Материалдар / Доклад "Создание ситуации успеха на занятиях дефектолога, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Доклад "Создание ситуации успеха на занятиях дефектолога, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника"

Материал туралы қысқаша түсінік
Основные направления дефектологической службы. Направления коррекционно - развивающей работы. Способы и приемы создания ситуации успеха на занятиях.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Қараша 2021
230
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГУ «Средняя школа имени Мухтара Ауэзова»

«М.Әуэзов атындагы атындағы орта мектебі» КММ







Жұмыс тәжірибесі. Баяндама. Тақырыбы:

«Кіші оқушыны оқыту процесінің қажетті шарты ретінде дефектолог сабақтарында сәттілік жағдайын жасау»



Мұғалім – дефектолог: Молоствова Л.А.





Опыт работы. Доклад. Тема:

«Создание ситуации успеха на занятиях дефектолога, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника».





Учитель – дефектолог: Молоствова Л.А.





с. Восточное

2020 - 2021 учебный год 

Основное направление дефектологической службы – сопровождение учащихся. Основная форма этого направления - коррекционно-развивающая работа с детьми.

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. Основной формой ее организации являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена:

  • на развитие познавательных возможностей ребёнка;

  • на улучшение индивидуальных личностных качеств ученика: дисциплинированности, собранности, организованности;

  • на развитие его интересов и склонностей;

  • на повышение общего уровня развития ученика;

  • на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

  • на коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленную на подготовку к восприятию нового учебного материала;

  • на формирование и развитие навыков собственной жизненной компетенции.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка и строится не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка западающих умений и навыков, а как целостная, осмысленная деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизнедеятельности и социальных отношений.

Коррекционный процесс строится на основе учёта психофизических особенностей ребёнка, т.е. на диагностической основе. Так осуществляется личностно - деятельностный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.

На коррекционном занятии формируются коммуникативно-речевые умения ученика и создаются оптимальные условия для развития у ребёнка потребности общения, формируется положительная мотивация к деятельности, к учению, обеспечивается формирование личной самостоятельности и ответственности ребёнка. Так осуществляется коммуникативный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.

Через развитие рефлексивной культуры личности, способности ребёнка осознавать причины своих поступков и поведение других людей, формирование умения адаптироваться в межличностных отношениях, ставить и решать практические задачи, умение давать оценку своей деятельности, осуществляется рефлексивный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.

Следует выделить следующие основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;

  • формирование пространственно-временных отношений;

  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

  • нормализация ведущей деятельности возраста;

  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

  • готовность к восприятию учебного материала;

  • формирование необходимых для усвоения программного материала обще учебных умений и навыков.

Для повышения эффективности обучения учащихся создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция.

  • Повтор инструкции.

  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

  • Речевой образец

  • Демонстрация действий.

  • Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

  • Опора на рифму.

  • Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

  • Подбор по аналогии.

  • Подбор по противопоставлению.

  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

  • Совместные или имитационные действия.

  • Начало действия.

  • Описание и анализ ситуаций с исключением 1 детали (молния без грома).

  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

  • Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

  • Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

  • Многократное усиление функции.

  • Создание проблемных ситуаций.

  • Самостоятельная работа

  • Работа со словарями на время.

  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

  • Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)

  • Найди ошибку.

  • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

  • Группировка по общности признаков.

  • Исключение лишнего.

  • Образец выполнения задания с подроб­ным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

6. Создание ситуации успеха на занятии.

Какие же есть способы и приемы создания ситуации успеха? Итак, рассмотрим некоторые из них.

  1. Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия (улыбка, обращение по имени, сопереживание ученику).

2. Снятие чувства страха.

3. Четкая инструкция, совет о том. Как выполнить планируемое.

4. Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.

5. Мобилизация активности.

6. Высокая оценка деятельности.

С чего начинается создание ситуации успеха на занятии? Успех начинается с признания детьми права учителя их учить. Возможно с необычного начала урока, обстановки жизнерадостности, творчества, неожиданности.

При организации своих занятий мне важно выбрать формы и методы работы, позволяющие решать следующие задачи:

  • Развитие самостоятельности, самоконтроля, умения планировать, организовывать и адекватно оценивать свою работу, синхронизировать её с работой учителя;

  • формированию коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности и навыков сотрудничества;

  • повышению мотивации к обучению, формированию положительной концепции посредством создания ситуаций успеха. 

Создание ситуации успеха в общеобразовательной шко­ле предполагает:

добровольность включения ребен­ка в социально значимую деятельность:

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;

оптимистическая стратегия в оп­ределении воспитательных задач;

- предупреждение негативных по­следствий в процессе педагогического
воздействия;

- учет актуальных и потенциаль­ных интересов, и потребностей уча­щихся, их индивидуальных вкусов;

- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей соци­альной защищенности.

   А сейчас я хочу поделиться приёмами ситуаций успеха, которые я использую на своих занятиях:

Эмоциональное поглаживание.

Дефектолог с легкостью раздаёт комплименты. За каждое выполненное (даже не до конца) задание говорить «молодец», «умница», «я тобой горжусь». Кто-то может сказать, что к доброму потоку ласкающих слух слов дети привыкнут и перестанут их замечать. Могу вас заверить, что ребёнок начинает старается из-за того, что поверил учителю.

Авансирование.

Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о проверке его знаний. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать школьник (разгадать загадку и графически нарисовать ответ). Для тех, кто сомневается в себе такая подготовка создаёт психологическую установку на успех.

Ценность данного подхода со­стоит в том, что ребенок, включается в коррекционную деятельность. Порой неверный результат, но добытый соб­ственным трудом, более ценен, чем заимствованный у других. Мудрость учителя заключается в том, чтобы, включая различные механизмы поощрений, макси­мально использовать природный ре­сурс ребенка по приобретению им самостоятельных умений и навыков.

Часто для рефлексии использую оценочный прием “Лесенки успеха”, который позволяет узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо. В конце занятия, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Прошу, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения заданий, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка — себя (самая верхняя ступенька — наилучшие результаты в учебе). Таким образом, важно, чтобы оценка собственного труда ребенком стала действительно ЕГО оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно учителю, и не потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня сам доволен своей работой!)

Постепенно формируется навык самоконтроля и самоорганизации. Это является основой ситуации успеха. Огромную роль играет оценка, заключенная в словах учителя, его эмоциональное отношение к результатам труда ученика и является сильнейшим стимулом в учебном труде.

Создание ситуации успеха на занятиях подчинено основному направлению коррекции, ослаблению дефектов развития учащихся, при этом индивидуальная коррекция происходит постепенно, последовательно и по этапам, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков, затруднений и выравнивания учащихся, они включаются во фронтальную работу класса.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха: не наказывать отрицательной отметкой, не критиковать в грубой форме; использовать дифференцированную систему отметок; применять задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность, догадку, содержащие творческие элементы; подбадривать за малейший успех, одобрять победы, хвалить за помощь другим; своевременно отмечать успехи, делая это публично.

Следует чаще выражать свою уверенность в успехе ребенка. Например, говорить о том, что вы верите в его успех в этом задании (обязательно получится, я даже не сомневаюсь, что ты справишься и др.) Это является очень важным компонентом при проведении занятий, поскольку речевая моторика у многих детей сформирована недостаточно, им с трудом дается выполнение артикуляционных упражнений, дыхательная гимнастика.

Учение только в том случае приносит удовлетворение, радость, если оно сопровождается успехом, повышает мотивы обучения, а значит и качество образования.

Преодолению трудностей в обучении способствует коррекционно-развивающая работа, которая включена как полноправная составляющая в педагогический процесс в начальной школе.

В связи с этим я составляю для каждого ребенка, испытывающего трудности в обучении, индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, которая включает основные направления, цели, комплекс средств, ожидаемый результат и методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы, позволяющая дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс в начальной школе.

   Выбранная мною позиция заключается в том, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, и не должна превращаться в репетиторство по «подтягиванию» ребенка в усвоении общеобразовательных предметов, она должна быть направлена на коррекцию и развитие всей личности.



















Список используемой литературы

1. Астахова, Н.В. Специфика системы осознанной саморегуляции учебной деятельности подростков с трудностями в обучении / Н.В. Астахова // Дефектология. – 2008. – № 1.

2. Ахмылова, Н.В. Помощь отстающим / Н.В. Ахмылова // Здоровье школьника. – 2008. – № 5.

3. Бабкина, Н. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении / Н. Бабкина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12.

4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2006. – № 4.

5. Борякова, Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития в период раннего детства / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 4.

6. Варламова, О.И. Диагностика ориентировочно-исследовательских действий детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным развитием / О.И. Варламова // Специальная психология. – 2005. – № 1.

7. Васильева, И.Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / И.Г. Васильева // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 5.

8. Вершинина, Л.Н. Совместная работа психолога и логопеда в классах КРО / Л.Н. Вершинина, Е.А. Ипкаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 4.

9. Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 5.

10. Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 1.

11. Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения / А.Д. Вильшанская // Дефектология. – 2007. – № 2.

12.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М.,1998

13. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001г., Санкт Петербург). Спб., 200

14. Семаго М. Сопровождение-это…// Школьный психолог.2003 год, №35.
































Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!