Как формативное оценивание влияет на повышение мотивации учащихся? Виды формативного оценивания на уроках в начальных классах. Подготовила: Елена Валерьевна Шепелева,СОШ №25, г.Уральск,Западно-Казахстанская область «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.» персидский поэт и мыслитель Саади
Когда мы стали работать по обновленной программе в 1 классе, я попыталась разобраться с понятием «формативное оценивание» и провела несколько уроков с его применением для того, чтобы разобраться в его сущности, приемах, методах и, конечно же, в значении, функциях и эффективности использования такого оценивания конкретно на уроках грамоты и математики.Проработав в школе долгое время, я все же знаю, что оценивание является самым сложным этапом урока. Не всегда можно объяснить не только детям, но и себе ту или иную оценку. Мы переживаем, когда ставим 3 или 4 «отличнику», и совсем не задумываемся, об этой оценке у «троечников», а ведь именно у этой категории детей, как правило, отсутствует мотивация к предмету. Ученик думает: « Зачем мне учить, если я все равно не могу и получу 3?» И я хочу доказать, возможно с помощью формативного оценивания повысить мотивацию (как внешнюю, так и в большей степени внутреннюю) школьников к учебе?Я учитывала возрастные особенности школьников ,когда разрабатывала КСП и пыталась разнообразить задания, так как основная работа проходила в группах. В своей деятельности я использую шкалы, например:* линейки самооценки ( « волшебные линеечки»);* знаковую систему: «+», «-» и их сочетание;* словесную ( «Молодец! Ты правильно решил задачу», «Умница! Ты аккуратно выполнил работу», «Твоя работа достойна высокой оценки»);* оценку одного задания баллами 0 -1-2 ( 0 – выполнено с большим количеством ошибок. 1 – выполнено с небольшим количеством ошибок, 2 – выполнено без ошибок) и т.д. Критерии оценивания также пока разрабатываются мной, но с учетом пожелания детей, сразу на первом уроке они уже предложили еще один, свой, критерий оценивания.Например, на уроке грамоты, при изучении новой буквы, дети сами предложили еще один критерий оценивания: поднять зеленый карандаш, если ученик прочитал слог правильно, красный, если ответ неверный.Я использую на разных этапах урока вот такие острова:
Созданию благоприятного климата в классе способствует использование мной в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Ведь некоторые обучающиеся чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Это и работа в парах, и работа в группах. Обучение этому виду работы начинается во время уроков, охваченных сквозной темой «Моя школа». Дети выводят правила работы в паре и правила работы в группе: работать должны оба, свое несогласие высказывай вежливо, один говорит- другой слушает, если не понял- переспроси , в группе должен быть ответственный, работать должен каждый на общий результат. В работе на оценивание друг друга хорошо помогает прием «Две звезды и одно пожелание».
А вот самооценка довольно-таки часто у учащихся с повышенной мотивацией занижена. Так же пока не налажена работа в группах, почти везде найдутся дети, недовольные своей оценкой, тем, как оценили его другие. Но чем больше используется групповая работа в классе, тем меньше таких казусов.Кроме того, детям нравится работать в сотрудничестве с учителем, стоящим не над ним, а рядом, а также взаимодействовать друг с другом, сопереживая и радуясь успехам и достижениям товарищей. В листах обратной связи – почти все дети рисуют или пишут о том, что им очень нравится такая форма проведения уроков, им нравится оценивать друг друга. Почти все дети выходят с урока с улыбкой, довольные собой и проделанной работой. Не это ли главное? Конечно , рано говорить о великих достижениях, но радует то, формативное оценивание действительно помогает повысить мотивацию школьников к учению. У меня в классе есть дети, которые стесняются окружающих и неуверенны в себе, но вот у них заметно вырос интерес на уроках! Значит, формативное оценивание на уроке работает благоприятно для всех учеников в классе!