Материалдар / «Эффективная организация текущего оценивания и контроля как средство повышения познавательной активности учащихся»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«Эффективная организация текущего оценивания и контроля как средство повышения познавательной активности учащихся»

Материал туралы қысқаша түсінік
мұғалімдерге доклад
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Қараша 2020
371
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Эффективная организация текущего оценивания и контроля как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках математики»


Выполнила:

учитель математики КСШ 1

Амиржанова Айман Таспулаевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на первом дистанционном методическом совещании. Тема моего доклада «Эффективная организация текущего оценивания и контроля как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках математики». Свой доклад я хотела бы начать со слов педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Страшная опасность - это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека - и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником».


Сегодня, всем известно, что дети всё меньше читают, медленно пишут, плохо говорят и вообще с неохотой учатся, снижение качества идет уже в начальной и средней школе. И перед учителями всё чаще встают вопросы: Как сделать учебный процесс познавательным? Как повысить качество обучения? Качество знаний своих учеников?
Как вы знаете, на различных этапах своего обучения используются различные виды оценивания и контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Для проведения текущего контроля и оценивания перед учителем великое многообразие форм: интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное. Например, тест «Верно-неверно» по теме «Треугольник. Свойства углов в треугольнике»:

  1. Сумма углов треугольника равна 1800 - верно

  2. Угол, смежный с каким –нибудь углом треугольника называется внутренним – неверно

  3. Внешний угол треугольника равен сумме двух других не смежных с ним – верно

  4. Если все углы треугольника острые, то треугольник называется прямоугольным – неверно

  5. Если один из углов тупой, то треугольник тупоугольный – верно

  6. Если один из углов прямой, то треугольник остроугольный – неверно

  7. В треугольнике может быть один острый и два прямых угла – неверно

  8. В равнобедренном треугольнике угол при основании может быть тупым– неверно

  9. Если треугольник равнобедренный, то углы при основании этого треугольника равны – верно

10. В тупоугольном треугольнике все углы тупые – неверно

Или, например, на уроке «Треугольники» тест «Да-нет» загадывается определенный вид треугольника, и ребята начинают задавать вопросы:

1)В этом треугольнике равны все стороны? - нет;

2)В этом треугольнике любая медиана является биссектрисой и высотой? – нет;

3)В этом треугольнике углы при основании равны? – да;

Ребята делают вывод, что это «Равнобедренный треугольник».

Лови ошибку! Ребята ищут ошибку в паре, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, результаты передаются учителю. После работы проводится самопроверка, на доске вывешиваются задания без ошибок. Ребята выставляют оценки по критериям самостоятельно.

Можно так же использовать контрольные листы «Заполни пропуски» или «Допиши». Например, при повторении темы «Сравнение десятичных дробей» :

а) 12,□3 > 12,73

б) 4,0029 < 4,00□9

в) 58,2□ < 58,23

г) 6,3□8 > 6,338

д) 0,0648 < 0,0□48

е) 13,93□ > 13,938

Экспресс-тестирование. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно). Учащиеся на отдельных листочках решают тесты. Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме. В конце можно вывести на экран или записать варианты правильных ответов, — учащиеся самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки.

Этот прием часто используется на этапе введения в урок или при проверке  домашнего задания. Так же можно быстро проверить знание базовых понятий по пройденной теме.

К текущему контролю можно так же отнести и всевозможные виды самостоятельных работ, который рассчитан на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали четкое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля, как со стороны учителя, так и со стороны учеников по отношению друг к другу.  В основном учу детей главному принципу своей работы : решил и сумел объяснить другому, значит усвоил.
Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной темы на данном этапе.
В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельной работой, самостоятельная работа может быть:
• обучающей;
• тренировочной;
• закрепляющей;
• повторительной;
• контрольной;
Во время объяснения нового материала или сразу после объяснения можно провести обучающую самостоятельную работу. Цель такой работы состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до сознания ученика содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с раннее известными понятиями. Чтобы новые знания стали не только понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти.
Приведу пример обучающей работы, которую можно провести при изучении темы: «Определение квадратного уравнения, неполные квадратные уравнения».
Цель работы: Учащиеся должны уметь выделить квадратные уравнения среди других, уметь приводить уравнение к виду ах2 + вх + с = 0.
1. Является ли квадратным уравнение?
а) 5х2 - 7х + 8 =0
б) 3х - 5 =0
в) 12х – 10 = 2х
г) х(х – 5) =3
е) х2 - 2х = 0
2. По коэффициентам а, в и с составить квадратное уравнение
а) а = 1, в = -2, с = 4
б) а = 6, в = 3, с = 0
в) а =3, в = 0, с = 9
г) а = 1, в = 0, с = 0
Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, такая работа мало способствует умственному развитию учащихся, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся необходима помощь учителя, поэтому можно разрешать пользоваться учебником и тетрадью. Всё это создает благоприятный климат для “слабых” учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и, как правило, успешно справляются с ней.
К тренировочным самостоятельным работам можно отнести выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Учащиеся сами выбирают задания в зависимости от уровня знаний. Некоторые учащиеся, выполнив свое задание, хотят попробовать решить задание более высокого уровня. Постепенно учащиеся привыкают не бояться трудностей и стремиться к более высокой самооценке
Закрепляющие самостоятельные работы показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой. Такие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.

При обучении математики повторительные самостоятельные работы очень важны. Ведь перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, чтобы изучение нового прошло без затруднений.
Пройден некоторый раздел по нескольким темам, у учителя возникает вопрос: а как они усвоены учащимися? В этом случае я провожу тренировочную суммативную работу, которая позволяет судить об общих достижениях учащихся. Работа проводится как обычная суммативная, но оценки за нее идут в журнал лишь по желанию учащегося. Задания для такой суммативной нужно выбирать такие, которые будут максимально похожими на задания в основной суммативной. Это позволяет не только проверить знания учащихся, но и выявить пробелы.

На каждом этапе своего урока мы проводим формативное оценивание, которое определяет уровень текущего усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения. Поэтому надо создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания, для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.

Подводя итоги некоторых уроков, я для себя определила, что в дальнейшем нужно чаще использовать методы самооценивания и взаимооценивания, это помогает ученикам учиться отстаивать свои точки зрения и свою позицию, помимо этого ученик видит, как его оценивают его сверстники, сравнивает свою работу с их работами, анализирует свои действия.

Я считаю, когда ребенок оценивает себя сам, сравнивает свои достижения с одноклассниками, то это его стимулирует к работе над своими ошибками. Оценивая себя, ученик определяет то, что он знает и то, что ему необходимо знать. Таким образом, дети самостоятельно ставят перед собой задачи для улучшения своих результатов.

В завершении своего выступления я хочу привести строки американского философа и психолога Уильяма  Джеймса:

«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценённым по достоинству». Спасибо за вниманье!

4


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!