Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Ешнияз Женилдикулы"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Языковые особенности описания родного края в творчетстве Ешнияза Женилдикулы
Султанбай Н.Б.
Студент группы РНШ-22-2
Научный руководитель-Жарбулова.С.Т.,к.п.и.,старшый преподаватель кафедры рууского языка и литературы
Кызылординский университет имени Коркыт Ата
Аннотация: Определение языковых особенностей.Особенности в описание природы и степи.Расскрытие темы «Сыр елі».Место Ешнияз сала в народе.
Ключевые слова:акын,Ешнияз Жонилдикулы,Кете Жусип,степь,сал, стих.
Ешнияз Жонилдикулы родился в 1834 году,в ауле Куандария.Один из двух людей получивших титул «сал».Вторым кто получил звание «сал» был Сейтжан Бекшентайулы.Люди имеющие звание «сал» всегда следуют своим мыслям и воле,ни от кого не завися.Артистичных людей ,которые свободно передвигаются ,называют «сал». Ешнияз рассматривает как один из самых авторитетных композиторов того времени.Происхождение Ешнияза Жонилдикулы происходит от рода Кете. С детсва у него был талант к писателству,пение и композиторству.Он передал контраст между правящим классом и бедняками в своем стихотворение,Ешнияз сал разоблачавший все выходки богочей,стал сочуствующим народу Сыра и стал примером для многих.Знаток слова, которого всю свою жизнь сопроваждал только правда и честность, благодаря своим стихам стал лидером поэтов своего края
С детсва у него был талант к писателству.Отец Ешнияза заметив стремления сына стать акыном,с радостью принял его старания и дал возможность усовершенствоваться дальше.Получив благословение отца, посвятил всего себя писательству и творчеству.Он был талантом своего времени.Какими были времена,такими и билы творчества у акына.В его время для казахского народа был дучшим периодом, в те времена народ больше интересовался развлечением и был близок к искусству.Это время был лучшим для широкого распространения творчества.В этом огромную роль сыграл Ешнияз. на волне истории он добросовестно выполнял возложенную на него обязанность-исполнительскую, музыкальную, поэтическую .Вслед за Ерниязом в краю появилось много поэтов.
В самом деле акын думал о благополучие своего народа .Где бы они ни находились,наши поэты знали друг друга издалека и относились друг к другу с особым уважением.Сал Ешнияз соединяя поэтства и жыршы со своей жизнью, не пренебрегал своим долгом заботиться о народа.Он учил свой народ земледелие,доводил до власти горе и нужды простого народа края, в котором он жил,был признан как человек, который ставит справедливость выше всего.Поэтому в народе богатые люди его не поддерживали. Он был изгнан из страны из-за богатых людей в насыщенные периоды своей жизни и был нашел убежище у других людей.В беженстве встретил куйши Курмангазы,приехавшего в те годы на Сыр и подружился с ним.
Его село назван в его честь-«Ешнияз булагы».
В 1902 году умер в том же селе «Ешнияз Булагы» в котором появился на свет.
Одним из его самых популярных песен являеться «Дурдараз».
Дурдараз
О, Творец, девушек такими красивыми создал...
О, Творец, к девушкам наши взоры приковал...
Забыть не могу вкус чая, которым ты угостила
Также как вкус летнего соуса сырбаза*
Сыграю кюй... Сыграю кюй...
Чаю налей, 5 горошинок гвоздики добавь
Размолвки... размолвки...
То ладят... то ссорятся...
Ссорятся даже старик со старухой
Обижается и девушка, "Не приходишь" говорит
Я тоже обижаюсь на нее, говорю "Почему сама не приходишь?"
Ее прекрасное лицо светится подобно полной луне
Не видел я, кажется, до сих пор девушки краше ее
Тонкий профиль... черные смородинки-глаза... открытый лоб...
О, как я хочу, чтобы моя суженая была такой...
Жараттың мұнша көркем қызды, құдай-ай
Телмірттің қызға қарай бізді құдай-ай
Кетпейді берген шайың таңдайымнан-ай
Сырбаздың жазғы күнгі тұздығындай-ай
Бір күй-ай, бір күй-ай
Бес қалампыр бір кұй-ай
Дүрдараз, дүрдараз
Бірде тату, бірде араз
Кемпір менен шал да араз
"Келмейсің" деп қыз да араз
"Өзің неге келмейсің? " деп сол қызбенен біз де араз, біз де араз.
"Өзің неге келмейсің?" деп сол қызбенен біз де араз, біз де араз
Жарқын жүз толықсыған-ай толған айдай-ай
Көргем жоқ сұлу қызды сірә мұндай-ай
Қыр мұрын, қарақат көз, жазық маңдай-ау
Болсайшы сүйген жарым дәл осындай-ау…
Сырбаз - блюдо из мяса молодого барашка. Мясо тушат с добавленинм кумыса. Кумыс - кисломолочный напиток, приготовленный из кобыльего молока.
В 1871 году рождается его сын- Кете Жусип,который в 1925 году в Оренбурге опубликовал стихи отца в сборке «Қазақтың 1000 әні».По стопам Ешнияза Жонилдикулы стал акыном и композитором Кызылординского края. Кете Жусип- искусный исполнитель нородных песен. Автор эпических произведений: «Шахзада»,«Непревзойденный охотник», «Девушка Зейпин» и других созданных на основе сюжетов восточных эпосов.Кете Жусип наччал путь «айтыскер» в 14 лет.Не осталось акынов в Сыр с которыми у Кете Жусип не вел айтыс.наиболее сложным и объемным был его айтыс с Канлы Жусип.Айтыс был в писменном виде,начался 1910 г и закончился в 1915 г.В народе есть история о айтысе Кете Жусип с женой Кузен.Даже после женитьбы он не отказался от жизни «сал-сери».В один день Кете Жусип не возвращался домой 2 месяца.К тому же ,как только он пришел домой после столь долгого времени его друг Жоламан Нурпеис забрал его,сказав «Мы соскучились по твоим песням».Только на следующий ночь двое друзей привели его домой и спросили «Как же Кузен живет с тобой?»-начинает шутить при жене.Конец шутки превратилась в реальность ,и Кете Жусип и Кузен поссорились.Наконец Кузен ушла к своим родственникам и перестала приходить.Вскоре начинается айтыс Кете Жусип с Кузеном.Это было 12 сентября 1905 г.
«Кармакшы»
Край «СЫР» знает город как –Жетиасар,
Даже если гость приедет из-за границы,будет искать Коркыт ата,
Крепость Ширык-Рабад древний защита саков,
Королева Томирис- охраняла эти места.
Сырдың бойы біледі Жетыасардай қаланы,
Шетелден қонақ келседе іздейді Қорқыт бабаны,
Шірік Рабад ежелгі сақтардың қорған қамалы,
Осы жерді күзеткен Томирис тұмар патшайым дұшпаннан ұлы даланы
Это край, где акыны собрались и издали музыку,
Это край, где по стопам 40 девушек произвели цветы
Это край, где гордились за акынства казахов,
Это край, где отправили человечесто в космос
Это край, где жил Касым потеряв две ноги,
Это край, где родилась Салима
Это край в котором был герой войны Тайымбет
Көмекейден түзілген үн шағарған осы өлке,
Қырық қыздың ізінен гүл шығарған осы өлке,
Жыраулығын қазақтың мақтан қылған осы өлке,
Адамзатты ғарышқа аттандырған осы өлке,
Екі аяғын кестіріп қайсар қазақ атанған Қасымтай тұрған осы өлке,
Еңбек ері Сәлима асылдай тұрған осы өлке,
Кешегі соғыс кезінде Тәйімбеттей батыры жасындай болған осы өлке,
В народе почитают каждый отрасль Сырдарьи
Соединяющий Каракум и Кызыл,
Попробовав плов,язык проглотишь
Это место, где Жиенбай,Базар,Ешнияз начинали свой путь,
Душа радуется.
Это край,где впервые конский шерсть привезали к кобызу,
Это край, где изобрели стремя
Это место, где родился Турмагабет,
Құрмет тұтар халықта Сырдарияның саласын,
Қосып жатыр алыптай Қарақұм Қызыл арасын,
Палауын жесең бармақтай жадырап жаның қаласын,
Сырдан шыққан Абайдай Тұрмағамбет туған жер,
Жыраулардың маржаны Жиенбай,Базар,Ешнияз жырымен белін буған жер,
Жүз шайырдың даусына сусыны халық қанған жер,
Это место, где Жиенбай,Базар,Ешнияз начинали свой путь,
Это месо,где народ насладилась голосами 100 акынов
Тұрымбет Қызырдан бата алған жер,
Үстембек,Әліюек аттары мәңгі қалған жер,
Это место,где Турумбет получил благословение Кызыра,
Это место,где талантливый Кошеней полусил награди Москвы
Күміс көмей көшеней Мәскеу орын алған жер.
Королева Томирис- охраняла эти места.
В народе почитают каждый отрасль Сырдарьи
где впервые конский шерсть привезали к кобызу,
где изобрели стремя
где акыны собрались и издали музыку
где отправили человечесто в космос
Это строки, где показаны величие Кармакшы.
Литература
-
«Қазақ энциклопедиясы» Б.Аяган ,Алматы 2005.214стр
-
«Қазақ энциклопедиясы» Б.Аяган ,Алматы 2005.312стр.
-
«википедия»