Материалдар / Элементы 2 (IIА) группы. Физические свойства элементов 2 (II) группы. Химические свойства элементов 2 (II) группы. Природные карбо
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Элементы 2 (IIА) группы. Физические свойства элементов 2 (II) группы. Химические свойства элементов 2 (II) группы. Природные карбо

Материал туралы қысқаша түсінік
План урока по химии на тему"Элементы 2 (IIА) группы. Физические свойства элементов 2 (II) группы. Химические свойства элементов 2 (II) группы. Природные карбонаты."Составлен по приказу №130. Целью урока является организовать деятельность учащихся по изучению строения, нахождения в природе, свойств, применению и биологической роли элементов II группы для организма человека.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Қараша 2022
405
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Утверждаю

Зам.директора по УР

__________ Бисалиева Ж.Е.




Уральский колледж информационных технологий

План учебного занятия №22

Тема: Элементы 2 (IIА) группы. Физические свойства элементов 2 (II) группы. Химические свойства элементов 2 (II) группы. Природные карбонаты.

Наименование модуля/дисциплины: Химия

Подготовил педагог: Сисекенова М.М.

Дата:______.2021

Курс, группа: 1 курс, 2, 9 группа

Тип занятия: урок изучения нового материала

Цель урока: дать общую характеристику металлов главной подгруппы II группы и рассмотреть их основные физические и химические свойства.

Задачи урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению строения, нахождения в природе, свойств, применению и биологической роли элементов II группы для организма человека.

Развивающая: создать условия для развития умений наблюдать химический эксперимент, анализировать, делать выводы; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Воспитательная: создать условия для воспитания ценностного отношения к своему здоровью, развитие коммуникативных навыков

Перечень ожидаемых результатов или профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

- характеризуют строение атома щелочено-земельных металлов

-знают как изменяются физические свойства щелочно-земельных металлов вниз по группе

-дают обоснованные ответы

Необходимые ресурсы: Презентация, видеоролики, учебник по химии 10 кл.2 часть



Ход занятия

  1. Организационный момент

Проверка присутствующих учащихся и их готовности к уроку

  1. Актуализация ранее изученного

  1. В какой капусте много йода? (в ламинарии-морской капусте)

  2. Газ, который применяли в качестве химического оружия во время первой мировой войны? (хлор)

  3. Имеет металлический блеск. (йод).

  4. Недостаток этого элемента приводит к кариесу зубов.(фтор)

  5. Отвечает за выработку гормонов щитовидной железы.(йод)

  6. При обычных условиях взаимодействует даже с золотом. (фтор)

  7. Широко используется в промышленности для отбелки тканей, получения соляной кислоты, белильной извести, ядохимикатов (хлор)

  8. Какой галоген — радиоактивный элемент? (астат)

  9. Самый электроорицательный элемент. (фтор)

  10. При открытии какого галогена ученые изучали золу морских водорослей? (иод)

  1. Объяснение нового материала


В отличии от металлов главной подгруппы 1 группы, которые все относят к группе ЩМ, не все элементы главной подгруппы II группы относят к естественному семейству - ЩЗМ. Причины этого состоят в определенном различии свойств этих элементов. К ЩЗМ относят элементы: Са и следующие за ним элементы в подгруппе (учащиеся перечисляют их сами – Sr, Ba, Ra.) Происхождение названия этого семейства связано с тем, что гидроксиды кальция, стронция, бария, так же, как и гидроксиды натрия и калия, обладают щелочными свойствами, оксиды же этих Ме по их тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и тяжелых металлов, носившими прежде общее название земель.

Положение в периодической таблице

В периодической системе находятся в главной подгруппе II группы.

Являются сильными восстановителями, отдают 2 ē, во всех соединениях проявляют степень окисления +2.

Общая конфигурация внешнего энергетического уровня nS²

Mg +12 2ē, 8ē, 2ē

Ca +20 2ē, 8ē, 8 ē, 2ē

Sr +38 2ē, 8ē, 18 ē, 8ē, 2ē

Ba +56 2ē, 8ē, 18 ē, 18 ē, 8ē, 2ē




П оложение в периодической таблице


Picture 3






Восстановительные свойства усиливаются


Строение атома


Be +4))2

Mg +12)))2

Ca +20 )))) 2

Sr +38 ))))) 2

Ba +56)))))) 2

Ra +88 ))))))) 2

Атомы этих элементов имеют на внешнем электронном уровне 2 s- электрона ns2


Физические свойства щелочноземельных металлов


Щелочноземельные металлы – серебристо-белые, твёрдые вещества. По сравнению со щелочными металлами обладают более высокими t°пл. и t°кип., потенциалами ионизации, плотностями и твердостью.

Бериллий (Ве) очень твердый материал и способен оставлять царапины на стекле; твердость других элементов подгруппы уменьшается, и барий по твердости близок к свинцу


Величины

Be

Mg

Ca

Sr

Ba

Ra

P г/см

1,85

1,737

1,54

2,63

3,6

6

Т пл º по С

1287

648

842

768

727

969

Цвет пламени


Белый

Оранжевый

красный

зеленый










Нахождение в природе


Бериллий: 3BeO • Al2O3 • 6SiO2 – берилл

Магний: MgCO3 – магнезит

Кальций: CaCO3 • MgCO3 – доломит

KCl • MgSO4 • 3H2O – каинит

KCl • MgCl2 • 6H2O – карналлит

CaCO3 – кальцит (известняк, мрамор, мел.)

Ca3(PO4)2 – апатит, фосфорит

CaSO4 • 2H2O – гипс

CaSO4 – ангидрит

CaF2 – плавиковый шпат (флюорит)

Стронций: SrSO4 – целестин

SrCO3 – стронцианит

Барий: BaSO4 – барит

BaCO3 – витерит

Химические свойства

С простыми веществами(неметаллами)

2Me0 +O2 → 2Me+2O-2 - оксид

Me0 +H2 → Me+2H2 - гидрид

Me0 +Cl02 → Me+2Cl2 - хлорид

Me0 +S0 → Me+2S-2 - сульфид

2. Со сложными веществами

Me0 +2HCl → Me+2Cl2 + H2

Me0 +2HOH → Me+2(OH)2 2








Соединения щелочноземельных металлов:

Оксиды щелочноземельных металлов –МеО, имеют основный характер, легко реагируют с оксидами неметаллов с образованием соответствующих солей.













Применение и нахождение:

BaSO4 -Благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.

Ca3(PO4)2 - Входит в состав фосфоритов и апатитов, а также в состав костей и зубов. В организме взрослого человека содержится 1 кг Са в виде фосфата кальция.

CaCO3 - Карбонат кальция – одно из самых распространённых на Земле соединений. Его содержат горные породы – мел, мрамор, известняк.

CaSO4∙ 2H2O - Встречается в природе в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков.

MgCO3 - Широко применяется в производстве стекла, цемента, кирпича, а также в металлургии для перевода пустой породы в шлак.

Са(ОН)2 - Гидроксид кальция или гашёная известь с песком и водой называется известковым раствором и широко используется в строительстве. При нагревании разлагается на оксид и воду.


  1. Рефлексия «Незаконченное предложение»

Сегодня на уроке я понял, что…………………..

Для меня было трудно……………………..

Для меня было интересно…………………

Теперь я……………………………………..


  1. Домашнее задание: ⸹57-58 стр 28-32 (10 кл 2 часть)

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!