Эффективные пути
формирования у учащихся самостоятельных поисковых способностей при
изучении английского языка
Казимова Балжан
Бауыржанкызы
balzhan.bekzhan@gmail.com
Студентка филологического
факультета ЗКУ имени М.Утемисова,
Научный руководитель -
Ешмуханова Н.Б.
Уральск,
Казахстан
Аннотация: В статье рассматривается
эффективные пути формирования у учащихся самостоятельных поисковых
способностей при изучении английского языка, современные методы
обучения.
Ключевые
слова: современная
методика, методика обучения, история,
моделирование.
Современное управление школой
в качестве одной из своих задач рассматривает повышение
эффективности учебного труда в каждую единицу времени оптимальную
интенсификацию труда. К ее основным составляющим относятся:
повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации,
информационной емкости содержания образования, применение
современных методов обучения, активация темпов учебных действий,
развитие рефлексивных навыков труда, использование компьютеров и
других новейших информационных технических средств
обучения.
Согласно точке зрения Ю.К.
Бабанского любая целенаправленная функциональная саморегулируемая
педагогическая система стремится к оптимальным наилучшим
результатам учебно-воспитательного процесса на основе двух
критериев: достижение каждым учеником максимально возможного для
него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и
развитости и отсутствие фактов систематического превышения
учениками и учителями норм времени. К основным способам оптимизации
процесса преподавания относятся: комплексное планирование задач
обучения, воспитания и развития; конкретизация их с учетом
особенностей учащихся; выбор оптимальной последовательности этапов
урока; обоснованный выбор методов, форм и средств обучения;
дифференцированный подход к ученикам; определение оптимального
объема и сложности домашнего задания; комплексный анализ
результатов учебно-воспитательного
процесса.
Реформа общеобразовательной
школы ориентирует учителя на повышение качества
учебно-воспитательного процесса и эффективности в изучении
различных предметов, в особенности это касается преподавания
иностранных языков. Процессы обновления в сфере обучения
иностранным языкам в отечественной школе создают условия, в которых
педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора
методов и приемов обучения.
Обучение является ныне важной
сферой деятельности, в ней занята значительная часть населения. Чем
разнообразнее методы и отобранные учебные материалы, которые
предлагает учитель своим ученикам, чем больше он дает захватывающих
заданий, которые требуют напряжения сил, но дадут хорошие
возможности учащимся достичь успеха, тем большим будет его вклад и
помощь в достижении стоящих перед учащимися целей, тем больше
удовольствия они получат в своем путешествии в страну новых
знаний.
История обучения иностранному
языку насчитывает столетия. Как было сказано выше, методика
обучения много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на
перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов. Самым
эффективным, хотя и самым примитивным из методов являлся «метод
гувернантки», т.е. непосредственного индивидуального общения на
языке. Технология коммуникативного метода- обучение на основе
общения- позволяет достигнуть таких результатов. Обучение на основе
общения является сущностью всех интенсивных методов обучения
иностранному языку. Суггестопедический метод, разработанный
болгарским ученым Г. Лозановым, породил ряд практических вариантов.
В высшей школе теория и практика коммуникативного интенсивного
обучения иностранному языку разработана Г.А.
Китайгородской.
Объем страноведческих и
лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках
школьного курса. Поэтому необходимо отобрать тот объем знаний,
который будет необходим, чтобы представить культуру страны и
систему языка в концентрированном, модельном виде, т.е. построить
модель содержания объекта познания. Данная модель является своего
рода общей моделью источникам познания для всех учащихся.
Содержательность учебного аспекта обеспечивается моделированием
содержательной стороны общения в различных видах речевой
деятельности. Содержательную сторону общения составляют проблемы,
отобранные с учетом возрастных и индивидуальных интересов учащихся,
а также выполняемых ими видов деятельности и межпредметных связей.
Иначе говоря, содержательную сторону языка должны составлять
проблемы, а не темы.
В основе данного метода лежат
упражнения, т.к. в процессе обучения практически все зависит от
упражнений. «В упражнении, как солнце в капле воды, отражается вся
концепция обучения». При коммуникативном методе обучения все
упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в
общении. Е.И. Пассов выстраивает 2 ряда упражнений: условно-речевые
и речевые. Условно-речевые упражнения- это упражнения, специально
организованные для формирования навыка. Для речевых упражнений
характерно то, что при их выполнении учащиеся решают
речемыслительную задачу. Они используется при пересказе текста,
описании картинок, лиц, предметов, для комментирования каких-то
событий, для высказывания собственной оценки и отношения к тому или
иному факту.
Важно предоставить учащимся
возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые пораждают
мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем,
чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего
высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в
своей прямой функции- формирования и формулирования этих
мыслей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ:
-
Конышева А.В. Современные
методы обучения английскому языку – Минск : ТетраСистемс, 2011. –
304 с.
-
Колкер Я.М. Устинова Е.С.
Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку –
М.: Издательский центр «Академия» , 2000. – 264
с.