Жаншойынов Канат Нуриахметович,Сертифицированный учитель 1 уровня КГУ «Средней школы имени Бактыбая Жолбарысулы с дошкольным мини-центром акимата Ескельдинского района» Алматинской области
Рефлексивное эссе на тему:«Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя – путь к педагогическому мастерству».
«Учитель живет до тех пор, пока учится».К.Д. Ушинский
Для учителя сегодня недостаточно просто работать в школе и знать свой предмет. Ему необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный уровень. Тем более в настоящее время идут главные преобразования и нововведения в школах, такие как обновленная программа среднего образования, развитие полиязычия в школах, преподавания на трех языках. Главную роль играет конечно же учитель, его квалификация, его профессиональная подготовленность, которая обеспечит успешную реализацию новых реформ и достигнуть главную цель – качество образования. Поэтому мы сейчас должны профессионально самосовершенствоваться и заниматься самовоспитанием, устранять пробелы в знаниях своего предмета, учить английский язык и владеть в совершенстве, чтобы в будущем преподавать свой предмет уже на трех языках и соответствовать современным требованиям. Я анализирую свою работу за определенный период, оцениваю рекомендации своих коллег после открытых уроков, семинаров и тренингов для улучшения своей педагогической деятельности. Хотелось бы отметить то, что когда я был еще молодым учителем, мне понравилось высказывание моего коллеги, один из моих лучших наставников, учителя математики с большим опытом работы, когда он выступал на педагогическом совете: «Я не боюсь критики в свою сторону, наоборот, ведь от этого я становлюсь сильнее… Я возьму это для себя … буду применять в своей деятельности…». И эти «слова», и его опыт работы я использую в своей профессиональной деятельности. Мы часто обсуждаем, рассматриваем те или иные вопросы, делаем рефлексию на проведенные мероприятия и уроки, анализируем результаты. И я уверен, что без анализа результатов, без рефлексии и понимания образовательного процесса не будет роста педагогическому мастерству. Поэтому нужно заниматься самообразованием, работать над собой, под которым я понимаю «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса». Самообразование – основа роста учителя как специалиста. Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются». Сама жизнь обозначила проблему непрерывного педагогического образования как наиболее актуальную, потому что мы сейчас живем в постоянно меняющемся информационном пространстве и без самообразования невозможно успеть за новыми информационными технологиями. Информационный мир открывает перед нами множество возможностей, и часто только от нас зависит, насколько мы сможем применить их в своей педагогической деятельности.Мне очень понравилась лекция Сулушаш Керимкуловой «Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя – путь к педагогическому мастерству». Для себя я взял очень много полезной информации и у меня есть уже новый план саморазвития. Действительно, нужно выходить из «черного ящика», необходимо взаимообучаться и тесно сотрудничать с коллегами, больше совместно работать над заданиями и тестами. На видео есть очень много полезных ссылок на различные обучающие курсы и курсы повышения квалификации, с которыми я охотно поделюсь со своими коллегами, когда приду в школу после курсов. Из этой лекции я подчеркнул для себя, что важно быть мобильным, чтобы обеспечить себе возможность жить и работать в условиях перемен, быть гибким на меняющиеся условия. Необходимо быть предприимчивым и ответственным в своей профессиональной деятельности. Быть мобильным, значит уметь переходить и быть готовым к самообразованию в быстро меняющемся мире, уметь перестраиваться и изменяться, развиваясь при этом как личность и как профессионал. Ведь на практике возникает необходимость применений полученных знаний и навыков при совместной или индивидуальной работе, работе в парах или в группе над инновационными проектами, при межличностных и межгрупповых отношениях в инновационной среде. Необходимо делать правильный выбор методик диагностики уровня личностного и познавательного развития учащихся.