Как формативное оценивание влияет на повышение
мотивации учащихся? Виды формативного оценивания на уроках в
начальных классах.
Подготовила: Елена
Валерьевна Шепелева,
СОШ №25,
г.Уральск,
Западно-Казахстанская
область
«Ученик, который учится без желания, — это
птица без крыльев.»
персидский поэт и
мыслитель Саади
Когда мы
стали работать по обновленной программе в 1
классе,
я
попыталась разобраться с понятием «формативное
оценивание» и провела несколько уроков с его
применением для того, чтобы
разобраться
в его
сущности, приемах, методах и, конечно же, в значении, функциях и
эффективности использования такого оценивания конкретно на уроках
грамоты и математики.
Проработав в школе долгое время, я все же знаю,
что оценивание является самым сложным этапом урока. Не всегда можно
объяснить не только детям, но и себе ту или иную оценку. Мы
переживаем, когда ставим 3 или 4 «отличнику», и совсем не
задумываемся, об этой оценке у «троечников», а ведь именно у этой
категории детей, как правило, отсутствует мотивация к предмету.
Ученик думает: « Зачем мне учить, если я все равно не могу и получу
3?» И я хочу доказать, возможно с помощью формативного оценивания
повысить мотивацию (как внешнюю, так и в большей степени
внутреннюю) школьников к учебе?
Я учитывала возрастные особенности школьников
,когда разрабатывала КСП и пыталась разнообразить задания, так как
основная работа проходила в
группах.
В своей деятельности я использую шкалы,
например:
* линейки самооценки ( « волшебные
линеечки»);
* знаковую систему: «+», «-» и их
сочетание;
* словесную ( «Молодец! Ты правильно решил
задачу», «Умница! Ты аккуратно выполнил работу», «Твоя работа
достойна высокой оценки»);
* оценку одного задания баллами 0 -1-2 ( 0 –
выполнено с большим количеством ошибок. 1 – выполнено с небольшим
количеством ошибок, 2 – выполнено без ошибок) и т.д.
Критерии оценивания также пока разрабатываются
мной, но с учетом пожелания детей, сразу на первом уроке они уже
предложили еще один, свой, критерий
оценивания.
Например, на уроке грамоты, при изучении новой
буквы, дети сами предложили еще один критерий оценивания: поднять
зеленый карандаш, если ученик прочитал слог правильно, красный,
если ответ неверный.
Я использую на разных этапах урока вот такие
острова:
Созданию благоприятного климата в классе
способствует использование мной в учебно-воспитательном
процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует
принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под
силу, то легко коллективу». Ведь некоторые обучающиеся чувствуют
неуверенность в собственных силах, работая
самостоятельно.
Это и
работа в парах, и работа в группах. Обучение этому виду работы
начинается во время уроков, охваченных сквозной темой «Моя
школа».
Дети выводят правила работы в паре и правила
работы в группе:
работать
должны оба,
свое
несогласие высказывай вежливо,
один
говорит- другой слушает,
если не
понял- переспроси ,
в группе
должен быть ответственный,
работать
должен каждый на общий результат.
В работе на оценивание друг друга хорошо
помогает прием «Две звезды и
одно
пожелание».
А вот
самооценка довольно-таки часто у учащихся с повышенной мотивацией
занижена. Так же пока не налажена работа в группах, почти везде
найдутся дети, недовольные своей оценкой, тем, как оценили его
другие. Но чем больше используется групповая работа в классе, тем
меньше таких казусов.
Кроме того, детям нравится работать в
сотрудничестве с учителем, стоящим не над ним, а рядом, а также
взаимодействовать друг с другом, сопереживая и радуясь успехам и
достижениям товарищей.
В листах
обратной связи – почти все дети рисуют или пишут о том, что им
очень нравится такая форма проведения уроков, им нравится оценивать
друг друга. Почти все дети выходят с урока с улыбкой, довольные
собой и проделанной работой. Не это ли
главное?
Конечно ,
рано говорить о великих достижениях, но радует то, формативное
оценивание действительно помогает повысить мотивацию школьников к
учению. У меня в классе есть дети, которые стесняются окружающих и
неуверенны в себе, но вот у них заметно вырос интерес на уроках!
Значит, формативное оценивание на уроке работает благоприятно для
всех учеников в классе!