Жаншойынов Канат
Нуриахметович,
Сертифицированный учитель 1
уровня
КГУ «Средней школы имени Бактыбая
Жолбарысулы
с дошкольным мини-центром акимата
Ескельдинского района»
Алматинской области
Рефлексивное эссе на
тему:
«Профессиональное самообразование и
саморазвитие учителя – путь к педагогическому
мастерству».
«Учитель живет до тех пор, пока
учится».
К.Д. Ушинский
Для учителя сегодня недостаточно просто работать
в школе и знать свой предмет. Ему необходимо постоянно обновлять и
обогащать свой профессиональный уровень. Тем более в настоящее
время идут главные преобразования и нововведения в школах, такие
как обновленная программа среднего образования, развитие полиязычия
в школах, преподавания на трех языках. Главную роль играет конечно
же учитель, его квалификация, его профессиональная
подготовленность, которая обеспечит успешную реализацию новых
реформ и достигнуть главную цель – качество
образования.
Поэтому мы сейчас должны профессионально
самосовершенствоваться и заниматься самовоспитанием, устранять
пробелы в знаниях своего предмета, учить английский язык и владеть
в совершенстве, чтобы в будущем преподавать свой предмет уже на
трех языках и соответствовать современным требованиям. Я анализирую
свою работу за определенный период, оцениваю рекомендации своих
коллег после открытых уроков, семинаров и тренингов для улучшения
своей педагогической деятельности. Хотелось бы отметить то, что
когда я был еще молодым учителем, мне понравилось высказывание
моего коллеги, один из моих лучших наставников, учителя математики
с большим опытом работы, когда он выступал на педагогическом
совете: «Я не боюсь критики в свою сторону, наоборот, ведь от этого
я становлюсь сильнее… Я возьму это для себя … буду применять в
своей деятельности…». И эти «слова», и его опыт работы я использую
в своей профессиональной деятельности. Мы часто обсуждаем,
рассматриваем те или иные вопросы, делаем рефлексию на проведенные
мероприятия и уроки, анализируем результаты. И я уверен, что без
анализа результатов, без рефлексии и понимания образовательного
процесса не будет роста педагогическому мастерству. Поэтому нужно
заниматься самообразованием, работать над собой, под которым я
понимаю «целенаправленную, определенным образом осуществляемую
познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим
опытом, методологическими и специальными знаниями,
профессиональными умениями и навыками, необходимыми для
совершенствования педагогического процесса». Самообразование –
основа роста учителя как специалиста. Педагог, по словам А.
Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и
образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и
образованием». Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал:
«Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились
все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить.
Ибо знания все растут и усложняются». Сама жизнь обозначила
проблему непрерывного педагогического образования как наиболее
актуальную, потому что мы сейчас живем в постоянно меняющемся
информационном пространстве и без самообразования невозможно успеть
за новыми информационными технологиями. Информационный мир
открывает перед нами множество возможностей, и часто только от нас
зависит, насколько мы сможем применить их в своей педагогической
деятельности.
Мне очень понравилась лекция Сулушаш Керимкуловой
«Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя – путь к
педагогическому мастерству». Для себя я взял очень много полезной
информации и у меня есть уже новый план саморазвития.
Действительно, нужно выходить из «черного ящика», необходимо
взаимообучаться и тесно сотрудничать с коллегами, больше совместно
работать над заданиями и тестами. На видео есть очень много
полезных ссылок на различные обучающие курсы и курсы повышения
квалификации, с которыми я охотно поделюсь со своими коллегами,
когда приду в школу после курсов. Из этой лекции я подчеркнул для
себя, что важно быть мобильным, чтобы обеспечить себе возможность
жить и работать в условиях перемен, быть гибким на меняющиеся
условия. Необходимо быть предприимчивым и ответственным в своей
профессиональной деятельности. Быть мобильным, значит уметь
переходить и быть готовым к самообразованию в быстро меняющемся
мире, уметь перестраиваться и изменяться, развиваясь при этом как
личность и как профессионал. Ведь на практике возникает
необходимость применений полученных знаний и навыков при совместной
или индивидуальной работе, работе в парах или в группе над
инновационными проектами, при межличностных и межгрупповых
отношениях в инновационной среде. Необходимо делать правильный
выбор методик диагностики уровня личностного и познавательного
развития учащихся.