Победимова Светлана
Викторовна
учитель русского языка и
литературы
СОШ №25
Учись учиться.
Меняется мир – меняемся мы, педагоги, люди, от
которых во многом зависит будущее цивилизации.
Сейчас часто спорят о том, каким быть
современному учителю. Говорят о его компетентности,
профессионализме, имидже… «Образ педагога» обсуждался и обсуждается
постоянно. Но очень актуальна эта тема сегодня, когда набирает
обороты реформа образовательной системы. От школы требуют многого,
но в первую очередь должен меняться учитель. Не должно быть этакой
«истории о елке». Когда старая елка украшена новыми вещами
(учебники, стандарты, реформы). Стоит сухое дерево, все обвешанное
яркими «игрушками». Обидное сравнение?
Да, согласна! Не должен человек, сеющий
«разумное, доброе, вечное», отставать от своих учеников в освоении
новых компьютерных технологий, в чтении современной русской и
зарубежной литературы.
Ученику важен учитель, с которым можно обсудить
любую проблему, решить грамотно конфликт, найти выход из трудной
жизненной ситуации, поделиться своими планами и получить «скорую»
квалифицированную помощь. Поэтому чтение новых книг по психологии
просто необходимо. Кто из нас не читал «Как любить ребенка» Януша
Корчака или «Нестандартный ребенок» Владимира Леви. Но современное
время вносит коррективы, я советую родителям и педагогам читать
книги Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком», М.Аромштам «Когда
отдыхают ангелы», О. Юрченко «Вся правда о детской лжи» и многие
другие.
«Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение
так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает
полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных
контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и
физически: он не растет, худеет, теряет интерес к
жизни.
«Проблемные», «Трудные», «невозможные» дети, так
же, как дети с «комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда
результат неправильно сложившихся отношений,-»пишет в своей книге
Юлия Гиппенрейтер. Ни для кого не секрет, что основная проблема в
семье и школе – это общение ребенка и взрослого, возможность найти
общий язык ничтожно мала, особенно в школе, где учеников в классе
около двадцати пяти.
В этих книгах педагог найдет ответы на сложные
вопросы, авторы учат СЛУШАТЬ ребенка, безусловно ПРИНИМАТЬ его,
ЛЮБИТЬ его просто за то, что он есть. Не подходить с условным и
оценочным отношением, потому что воспитание и обучение – это не
дрессировка, а глубокий процесс формирования личности
человека.
Как преподавателя русского языка и литературы
меня волнует проблема чтения учащимися новинок и классики
художественных произведений, которые не включены в школьную
программу. Начиная с пятого класса, мои ученики читают книги,
которых нет в школьной программе, но без которых невозможно
представить воспитание нравственности у ребенка.
Возьмите книгу Сергея Арсеньева «Ленка-пенка»,
прочитайте и попробуйте остаться равнодушными к судьбе девочки
Ленки из блокадного Ленинграда, ребенка, чью судьбу сломала и
перекорежила война, но чья сила духа и любовь к жизни дают ей шансы
выживать в самые страшные моменты. Мои ученики, читая книгу,
делились со мной впечатлениями каждый день. А когда дочитывали до
конца, звонили или присылали в беседу смайлики, выражающие их
чувства и эмоции в данный момент. Эти мгновения ценны для меня, я
считаю, каждый из них своей маленькой победой.
Поэтому положите в свою копилку книг для себя,
своих детей и учащихся следующие: Кервуд Джеймс «Бродяги Севера»,
БойнДжойн «Мальчик в полосатой пижаме», ЭлианорХодгман «Полианна»,
Тамара Крюкова «Костя плюс Ника», Татьяна Воронкова «Девочка из
города». Это только малая часть книг, которые прочитали мои
ученики. Но я заметила, что информация, данная в книгах, настолько
интересна, что мозг ребенка запоминает ее сам без насилия, а это
развивает память, логическое мышление и воображение, улучшает
голос, темп и звук, обогащает словарный запас. Столько плюсов -
нельзя упустить такой шанс!
21 век – время перемен в образовании, поэтому в
заключении всего вышесказанного еще раз подчеркну, что нужно
меняться и развиваться вместе с учениками. Учитель – это призвание,
но чтобы вести за собой, нужно быть интересным и
актуальным.
Как сказал БауржанТойшибеков: «Хорош лишь тот
учитель, в котором еще не умер ученик».