Любому обществу нужны одаренные люди, и задача
общества состоит в том,
чтобы рассмотреть и развить способности всех его
представителей. К большому сожалению, далеко не каждый
человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит
и от семьи, и от школы.
Задача
семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть
способности ребенка, задача школы — поддержать
ребенка и развить его способности, подготовить почву для того,
чтобы эти способности былиреализованы.
Жажда
открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные
тайны
бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно
встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа
со школьным
учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и
специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в
различных областях
знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто
интересуется различными областями науки и техники, помочь
претворить в
жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу
поиска в науке,
в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои
способности.
Что
же понимают под термином
"одаренность"?
В
обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии
же под ней понимают системное качество личности, которое выражается
в исключительной успешности освоения и выполнения одного или
нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая,
гениальная личность, зависит от многих
обстоятельств.
В
мировой психолого-педагогической науке существуют различные
концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных
теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная
американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что
одаренность есть сочетание трех основных
характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих
средний уровень);
креативности;
настойчивости (мотивация, ориентированная на
задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и
благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить
к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие
показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах
автор заменяет термин “одаренность” на
“потенциал”.
Для
педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную
схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не
только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче
массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными
возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не
развить, этот дар природы так и останется не
востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная
успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью
переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие
дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым
занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала.
Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они
требуют особого подхода, особой системы
обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что
в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя,
а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые
усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей
педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием
одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с
учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся
являются победителями районных, областных, региональных олимпиад,
конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней
областей.
Как достигаются такие
результаты?
Система моей работы с одаренными
детьми включает в себя следующие
компоненты:
выявление одаренных
детей;
развитие творческих способностей на
уроках;
развитие способностей во внеурочной
деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская
работа);
создание условий для всестороннего
развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо
уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны,
настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны
к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику
одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка,
Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа должна
научить их думать, предпринимать все возможное для развития их
способностей. Первым помощником в этом деле является интерес
учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и
развития природных задатков учащихся я использую творческие
задания, занимательные опыты, материалы и
задачи.
Мною разработана система развивающих
задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в
начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и
требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В
случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.
Например: «На какой угол Земля поворачивается вокруг своей оси за 1
секунду?» - для 7 класса; «У вас есть моток тонкой проволоки,
карандаш и тетрадь в клетку. Как можно определить примерно площадь
поперечного сечения проволоки?» - для 8 класса и т.
д.
Для многих тем курса физики мною
разработаны системы задач для домашней работы учащихся, включающие
в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием
уровня сложности.
Сознание ребенка находится в стадии
становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий
потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того
чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать
над собой, то есть постоянно
самосовершенствоваться.
|