Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы
За время работы я заметила, что положительная мотивация способствует усвоению и закреплению материала. Поэтому я решила рассказать о Формировании положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Целесообразно для начала остановиться на терминологии. Итак, что же такое мотив?
Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать.
Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией учащегося является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли.
Снижение положительной мотивации учащихся - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
Важнейшая задача педагога состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним. Для этого необходимо решать следующие задачи:
Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов.
Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.
Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся.
Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации учащихся на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Этому способствует использование:
Разнообразных форм и методов работы на уроках;
Возможности каждому учащемуся выступить активным участником образовательного процесса;
Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении;
Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
Личности педагога (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым преподавателем, хорошо усваивается);
Содержания учебного материала (когда учащимся просто нравится содержание данного предмета);
Методов и приемов обучения.
В обучении русскому языку и литературе особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные иллюстрации, картинки, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии. На уроках литературы используются портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям. Наглядный материал могут сделать и сами ребята. Сделать уроки русского языка и литературы красочными и познавательными часто помогают выставки рисунков, использование кроссвордов, ребусов, шарад, тестов, схем.
Использование на уроках современных информационных технологий способствуют повышению учебной мотивации обучающихся. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка учащиеся могут выполнять разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы и многое другое.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио и видеосопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Включая эти приемы в образовательный процесс, педагог делает урок интересным, содержательным и увлекательным.
Многие великие педагоги особое внимание уделяли методу игры. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Игровая учебная деятельность:
Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые разные множества: ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, литературных героев. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре).
Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения).
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных.
-
крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
-
золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
-
лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода).
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием на уроках
русского языка и литературы помогающий настроить обучающихся
на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Прием «Закончи предложение». Цель: формирование умения
оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
«Взаимоопрос» – ученики опрашивают друг друга.
Коллективная учебная деятельность. Организация работы в группах:
«Лови ошибку» (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение).
«Мозговой штурм» (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
«Театрализация». Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” героев, эпоху создания произведения.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.
Выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию формируется определённое отношение обучающихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
3) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Список использованной литературы:
-
Костомаров В. Г., Максимов В. И. Современный русский литературный язык в 2 частях. Часть 2. Костомаров В. Г., Максимов В. И. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 352 с.
-
Ласкарева Е. Р. Русский язык как иностранный. А1-А2. Практический интенсивный курс. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2018. 380 с.
-
Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Зиновьева Т. И. — М.: Юрайт. 2019. 468 с.
-
Милославский И. Г. Краткая практическая грамматика русского языка. — М.: Либроком. 2020. 286 с.
-
Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. — М.: Либроком. 2020. 256 с.