Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Хаджиметова Гавхар Бахадировна ,
учитель русского языка и литературы
общеобразовательная средняя школа №109 город Шымкент
Духовно – нравственное воспитание на уроках
русского языка и литературы.
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт
Будущее любой страны решается за школьной партой. Учительство –
одно из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Чтобы
заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю
нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть
построена на тех же принципах. Как воспитывать детей? Чем наполнить
и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от
зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности
и агрессии. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими
предками, почти исчерпан. Изменение общественных отношений в стране
повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в
обесценивании многих жизненных идеалов. Именно поэтому мы,
педагоги, должны дать подрастающему поколению полноценное духовно –
нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция
российского образования и воспитания, сформировавшаяся на
нравственных и этических ценностях.
Становление духовного человека невозможно без правильного
воспитания. Воспитывать – значит способствовать формированию
духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким
характером. А для этого необходимо как можно раньше «пробудить в
нем душу», воспитывать в нем волю к духовному совершенству, радость
любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при
каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что
происходит рядом с нами. Главной задачей нравственного воспитания,
таким образом, является процесс становления в каждом ребёнке,
прежде всего Человека.
Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если в нации иссякли
духовные силы - никакое наилучшее государственное устройство и
никакое наилучшее промышленное развитие не спасет её от смерти. С
гнилым дубом дерево не стоит. Среди всех возможных свобод – на
первое место всё равно выйдет свобода бессовестности».[1]
В этой связи одной из главных задач, стоящих перед современным
образованием, становится духовно – нравственное воспитание.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс
содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию
у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,
гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения,
милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции
(способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной
любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного
поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления
духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В.И.Даль понимал духовность как «устремление человека к тем или
иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека
переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне
освободиться от обыденности». [2] Духовность проявляется в
стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на
основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе
гармонии с окружающим миром. Нравственность - это способность
человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим
духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего
внутреннего духовного мира. Ожегов считает, что «нравственность -
это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется
человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими
качествами». [3] Духовность и нравственность - понятия,
существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается
распад личности и культуры. Таким образом, духовно - нравственное
воспитание - это создание условий для воспитания человека, который
старается жить в согласии со своей совестью.
Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния.
Задача учителя - воспитать ребенка таким, чтобы совершение
нравственных поступков стало постоянной чертой его характера.
Я всеми силами стремлюсь, чтобы ученики, несмотря на несовершенство
окружающего их мира, верили в Добро, Любовь и Справедливость. Уроки
литературы - уроки нравственности. Вместе со своими учениками я иду
дорогой познания Истины.
Задача учителя на уроках – донести до сознания детей мысль, что
русская литература может стать помощницей в осмыслении многих
вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших
произведений классической литературы – это значит уберечь ребенка
от многих падений на его жизненном пути. Наиболее способствует
этому литература, ибо художественное слово воздействует не только
на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка.
В современных условиях на литературу как на учебный предмет
возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной
личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином
России.
Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и
задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических
эпох и литературных направлений. В художественных произведениях
поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже
стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема
души и духа человека и целого народа. Духовно-нравственное
воспитание на уроках литературы и русского языка является важным
средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности
в себе, умении наслаждаться окружающим миром. Для решения этой
проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно личностного
и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику
сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития
критического мышления, что будет способствовать становлению,
развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём
раскрытия его личностных качеств. Формированию духовно-нравственных
представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям
знаний о моральных качествах человека. Важно научить ребёнка видеть
проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло,
чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость,
действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые
чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое
отношение к грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции
осуждения, негодования.
В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей
значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании
должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не
нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно,
которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок,
нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом
произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть
уже само по себе источник нравственного чувства». [4]
Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его
жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были
события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь,
Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые
ими в их произведениях, звучат злободневно в наше сложное время.
Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и
карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество,
любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы
являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших
учеников.
Знакомство в 5 классе со сказкой «Бой на Калиновом мосту», где
главный герой Иван, крестьянский сын, настоящий воин, умеющий
постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга,
мужеству, храбрости. А литературная сказка Х.К. Андерсена «Снежная
королева» показывает победу самоотверженной, преданной любви над
эгоизмом. Героический эпос русского народа дает детям образец
истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением
нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества,
справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
На уроках литературы обращаемся мы и к далекому прошлому. Так в 6
классе учащимся предлагаю два отрывка из «Повести временных лет». С
какой целью? По – первых, потому что, культурный человек должен
знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека
ценить то прекрасное, что создал народ. А что дает чтение летописи?
Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот
это чувство сопричастности и должно возникнуть у молодого читателя.
Знакомятся ребята и с рассказом В.Астафьева «Конь с розовой
гривой», который открывает перед ними добрый и светлый мир народной
жизни, увиденный детскими глазами. Писатель в рассказе ставит очень
важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о
дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и
человечности. Поэтому рассказ В.Астафьева, я считаю, приобщает юных
читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны
многовековой историей народа.
Семиклассники знакомятся с художественным временем и художественным
пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с
многогранным внутренним миром человека. Ярким примером служит
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова», где честь выступает против бесчестия,
человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Сила и
цельность характера Калашникова, несомненно, вызывает уважение.
Однако самое сложное для них – увидеть положительные качества в
силе искренности любовного чувства героя. Также о прошлом своей
Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тарас и
его соратники не идеальные герои. Но сила их в том, что в трудную
минуту они готовы встать как один на защиту своего братства и
родины.
В 8 классе ребята изучают повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
которая принадлежит к тем произведениям русской литературы, без
знакомства с которыми не может состояться культурный читатель с его
раздумьями о серьёзных проблемах морали (утверждение идеалов
гуманности, чести и долга). Главная задача изучения этого
произведения, на мой взгляд, заключается в установлении связей
этого классического произведения с нашей действительностью:
заставить современное молодое поколение задуматься об истинных
человеческих ценностях, таких, как верность данному слову,
бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за
это благодарности.
В 9-10 классах основное внимание школьников при анализе русской
классики направлено на то, чтобы показать способы изображения
человеческой личности в художественной литературе разных
направлений. Например, патриотический пафос «Слова о полку
Игореве», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» -
возвышенное и трагическое в поэзии; комедия Д. И. Фонвизина
«Недоросль» - обличение невежества, злонравия, деспотизма, идеалы
человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск
истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема
личной ответственности человека за судьбы мира, роман Л.Н. Толстого
«Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски
смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют
важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие
наши вопросы.
В литературе для 11 класса нашли отражение все стороны русского
национального характера. Героико-патриотическое активное творческое
начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы
видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского Н. Островского, А.
Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других
произведениях писателей. Чувство любви к Родине, к природе родного
края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А. Белого,
И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А.
Бунина. «Живи и помни» В. Распутина, «Один день Ивана Денисовича»
А. Солженицына, «Лето Господне» И. Шмелёва несут большой
нравственный заряд, не оставляют читателя равнодушным, заставляют
сопереживать, учат преодолевать трудности, верить в победу Добра и
Разума, а также жить по человеческим законам. Величие духа,
самоотверженность, героизм мы видим в произведениях М. Шолохова
«Судьба человека», В. Кондратьева «Сашка», Б. Васильева «А зори
здесь тихие». Достойно продолжают классические традиции и пополняют
сокровищницу нашего национального словесно-художественного
творчества, открывают новые возможности для формирования
читательской культуры и гуманистических идеалов школьников
современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В.
Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В.
Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой
можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать
представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об
обыденном и высоком, из которых складывается наша жизнь.
Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской
гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий,
рассчитанных на то, что учащийся должен сам определить собственное
отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые
несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными
фактами.
При изучении различных тем по русскому языку я использую
разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных принципов
и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь
ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия,
необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с
другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем
«Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть
сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения
его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель
должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд
синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание,
чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие,
миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память,
жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и.
т.д.
При обобщении темы «Союз как части речи» в 7 классе все усилия
направляются не только на усвоение материала, но и на создание
условий для усвоения такой нравственной – этической категории как
союз человеческих сердец, тем самым у обучающихся появляется умение
формулировать проблемы, предлагать пути их решения, они учатся
строить собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
С воспитательной позиции такой урок содействует развитию умения
общаться между собой, помогает обучающимся осознать ценности
совместной деятельности. Вместе с детьми мы решаем духовно –
нравственную проблему: Дружба + Товарищество= Союз. Проблемный
вопрос: есть ли необходимость в союзе человеческих сердец? Я
предлагаю ученикам поработать с предложениями, взятыми из
поэтических строк А.С. Пушкина, а также с предложениями - из
произведения А. П. Платонова « Неизвестный цветок», где они находят
союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют
функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е.
используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы
используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же
отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно,
чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между
ними построены на взаимопонимании, уважении.
На уроке в 8 классе по теме « Обособленные члены предложения» мы
находим отражение духовно - нравственной тематики. Об этом говорит
ключевое слово « обособленные», которое мы непосредственно
связываем с человеком. Знакомясь с толкованием данного слова по
словарю, обучающиеся непосредственно находят ту главную ниточку,
которая подводит их к полному представлению о том, в чём же
всё-таки состоит связь члена предложения с человеком. Этапы данного
урока полностью выстроены на основе формирования духовно-
нравственных качеств обучающихся.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению
школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от
элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где
требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий
решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы,
благодаря чему приобретает навыки принимать и в жизни правильные
собственные решения. Продуктивной формой урока может стать ролевая
игра, которая учит учащихся анализировать сложные проблемы
человеческих отношений, в разрешении которых важно не только
правильное решение, но и обоюдное поведение, отношения, тон и т.д.
Работая над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся
на уроках литературы, уделяю большое внимание словесному творчеству
учащихся, развитию их творческих способностей. Приоритетной в моей
работе является культуровоспитывающая технология
дифференцированного обучения по интересам детей с целью развития
эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей,
созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой
гуманитарной культуры. Полнота человеческого счастья, на мой
взгляд, заключается в развитии всех творческих способностей и сил
человека, в богатстве духовной жизни, в сознании величия того дела,
которому отдаёшь свои силы. В нравственном воспитании важно не
только сформулировать нравственные чувства, но и, самое главное,
включить школьников в различные виды деятельности, где раскрываются
их нравственные отношения. В нравственных отношениях детей в
процессе деятельности отражается уровень их моральной
воспитанности.
В своей работе я опираюсь на научную концепцию, которая
основывается на гуманистических началах: признании самоценности
человека как личности, его права на свободу мысли и слова, развитие
его способностей. Главная задача, которая при этом стоит, - создать
условия для формирования личности духовно богатой, помочь ей
реализоваться в учёбе и общении, создать условия для гармоничных
взаимоотношений в системе «педагог – школьник» и условия для
стремления обеих сторон к позитивному взаимодействию. А главной
задачей нравственного воспитания является процесс становления в
каждом ребёнке Человека. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто
позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные
ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся
помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя
личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому
учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это
искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания
души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности,
сделать книгу средством познания себя и окружающих людей,
максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем
самым дать толчок к самостоятельности.
Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да,
нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не
боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое
главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя,
должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим
поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Главное назначение
современного словесника быть источником нравственного влияния.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и
литературы является важным средством формирования у обучающихся
доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться
окружающим миром.
След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово,
посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к
«Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему
открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные
шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь
сейчас в этой душе, то и пожнешь потом. Именно поэтому мы все
вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их
невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно
решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению
полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого –
многовековая традиция российского образования и воспитания,
сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях
христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать
эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на
уроках русского языка и литературы. Если вопросам нравственного
воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить
регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет
напрасным.