КГУ
«Средняя школа имени Мухтара Ауэзова»
«М.Әуэзов атындагы атындағы
орта мектебі» КММ
Жұмыс
тәжірибесі. Баяндама. Тақырыбы:
«Кіші оқушыны оқыту процесінің қажетті шарты
ретінде дефектолог сабақтарында сәттілік жағдайын
жасау»
Мұғалім – дефектолог:
Молоствова Л.А.
Опыт работы. Доклад.
Тема:
«Создание ситуации успеха на занятиях
дефектолога, как необходимое условие процесса обучения младшего
школьника».
Учитель – дефектолог:
Молоствова Л.А.
с.
Восточное
2020 - 2021 учебный год
Основное направление дефектологической службы – сопровождение
учащихся. Основная форма этого направления -
коррекционно-развивающая работа с детьми.
Коррекционно-развивающая работа
учителя-дефектолога с детьми, основываясь на принципах
коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой
и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее
развитие ребенка. Основной формой ее организации являются
индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия,
которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную
направленность.
Коррекционная деятельность учителя-дефектолога
направлена:
-
на
развитие познавательных возможностей ребёнка;
-
на
улучшение индивидуальных личностных качеств ученика:
дисциплинированности, собранности,
организованности;
-
на
развитие его интересов и склонностей;
-
на
повышение общего уровня развития ученика;
-
на
восполнение пробелов предшествующего развития и
обучения;
-
на
коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи,
направленную на подготовку к восприятию нового учебного
материала;
-
на
формирование и развитие навыков собственной жизненной
компетенции.
Коррекционная работа осуществляется в рамках
целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка и строится не
как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка
западающих умений и навыков, а как целостная, осмысленная
деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его
повседневной жизнедеятельности и социальных
отношений.
Коррекционный процесс строится на основе учёта
психофизических особенностей ребёнка, т.е. на диагностической
основе. Так осуществляется личностно - деятельностный подход в
коррекционной работе учителя-дефектолога.
На коррекционном занятии формируются
коммуникативно-речевые умения ученика и создаются оптимальные
условия для развития у ребёнка потребности общения, формируется
положительная мотивация к деятельности, к учению, обеспечивается
формирование личной самостоятельности и ответственности ребёнка.
Так осуществляется коммуникативный подход в коррекционной работе
учителя-дефектолога.
Через развитие рефлексивной культуры личности,
способности ребёнка осознавать причины своих поступков и поведение
других людей, формирование умения адаптироваться в межличностных
отношениях, ставить и решать практические задачи, умение давать
оценку своей деятельности, осуществляется рефлексивный подход в
коррекционной работе учителя-дефектолога.
Следует выделить следующие
основные
направления коррекционно-развивающей
работы:
-
сенсорное и сенсомоторное
развитие;
-
формирование пространственно-временных
отношений;
-
умственное развитие (мотивационный, операционный
и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту
обще интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм
мышления);
-
нормализация ведущей деятельности
возраста;
-
формирование разносторонних представлений о
предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение
словаря, развитие связной речи;
-
готовность к восприятию учебного
материала;
-
формирование необходимых для усвоения
программного материала обще учебных умений и
навыков.
Для повышения эффективности обучения учащихся
создаются специальные условия:
1. Индивидуальная помощь в случаях
затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для
закрепления материала.
3. Более частое использование наглядных
дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения:
-
Поэлементная инструкция.
-
Повтор инструкции.
-
Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные,
словесные).
-
Альтернативный выбор (из предложенных вариантов
правильный)
-
Речевой образец
-
Демонстрация действий.
-
Визуализация представлений (мысленное вызывание
ощущений разной модальности).
-
Опора на рифму.
-
Вариативные вопросы (подсказывающие,
альтернативные, наводящие, уточняющие и
проблемные)
-
Подбор по аналогии.
-
Подбор по противопоставлению.
-
Чередование легких и трудных заданий
(вопросов)
-
Совместные или имитационные
действия.
-
Начало действия.
-
Описание и анализ ситуаций с исключением 1 детали
(молния без грома).
-
Описание и анализ ситуаций, включающих прямо
противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен
снег).
-
Разведение соединенных объектов и нахождение
последствий этого (рыба без воды).
-
Сведение несоединимых объектов, нахождение новой
функции (ручка и травинка).
-
Многократное усиление функции.
-
Создание проблемных ситуаций.
-
Самостоятельная работа
-
Работа со словарями на время.
-
Сравнение (чем похожи и чем
отличаются)
-
Наблюдение и анализ (что изменилось и
почему?)
-
Найди ошибку.
-
Шифровка (применение символики для шифровки букв,
слов, заданий).
-
Группировка по общности
признаков.
-
Исключение лишнего.
-
Образец
выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из
производимых действий.
5.
Введение физминуток через 15-20 минут урока.
6.
Создание ситуации успеха на занятии.
Какие же есть способы и приемы создания ситуации
успеха? Итак, рассмотрим некоторые из
них.
-
Установление психологического контакта, создание
атмосферы доверия (улыбка, обращение по имени, сопереживание
ученику).
2. Снятие чувства
страха.
3. Четкая инструкция, совет о том. Как выполнить
планируемое.
4. Авансирование личности, провозглашение ее
достоинств.
5. Мобилизация
активности.
6. Высокая оценка
деятельности.
С
чего начинается создание ситуации успеха на занятии? Успех
начинается с признания детьми права учителя их учить. Возможно с
необычного начала урока, обстановки жизнерадостности, творчества,
неожиданности.
При
организации своих занятий мне важно выбрать формы и методы работы,
позволяющие решать следующие задачи:
-
Развитие самостоятельности, самоконтроля, умения
планировать, организовывать и адекватно оценивать свою работу,
синхронизировать её с работой учителя;
-
формированию коммуникативных навыков в процессе
учебной деятельности и навыков
сотрудничества;
-
повышению мотивации к обучению, формированию
положительной концепции посредством создания ситуаций
успеха.
Создание ситуации успеха в общеобразовательной
школе предполагает:
- добровольность включения ребенка в социально
значимую деятельность:
- доверие ребенку в выборе средств достижения
поставленной цели;
- оптимистическая стратегия в определении
воспитательных задач;
- предупреждение негативных последствий в
процессе педагогического
воздействия;
- учет актуальных и потенциальных интересов, и
потребностей учащихся, их индивидуальных
вкусов;
- формирование у детей готовности к социальной
самозащите своих интересов при осознании своей социальной
защищенности.
А
сейчас я хочу поделиться приёмами ситуаций успеха, которые я
использую на своих занятиях:
Эмоциональное
поглаживание.
Дефектолог с легкостью раздаёт комплименты. За
каждое выполненное (даже не до конца) задание говорить «молодец»,
«умница», «я тобой горжусь». Кто-то может сказать, что к доброму
потоку ласкающих слух слов дети привыкнут и перестанут их замечать.
Могу вас заверить, что ребёнок начинает старается из-за того, что
поверил учителю.
Авансирование.
Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее
предупреждает школьника о проверке его знаний. Смысл авансирования
в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать
школьник (разгадать загадку и графически нарисовать ответ). Для
тех, кто сомневается в себе такая подготовка создаёт
психологическую установку на успех.
Ценность данного подхода состоит в том, что
ребенок, включается в коррекционную деятельность. Порой неверный
результат, но добытый собственным трудом, более ценен, чем
заимствованный у других. Мудрость учителя заключается в том, чтобы,
включая различные механизмы поощрений, максимально использовать
природный ресурс ребенка по приобретению им самостоятельных умений
и навыков.
Часто для рефлексии использую оценочный прием
“Лесенки успеха”, который позволяет узнать, насколько объективно
дети оценивают свое письмо. В конце занятия, ученики рисуют
карандашом лестницу из трех ступенек. Прошу, чтобы каждый из детей
сам оценил успешность выполнения заданий, нарисовав на одной из
ступенек лесенки человечка — себя (самая верхняя ступенька —
наилучшие результаты в учебе). Таким образом, важно, чтобы оценка
собственного труда ребенком стала действительно ЕГО оценкой (выбрал
верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно учителю, и не
потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня сам
доволен своей работой!)
Постепенно формируется навык самоконтроля и
самоорганизации. Это является основой ситуации успеха. Огромную
роль играет оценка, заключенная в словах учителя, его эмоциональное
отношение к результатам труда ученика и является сильнейшим
стимулом в учебном труде.
Создание ситуации успеха на занятиях подчинено
основному направлению коррекции, ослаблению дефектов развития
учащихся, при этом индивидуальная коррекция происходит постепенно,
последовательно и по этапам, с анализом результатов работы на
каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков, затруднений
и выравнивания учащихся, они включаются во фронтальную работу
класса.
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха: не
наказывать отрицательной отметкой, не критиковать в грубой форме;
использовать дифференцированную систему отметок; применять задания,
предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность,
догадку, содержащие творческие элементы; подбадривать за малейший
успех, одобрять победы, хвалить за помощь другим; своевременно
отмечать успехи, делая это публично.
Следует чаще выражать свою уверенность в успехе
ребенка. Например, говорить о том, что вы верите в его успех в этом
задании (обязательно получится, я даже не сомневаюсь, что ты
справишься и др.) Это является очень важным компонентом при
проведении занятий, поскольку речевая моторика у многих детей
сформирована недостаточно, им с трудом дается выполнение
артикуляционных упражнений, дыхательная
гимнастика.
Учение только в том случае приносит
удовлетворение, радость, если оно сопровождается успехом, повышает
мотивы обучения, а значит и качество
образования.
Преодолению трудностей в обучении способствует
коррекционно-развивающая работа, которая включена как полноправная
составляющая в педагогический процесс в начальной
школе.
В
связи с этим я составляю для каждого ребенка, испытывающего
трудности в обучении, индивидуальную программу
коррекционно-развивающей работы, которая включает основные
направления, цели, комплекс средств, ожидаемый результат и
методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы,
позволяющая дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс
в начальной школе.
Выбранная мною позиция заключается в том, что
коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию
отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и
навыков, и не должна превращаться в репетиторство по «подтягиванию»
ребенка в усвоении общеобразовательных предметов, она должна быть
направлена на коррекцию и развитие всей личности.
Список используемой
литературы
1.
Астахова, Н.В. Специфика системы осознанной саморегуляции учебной
деятельности подростков с трудностями в обучении / Н.В. Астахова //
Дефектология. – 2008. – № 1.
2.
Ахмылова, Н.В. Помощь отстающим / Н.В. Ахмылова // Здоровье
школьника. – 2008. – № 5.
3.
Бабкина, Н. Лаборатория содержания и методов помощи детям с
трудностями в обучении / Н. Бабкина // Дошкольное воспитание. –
2006. – № 12.
4.
Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в
общеобразовательной школе / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2006. –
№ 4.
5.
Борякова, Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения
детей с задержкой психического и речевого развития в период раннего
детства / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2004. – №
4.
6.
Варламова, О.И. Диагностика ориентировочно-исследовательских
действий детей младшего школьного возраста с нормальным и
задержанным развитием / О.И. Варламова // Специальная психология. –
2005. – № 1.
7.
Васильева, И.Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с
младшими школьниками с задержкой психического развития / И.Г.
Васильева // Коррекционная педагогика. – 2007. – №
5.
8.
Вершинина, Л.Н. Совместная работа психолога и логопеда в классах
КРО / Л.Н. Вершинина, Е.А. Ипкаева // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. – 2006. – № 4.
9.
Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного
психолого-медико-педагогического консилиума в системе
коррекционно-развивающего обучения / А.Д. Вильшанская // Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – №
5.
10.
Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с
задержкой психического развития в общеобразовательной школе / А.Д.
Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
– 2008. – № 1.
11.
Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с
задержкой психического развития в условиях системы
коррекционно-развивающего обучения / А.Д. Вильшанская //
Дефектология. – 2007. – № 2.
12.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию.
М.,1998
13.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития
ребенка. Материалы Российско-фламандской научно-практической
конференции (14-16 марта 2001г., Санкт Петербург). Спб.,
200
14. Семаго
М. Сопровождение-это…// Школьный психолог.2003 год,
№35.