.
7.
Если предполагается выставление отметки, определите количественное
выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию
(разбивку на уровни выполнения задания).
В
дальнейшем работы обучающихся необходимо оценивать только в
соответствии с разработанными критериями.
Практическая значимость критериального оценивания
-
Оценивается только работа обучающегося.
-
Работа
учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной
работы, который известен обучающимся заранее.
-
Обучающемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому
он сам может определить уровень своей работы и информировать
родителей;
-
Оценивают у обучающихся только то, чему учили, так как критерий
оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Таким образом проблема оценивания и его
объективности остро стоит и перед преподавателями в практике
преподавания, и перед обучающимися для оценивания успешности своего
обучения. Для преподавателя важно, как с помощью оценки не погасить
интерес к предмету, а наоборот, стимулировать обучающегося к
продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать
инструментом в руках преподавателя, который будет направлять,
открывать новые возможности обучающимся на пути познания. Особенно
это важно на современном этапе, когда мы через изменение
образовательной парадигмы переходим от модели, где преподаватель
находится в центре учебного процесса к
модели, где обучающиеся созидают, а преподаватель лишь
направляет.