Преподаватель молекулярной
биологии и генетики Кумарбекова А.К.
«Элементы формирование
научно-исследовательской деятельности
студентов».
Научно - исследовательская деятельность позволяет
не только приобретать новые знания и применять их на практике, но и
формировать самостоятельность, активную позицию учащихся. Сейчас
обладать этими качествами студентам
особенно важно для того, чтобы реализовать свой
творческий потенциал, быть успешным в обществе.
Возникла проблема: как поддержать талантливых
умных детей, развить их интеллектуальный
потенциал, создать условия для реализации их
способностей.
Решение этой проблемы эффективно происходит в
процессе организации исследовательской деятельности детей во
внеурочное время преподавателем ВУЗа. Для этого введется
научно-исследовательский кружок, на нем формируются
научно-исследовательские группы под руководством преподавателей
ВУЗов - педагогов научного общества
учащихся.
Цель нашей совместной работы создать в учебном
процессе мотивационные условия для развития способностей
талантливых детей через проектную исследовательскую
деятельность.
Более 4 месяцев
в группе ЛД 209 Рассашанская
Марина и Потыцина Яна, в группе Фарм 111 Нурмуханбетова Азиза,
они занимаются исследовательской деятельностью,
выполняя интересные проекты по своим
темам.
Начальным этапом такой работы является
определение круга детей, которым интересно проводить исследования в
природе. При посещении конференций, экскурсий сразу видно учащихся,
которые внимательно слушают экскурсовода, задают вопросы по данной
проблеме. При выполнении индивидуальных заданий, сборе
гербариев,
заинтересованные в работе. Они становятся
основными помощниками учителя при проведении внеклассных
мероприятий по предмету (конференций, конкурсов.)
Мы приглашаем таких студентов
в наш кружок и организуем исследовательскую
работу. Преподаватель ВУЗа помогает учащемуся на каждом этапе
работы: подготовительном (с определением проблемы и гипотезы, целей
и задач темы, литературой), экспериментальном, камеральном (с
обработкой полученных результатов наблюдений и опытов),
аналитическом (с определением причинно-следственных связей и
закономерностей в работе), отчетном (с составлением и написанием
отчета об исследовании, выступлениях на научно-практических
конференциях), практическом (по реализации предложений и
рекомендаций, высказанных в работе).
Если работа запланирована не на один год, то в
процессе ее постепенно усложняется исследовательская деятельность
учащихся и увеличивается доля их самостоятельной работы. В ходе
выполнения такой работы мы стремимся развивать в учащихся
ответственность, которая тесно связана с таким качеством личности
как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные
последствия своих действий, критическое отношение к
себе.
Со
своими научными работами студенты
будут участвовать
в городских, областных,
Республиканских и Российских
научно-исследовательских конкурсах
«Наукаград» .
Исследовательский характер
деятельности:
-
Способствует воспитанию у студентов
активного, добросовестного отношения к научному
эксперименту, появлению интереса к изучению конкретных
биологических вопросов, экологических проблем.
-
Повышает инициативу, активность учащихся через участие в
экологических конкурсах, олимпиадах, научных
конференциях
-
Углубляет и
закрепляет знания по гуманитарным и естественнонаучным
дисциплинам.
Растет не только качество
научно-исследовательских работ учащихся, но и профессиональная
компетентность преподавателя по
проектной, научно-исследовательской деятельности, приобретаются
навыки в системе поддержки творческой среды, обеспечивающей
возможность самореализации учащихся.