Эффективные пути
формирования у учащихся самостоятельных поисковых способностей при
изучении английского языка
Казимова Балжан
Бауыржанкызы
balzhan.bekzhan@gmail.com
Студентка филологического
факультета ЗКУ имени М.Утемисова,
Научный руководитель -
Ешмуханова Н.Б.
Уральск,
Казахстан
Аннотация: В статье рассматривается
эффективные пути формирования у учащихся самостоятельных поисковых
способностей при изучении английского языка, современные методы
обучения.
Ключевые
слова: современная
методика, методика обучения, игровой
метод, функция игры
В современной методике
обучения иностранным языкам все новое, что вносится авторами
различных проектов, противопоставляется прежде всего так
называемому традиционному
преподаванию. В последние
десятилетия традиционному обучению иностранным языкам
принято противопоставлять коммуникативные и
интенсивные методы. При этом никак не
оговаривается, что, собственно, имеется в виду
под традицией, однако правый член в
оппозициях коммуникативный –
традиционный и
интенсивный –
традиционный успел приобрести устойчивую
негативную окраску. Вероятно, причина в том, что
понятие традиционный ассоциируется в первую очередь
с заучиванием правил и выполнением языковых упражнений, то есть с
разговорами о
языке вместо
общения на
языке.
Нельзя не согласиться с И
Л.Бим, что коммуникативность «не сводима только к установлению с
помощью речи социальных контактов, к овладению туристским языком.
Это приобщение личности к духовным ценностям других народов – через
личное общение и через чтение»
Хочется также отметить, что на
уроках иностранного языка необходимо стимулировать речемышление
учащихся, что возможно делать в следующих
случаях:
-
в
работе
с
текстом
( infering from the
text)
- в работе с проблемой (
role-play and problem-solv-ing)
- в работе с игровыми
заданиями (game
challenge)
Поэтому, чтобы сформировать у
школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой
деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне,
определенном программой и стандартом, необходима активная устная
практика для каждого ученика группы.
Здесь же хочется отметить, что
учащимся необходимо владеть и коммуникативной стратегией
высказывания, которая выражается в адаптации речемыслительных
процессов к условиям конкретной речевой ситуации. Коммуникативная
стратегия включает в себя следующие важные
моменты:
-
Удержание внимания
собеседника
-
Обеспечение полного понимания
своего собственного высказывания партнером за счет определенных
вопросов типа: « Все ли ты понял?», «Нужно ли повторить еще раз?» и
т.д.
-
Обеспечение полного понимания
партнера путем постановки вопросов типа« Я правильно понял?», «
Именно это имелось в виду?» и т.д.
-
Решение проблемы нехватки слов
за счет перефразирования, объяснения, приблизительной замены,
использования синонимов, использования слов родного языка,
обращения за помощью, мимики, жестов.
-
Решение проблемы нехватки
знаний в области грамматики за счет упрощения или замены
конструкций, копирования грамматики родного языка, настойчивого
поэлементного построения фразы, игнорирования собственных
ошибок.
-
Самоисправление в случае
оговорок, т.е самокоррекция.
-
Поддержание разговора за счет
изменения темы.
При таком подходе к обучению,
который носит речевую направленность, исчезают характерные для
учебного процесса позновательные барьеры, снижающие мотивацию
учащихся и побуждающие их к раздражительности и неуверенности в
себе, что в совокупности вынуждает переключать внимание на более
«благополучные» виды деятельности, и в этом случае учащийся
«выпадает» из учебного процесса. При организации урока с речевой
направленностью взаимодействующие между собой ученики оказываются
центром познавательной активности на уроке, что благотворно влияет
на усвоение иностранного языка, так как цель, мотив, содержание и
способ работы принадлежат ученику, а это значит, что обучение на
уроке превращается в учение.
Об обучающих возможностях
использования игрового метода известно давно. Многие ученые,
занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо
обращали внимание на эффективность использования игрового метода.
Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой
неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Й.
Хейзинга отмечал, что человеческая куьтура возникла и
развертывается в игре, как игра.
В человеческой практике
игровая деятельность выполняет следующие
функции:
-
развлекательную ( это основная функция игры –
развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить
интерес)
-
коммуникативную (освоение диалектики
общения)
-самореализации ( проявление способностей и
скрытых возможностей)
-
диагностическую ( выявление отклонений от
нормативного поведения, самопознание в процессе
игры)
При использовании игрового
метода обучения задача учителя состоит прежде всего в том, чтобы
организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе
которой развивались бы их способности.
Из сказанного следует вывод,
что игровой метод таит в себе богатые обучающие
возможности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ:
-
Конышева А.В. Современные
методы обучения английскому языку – Минск : ТетраСистемс, 2011. –
304 с.
-
Колкер Я.М. Устинова Е.С.
Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку –
М.: Издательский центр «Академия» , 2000. – 264
с.