Материалдар / «Формирование языковой компетентности школьника через приемы и методы личностно – ориентированного обучения»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«Формирование языковой компетентности школьника через приемы и методы личностно – ориентированного обучения»

Материал туралы қысқаша түсінік
Обобщение передового педагогического опыта по теме «Формирование языковой компетентности школьника через приемы и методы личностно – ориентированного обучения»
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Наурыз 2023
129
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Министерство Просвещения Республики Казахстан
Туркестанская область
город Шардара

Обобщение передового
педагогического опыта по тем

«Формирование языковой
компетентности школьника чер
приемы и методы личностно –
ориентированного обучения»

Автор: Кенжеева Гулшат Джайлауовна
Образование: высшее
Место учебы: Узбекский государственный университет мировых языков
г. Ташкент (1988-1993)
Специальность: русский язык и литература
Педстаж: 30 лет
Категория: педагог-эксперт

2022 – 2023 учебный год

Содержание:
1. Эссе «Я — учитель русского языка и литературы. Мой педагогический
путь»………………………………………………………………………..2
2. Обобщение педагогического опыта.......................................................4-29
Наименование педагогического опыта.................................................3 – 5
Условия возникновения и становления опыта...................................5 – 10
Объект опыта...............................................................................................10
Предмет опыта.......................................................................................10-11
Актуальность и перспективность опыта..............................................11-12
Теоретическая база педагогического опыта........................................12-15
Новизна опыта.............................................................................................15
Ведущая педагогическая идея..............................................................15-16
Условия достижения результата..........................................................16-17
Технология педагогического опыта.....................................................17-25
Результативность...................................................................................25-29
3. Перечень использованных источников.....................................................29

1

Эссе «Я — учитель русского языка и литературы. Мой педагогический
путь»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому
преподаешь.
Василий Ключевский
Слово «Учитель» очень короткое, но очень знакомое всем слово. Слово
«учитель» содержит много смысла! Каждый из нас помнит свои школьные
годы, уроки, своих одноклассников. Эти воспоминания остаются с нами на
всю жизнь.
Я стала учителем русского языка и литературы потому, что моим
любимым предметом в школе была литература. Наш учитель литературы
очень любила свой предмет и научила любить его и многих нас. Она привила
мне любовь к литературе, научила выражать свои чувства и мысли. На
уроках мы узнавали интересные факты о жизни писателей, анализировали
произведения.
Я пришла работать в школу более тридцати лет назад. Прошло время.
У меня уже есть свои дети. Теперь я понимаю, чтобы научить детей, нужно, в
первую очередь, знать, что им интересно, принимать их такими, какие они
есть, и уважать каждого из них.
Для меня учитель – это не просто профессия. Учителем нужно быть.
Быть учителем – это огромный труд, который требует самоотдачи. Учить –
это значит не только передавать свои знания, но и полностью посвящать себя
людям, чужим детям. Нужно не только хорошо знать свой предмет, но и
уметь находить общий язык с учениками.
Каждый день я познаю весь объем и глубину учительского труда. Я
являюсь не только учителем, но и классным руководителем, занимаюсь
различной творческой деятельностью.
Главное в моей работе – не оставаться равнодушной к маленьким
победам и поражениям моих учеников, уметь вовремя похвалить, подсказать,
направить. Очень важно научиться видеть и ценить в ученике ту
неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, суметь
обеспечить свободу самовыражения и понять, что ученик – личность,
имеющая собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.
Несмотря ни на какие трудности, я не жалею о выборе профессии
учителя, потому что именно она, как никакая другая, впитала в себя
искренность и сердечность, которые так необходимы в работе с детьми.
2

Описание передового педагогического опыта
«Я испытываю жажду познания,
беспокойное стремление влечет меня
все вперед и вперед, и каждый успех
на этом поприще дает мне радость»
И. Кант
1. Наименование педагогического опыта.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает
необходимость разработки механизмов формирования человека ХХI века –
личности, способной к анализу существующей ситуации, активно
участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и
ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.
Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к
оценке достижений учащихся в образовательном процессе. Создание в
Казахстане современной высокоэффективной системы образования является
одним из важнейших условий для достижения стратегической цели. Поэтому
учитель в настоящее время является ключевой фигурой модернизации
казахстанского образования, акцент ставится прежде всего на его
профессионализм и мастерство.
Учитель имеет право учить других до тех пор, пока учится сам. Эта
профессиональная заповедь особенно актуальна в наше время, когда ничто,
пожалуй, не стареет так быстро, как знания. Большинство современных стран
мира признали необходимость модернизации общего среднего образования,
так как эффективность общеобразовательной школы является важным
показателем степени развития любой страны и её международного
авторитета.
В Республике Казахстан, представляющей собой многонациональное
государство, актуальной остаётся проблема формирования поликультурной
личности, владеющий двумя или несколькими языками. Среди языков,
функционирующих в нашей стране, особое место занимает русский язык,
который является важнейшим средством получения информации в
современном обществе.
Современная жизнь требует, чтобы человек говорил правильно,
доступно, точно формулировал свои мысли. В наше время – время науки и
техники, знания о языке помогут людям в их борьбе за действенное слово, за
речевую культуру общественного производства.  
3

         У каждого учителя есть свой наработанный опыт в педагогической
деятельности, который ведёт работу по той или иной проблеме. Работа
учителя - словесника заставляет искать пути, позволяющие сделать изучение
русского языка и литературы интересным и востребованным. Необходимо
соответствовать новому времени. В связи с этим возникает необходимость в
реализации системно - деятельностного подхода, способствующего развитию
учебного процесса.
          «Взволновав, заставить задуматься», - вот формула выражения
сущности преподавания русского языка и литературы. В связи с этим встаёт
вопрос об обновлении содержания филологического образования.
В будущем общая цель филологического образования будет
ориентироваться на:
 снятие перегрузки, связанной с увеличением количества учебных
предметов при уменьшении учебного времени на их  изучение
 социализацию
личности,
понимаемую
как
способность
к
сотрудничеству и самостоятельности
 развитие способностей учащегося к творческому использованию
полученных знаний
Филологическое
образование
как
процесс
предусматривает
приобщение к общечеловеческим ценностям:
 человек – субъект жизни и высшей ценности на Земле
 Родина, Государство, семья, отечественная история и настоящее
Казахстана – мир развития личности
 формирование жизненной позиции, развитие способности к выбору
жизненного пути
Образование испытывает на себе практически все изменения,
происходящие в обществе. Это вдвойне справедливо по отношению к
образованию на русском языке в Республике Казахстан. Политические,
экономические процессы, происходящие в Казахстане, не могли не
отразиться на преподавании русского языка и литературы.
Казахстан отказался от российских учебников, начался процесс
написания новых стандартов образования, новых учебных программ, новых
учебников для средней школы, в том числе программ и учебников по
русскому языку.
Русский язык является одним из мировых языков, способен расширить
рамки внутринационального общения, через русский язык осуществляется
доступ к мировым достижениям в области образования, науки и культуры.
Была разработана и внедрена Национальная система качества
образования, включающая Единое национальное тестирование (ЕНТ)
4

выпускников школ. В ходе этого этапа начался процесс информатизации
образования, развитие дистанционного образования, подключение к сети
Интернет.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в республике продолжается
активное сокращение учреждений среднего звена образования с русским
языком обучения.
        Русский язык в Казахстане продолжает оставаться в значительной мере
основным языком для всех национальностей, проживающих в республике,
делающим доступными  информационные, научные и культурные ценности.
Необходимо более активно популяризировать русский язык в
Казахстане; повысить эффективность работы по его информационной
поддержке; в рамках единого образовательного пространства принять закон о
чистоте русского языка; поддержать
статус русского языка, что создаст
дополнительные
стимулы
для
укрепления его позиций; наметить
программы по созданию совместных
учебников по русскому языку, особенно
для среднего и старшего звена в школах
с казахским языком обучения.
Государственный
образовательный стандарт ориентирует на реализацию в практике
преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса
формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским языком в разных сферах деятельности. Отсюда
и вытекает наименование моего педагогического опыта «Формирование
языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных
усилий на уроках русского языка»
2. Условия возникновения и становления опыта.
Средняя общеобразовательная школа является фундаментом,
обеспечивающим доступность образования. От качества и доступности
среднего образования зависит, сможет ли государство обеспечить равные
стартовые возможности для всех детей. Я преподаю русский язык и в классах
с русским языком обучения, и в классах с казахским языком обучения, и хочу
отметить, что основная часть школьников, оканчивающих школы с
казахским языком обучения, неплохо владеют русским языком. Но одна
ситуация, когда ребенок владеет устной речью, овладевает разными
5

учебными дисциплинами на русском языке, и совсем иная, когда он
собирается продолжить образование в России, особенно если это
гуманитарное образование, ему не хватает общих социокультурных и
литературных знаний. Несмотря на общее образовательное пространство,
имеется существенная разница в учебных программах, количестве часов
русского языка и литературы,
поверхностное
знакомство
с
историей России и отсутствие
знаний в области культурологии.
Главной целью образования
является развитие личности ребенка
путем
включения
его
в
различные виды
учебной
деятельности.
В содержании ГОСО в рамках обновленного содержания образования
реализованы актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и
деятельностный подходы к обучению, а задачи обучения определяются с
позиций компетентностного подхода.
При этом под компетенцией понимается сумма знаний и умений и
личностных
качеств,
которые
позволяют
человеку
совершать
различные действия, в том числе и
речевые.
Целевой
установкой
общеобразовательного учреждения
является создание условий для
максимального развития личности
ребёнка.
К сожалению, школа больше работает в режиме информирования, а не
развития ребенка. Педагог затрудняется в выборе и использовании методов,
формирующих языковую и лингвистическую компетенции учащихся.
Ориентируясь на проектно-инновационную практику как эффективное
средство в освоении и реализации практико-преобразующих компетенций, в
овладении субъект-субъектными способами работы учитель обнаружил у
себя слабую выраженность тех качеств, которые обеспечивают успешность
компетентностного подхода в процессе обучения.

6

Кроме того, внешние условия, нормативная база в сфере образования
даже при декларации инновационных идей
компетентностного подхода не обеспечивает
систему образования новыми механизмами и
системой оценки деятельности образовательного
учреждения,
соответствующих
ключевым
компетенциям школьников. И учителя –
словесники знают, что это далеко не просто.
Методы преподавания русского языка и
литературы, используемые в настоящее время в
школе, не в полной мере ориентированы на
речевое развитие учащихся, развитие их
творческих способностей, на самостоятельную
деятельность школьников по приобретению и
использованию знаний, на сотворчество ученика
и учителя. Осваиваемые учителями современные
образовательные технологии, основанные на
коммуникативной компетенции, требуют времени и для усвоения, и для
внедрения, вживания в стиль преподавания. Они помогают преподавателю
качественно
и
осмысленно
отбирать
обучающий материал, а также принципиально
меняют стиль взаимоотношений учителя и
ученика, учат преподавателя видеть в ребенке
самостоятельную личность, имеющую «право
на ошибку».
Таким образом, обновление всех сфер
педагогической деятельности, ориентация на
национальные
ценности,
интеграция
в
мировое
образовательное
пространство
обязывает нас, педагогов, ориентируясь на
основные
направления
модернизации:
доступность,
качество,
эффективность,
компетентность

осмысливать
время,
выполнять требования сегодняшнего дня,
думая о будущем, и на первое место ставить
ученика, затем свою деятельность, определяя
собственную позицию.

7

Необходимо повысить качество подготовки учащихся по языковым
предметам: казахскому и русскому языкам как к родному и как второму,
иностранным языкам, что потребует
увеличение сроков обучения по этим
предметам. В обучении иностранным
языкам
(русский
язык)
целесообразна модель с началом
изучения языка с 1 класса. Большее
внимание
следует
уделить
формированию культуры устной и
письменной речи учащихся.
В 5 – 11 классах изучение русского языка обеспечивает:
- восприятие языка как исторического явления, теории языка как отрасли
научного познания;
- формирование целостного представления о языке как системе;
- совершенствование навыков по всем видам речевой деятельности с
приоритетным развитием навыков говорения и грамотного письма;
- формирование языковой личности, воспринимающий язык как духовную
ценность;
Содержание учебного предмета «Литература» направлено на
формирование у учащихся навыков
межличностного общения,
норм
нравственного поведения. Отсюда
можно выделить жизненные навыки,
формируемые на уроках литературы:
1. Межличностное общение.
2. Умение решать жизненные и
нравственные проблемы.
3. Мыслить
критически
и
творчески.
4. Умение эффективно общаться.
5. Строить здоровые взаимоотношения.
6. Сопереживать другим людям.
7. Организовывать свою жизнь морально и нравственно здоровой.
В курсе литературы при изучении художественных произведений
усиливаются нравственно – этический и культурно – эстетические аспекты.
Увеличение
сроков
изучения
литературы
позволит
выстроить
линейный курс в основной школе,
8

когда сложные литературные произведения будут изучать учащиеся
старшего возраста. Для устранения перегрузки учеников предусматриваются
перераспределение учебного материала между основной и полной средней
школой с вынесением сложных и значительных по объёму литературных
произведений в старшие классы. Большее внимание будет уделено
формированию культуры устной и письменной речи.
Учащиеся постигая разные национальные миры начинают лучше
понимать своеобразие своего этноса, духовные искания и морально –
этические представления родного народа соотнося их с нравственными
ценностями всего человечества. Осознание того, что все культуры
равнозначны и самобытны, вырабатывает у учащихся толерантность и
уважение к представителям других
национальностей.
Филологическое
образование
должно придерживаться следующих
требований:
- соответствие социальному заказу
общества;
- соответствие образовательным
потребностям учащихся;
- соответствие критериям и принципам отбора содержания образования;
В школе сегодня отсутствует в
достаточном
объеме
современная
учебная, художественная и особенно
справочная литература по русскому
языку и литературе. Мало используются
качественные
современные
компьютерные программы.
В связи с этим перспектива школы
видится в проектировании и создании в образовательной системе единой
развивающей речевой среды отнюдь не только в рамках гуманитарных
предметов.
Таким образом, обновление всех сфер педагогической деятельности,
ориентация на национальные ценности, интеграция в мировое
образовательное пространство обязывает нас, педагогов, ориентируясь на
основные направления модернизации: доступность, качество, эффективность,
компетентность – осмысливать время, выполнять требования сегодняшнего
дня, думая о будущем, и на первое место ставить ученика, затем свою
деятельность, определяя собственную позицию.
9

3. Объект опыта
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой)
компетенций.
Критерии
языковой
и
лингвистической компетенций:
• Освоение знаний о языке как
знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и
функционировании;
• Общие сведения о лингвистике
как науке и ученых-русистах;
• Овладение основными нормами русского литературного языка;
• Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
• Формирование способности к анализу, оценке языковых явлений и
фактов;
• Умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4. Предмет опыта
Выбор методов и приемов работы;
- Поэтапное
внедрение форм
работы.
Задачи:
· 
Развитие
способности
к
самостоятельному осмыслению и
анализу лингвистического материала
на личностном уровне;
·  Развитие креативных (обеспечение
творческого продукта образовательной деятельности), когнитивных (процесс
познания), оргдеятельностных (знание своих индивидуальных способностей,
черт характера, осознание и умение объяснять цель учебных занятий) качеств
личности;
·  Создание ситуации успеха и атмосферы сотворчества на каждом уроке как
основной формы организации учебной деятельности;
·  Повышение уровня функциональной грамотности каждого ученика;
-

5. Актуальность и перспективность опыта.
10

Средняя общеобразовательная школа является фундаментом,
обеспечивающим доступность образования. От качества и доступности
среднего образования зависит, сможет
ли государство обеспечить равные
стартовые возможности для всех детей
Основная часть школьников,
оканчивающих школы с казахским
языком обучения, неплохо владеют
русским языком. Но одна ситуация,
когда ребенок владеет устной речью,
овладевает разными учебными дисциплинами на русском языке, и совсем
иная, когда он собирается продолжить образование в России, особенно если
это гуманитарное образование, ему не хватает общих социокультурных и
литературных знаний. Несмотря на общее образовательное пространство,
имеется существенная разница в учебных программах, количестве часов
русского языка и литературы, поверхностное знакомство с историей России и
отсутствие знаний в области культурологии.
Геополитические процессы, интенсивно проходящие в последние
десятилетия, не могли не повлиять на
гуманитарную сферу деятельности
человека.
Активизация
диалога
культур,
политических
и
экономических
контактов
между
государствами
актуализирует
формирование
полиязыковой
и
поликультурной личности с широким
диапазоном знаний в области языка и
культуры своего и других народов. Таких личностей в Казахстане было и
есть немало. Достаточно вспомнить Абая, Уалиханова и других талантливых
представителей казахской интеллигенции. А гордость русской культуры –
Пушкин, Лермонтов, Грибоедов … Все известные личности владели как
минимум двумя – тремя языками. Сейчас в республике, наряду с русским и
казахским языками ставится вопрос об эффективности и перспективности
изучения нескольких языков: английского, турецкого, арабского, немецкого
и др.
«Сколько человек знает языков – столько раз он человек» - считает
великий
В.Гёте.
11

Мы, учителя – языковеды, должны воспитать именно поликультурную
личность. Поэтому вопрос о качестве обучения языкам становится сегодня
самым актуальным. И, конечно, необходимо приложить все усилия для
дальнейшего развития одного из главных факторов единения всех
казахстанцев – государственного языка нашей страны.
«Мы известны всему миру своей толерантностью межэтническим,
межконфессиональным согласием и диалогом, - провозгласил в своём
Послании народу Казахстана наш Президент. – Растущий, миротворческий
потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохраняться и
развиваться».
Язык – это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия
еще никто не придумал.
Язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен,
гибок, послушен, ловок и вместителен.
Поэтому представляется целесообразным регулярно работать над
формированием компетентной личности, владеющей ресурсами родного
русского языка.

6. Теоретическая база педагогического опыта.
В современном образовании многообразие педагогических технологий.
Их условно можно разделить на традиционные и «новые». К «новым»
относятся
гуманистически-ориентированные
технологии
обучения,
предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей
обучающихся – прежде всего это личностно-ориентированные технологии.
В отечественной психологии и педагогике само понятие «личность»
неоднозначно. Личность выступает и как «целостная система внутренних
условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего
в ней можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости»
(подход , ), и как «конкретный человек, являющийся представителем
12

определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся
конкретным видом деятельности, осознающему свое отношение к
окружающему миру и наделенным индивидуально психологическими
особенностями»
В данном опыте я опираюсь на определение , который определяет
личность как субъект, «обладающей всеми правами и свободами, но
обладающей пока меньшим социальным опытом» и добавляет, что
невозможно адекватно объяснить своеобразные жизненные проявления
личности вне содержательного раскрытия того социального и
психологического контекста, в котором она живет и развивается, а таким
контекстом является школа. В основу данного опыта также положена
концепция развития познавательного интереса.
В частности использованы:
представления
о
познавательном
интересе
как
интегративном
образовании
личности,
основу которого составляют
интеллектуальные,
эмоциональные
и
творческие процессы.
принцип
ведущей
роли
самостоятельной деятельности по
освоению окружающей действительности в развитии познавательного
интереса, а также принцип активного взаимодействия различных видов
деятельности в учебном процессе.
уровни развития познавательного интереса
функциональные возможности видов деятельности в обучении.
Учитель отдает предпочтение индивидуально-обособленной форме
организации познавательной деятельности в том случае, когда содержание
учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения.
Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая
и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно.
Педагогическая ценность такой формы организации познавательной
деятельности заключается в том,
что она учитывает особенности

13

конкретного ученика в части его образовательной подготовки и
потенциальных учебных возможностей.
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной
деятельности школьников и поэтому его легче обнаружить, распознать,
вызвать. А следовательно, легче управлять его формированием. К
сожалению, учителя не всегда ставят перед собой задачу сформировать
познавательный интерес учеников как мотив их деятельности. Ошибка
такого подхода отмечена ещё , который утверждал, что «приохотить»
ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем
«приневолить» его..».
В своей работе я опираюсь на принципы педагогики сотрудничества,
ведущий принцип которой субъект-субъектные отношения учителя и
ученика. Да, несомненно, ученик – субъект, ставящий перед собой личные
цели, планы, совпадающие с целями и планами учителя и обучения в целом.
Я определила для себя свою педагогическую позицию – она есть
личностно-гуманный подход к
детям на всех этапах обучения.
Определившись
с
позицией
задумалась о создании условий для
формирования
языковой
и
лингвистической компетенций, что
одновременно и является целью
педагогической деятельности.
3 года работая над опытом,
пришла к выводу, что освоение знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
общих сведений о лингвистике как
науке и ученых-русистах; овладение
основными
нормами
русского
литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов; умение
пользоваться
различными
лингвистическими
словарями
проходит
эффективнее при адаптации элементов технологии встречных усилий
учителя-новатора.
Целью обучения в рамках обновленного содержания образования
является – «включить каждого ученика в активную деятельность на всех
14

уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий,
устойчивых навыков.
«Урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения),
вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок –
солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок –
игра, урок – встреча, урок – жизнь»
7. Новизна опыта
Новизна представленной моей системы работы заключается в
модификации технологии встречных усилий учителя-новатора ; в
рационализации, усовершенствовании отдельных сторон данной технологии;
а также в обновлении образовательных средств и правил их применения в
постановке и решении новых педагогических задач согласно конкретным
условиям и требованиям учебно-воспитательно процесса.
8. Ведущая педагогическая идея.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»сказал когда-то Дистервег. Любое настоящее знание приобретается только
путем самообразования. Развитие и
образование ни одному человеку не
могут быть даны или сообщены.
Всякий,
кто
желает
к
ним
приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью,
собственными силами, напряжением
собственной мысли. Человека делает
образованным только лишь его
внутренняя работа – цель всего педагогического процесса. Первым
«помощником» должен стать учитель. Именно он выполняет роль
«поводыря» на пути к самообразованию, саморазвитию и самореализации
каждого ученика.
9. Условия достижения результата
Условиями достижения результата являются:
1. Компетентность учителя в области своего предмета, психологии и
вопросах воспитания;
15

2. Учитель должен воспринимать ученика как субъекта образовательной
деятельности и процесс образования должен нести двустороннюю
направленность : учитель ученик;
3. Ситуация успеха должна сопутствовать каждому ученику на каждом
уроке ;
4. Атмосфера сотрудничества на каждом уроке.
5. Атмосфера комфортности: ощущение эмоционального благополучия и
безопасности в ходе педагогического взаимодействия
Прогнозируемый результат:
1.  Повышение уровня функциональной грамотности каждого ученика в силу
индивидуальных возможностей каждого:
2.  Сформированность языковой и лингвистической компетенций:
- овладение основными языковыми нормами,
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся,
- формирование способности к анализу и оценке языковых фактов и явлений,
3. Способность ученика к самообразованию и, как следствие, к
самовоспитанию.
Для достижения результата применяются разные методы (методы
организации и осуществления
учебно-познавательной
деятельности, методы
стимулирования и мотивации,
методы контроля и самоконтроля).
Но все методы должны
соответствовать принципам
педагогического процесса:
1.Принцип эффективности
методов обучения
Суть: отобранные методы должны быть результативными на каждом
этапе
2. Принцип гуманизации
Суть: подобранный дидактический материал должен нести в себе
общечеловеческие ценности.
3.Принцип системности
Суть: «видение» связей между языковыми явлениями и проведение аналогий
4. Принцип обучающего воспитания
Суть: важно понимать, что обучение – составляющая часть процесса
воспитания
5.Принцип демократизации обучения
16

 Суть: учитель ученик, учитель = ученик (с позиций субъектсубъектных отношений)
6. Принцип позитивной предметной ориентации
Суть: положительные стимулирования и организация самовоспитания и
саморазвития совместными усилиями.
10. Технология педагогического опыта
В практику теорию я внедррила с помощью технологии. В этом смысле
технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное
применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности,
гарантирует получение продукта заданного количества и качества.
В русле поиска современных подходов к обучению, по моему мнению,
заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии
встречных усилий учителя и учащегося.
Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий,
условно разбила на 5 основных этапов: разминка, контрольноподготовительный, «вызов», «сотворчество», «рефлексия». На каждом этапе
реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и
соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Мозаика встречных усилий учителя и учащегося:

Этап урока
Педагогические приемы
1

Начало урока: «введение»,
«разогрев» класса, включающий
эмоциональную и
интеллектуальную разминку

«Отсроченная отгадка»,
«Погружение», «Эпиграф» и др.

2

Контрольно-подготовительный
этап: опрос по предыдущим
темам

«Лови ошибку», «Опроскроссворд», «Согласен – не
согласен» и другие

3

Постановка учебной цели,
«вызов», обеспечивающий
интерес к поставленной цели,
мобилизацию сил, знаний.

«Цель и цели», «Вопросы к
тексту», «Знаю – не знаю» и
другие

4

Этап «сотворчество»: сведение
воедино усилий всех участников

«Деловые игры»,
«театрализация», «Кластер» и

17

другие
5

Рефлексивный этап: осмысление
результатов работы, оценивание,
участие в разработке домашнего
задания

«Итоги», «Возврат к началу»,
«Три уровня домашнего
задания», «Эссе», «Синквейн» и
другие.

Термин мозаика в названии говорит о вариативности использования
приведенных приемов: они могут «работать» вместе, что повышает их
эффективность, но эти приемы можно применять и автономно на
традиционных уроках. Чем богаче палитра методов обучения у учителя, тем
удачнее должна быть картина урока и его результативность.
1 этап. Начало урока
Содержание первого этапа деятельности:
психотренинговые
упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать
эмоциональный настрой на
совместную учебную работу.
Эмоциональная
атмосфера
становится
той
основой,
благодаря которой естественно
возникает
возможность
перейти
к
необходимым
усилиям
на
последующих
этапах урока.
Некоторые приемы данного этапа:
«Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся
загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания)
будет открыта в процессе работы над темой.
«Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на
доске, и подумать, как он может быть связан с темой урока.
«Погружение» проводится по «учебной цепочке», при этом возможны
следующие варианты:
Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-то
языкового явления. 2. цепочку начинает учитель, задавая вопросы по
определенной теме, ученик, сам ответив, задает вопрос следующему ученику
и т. д.
2.Контрольно-подготовительный этап.

18

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа
для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход
требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.
Характеристика некоторых приемов.
Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительнообобщающих уроках или
уроках
подготовки
к
контрольным работам; здесь
можно широко использовать
материал тестовых заданий по
русскому языку. Учитель
намеренно допускает ошибки.
При этом можно рассуждать
вслух, как бы сомневаясь в
том или ином суждении, побуждая учащихся к поиску правильного решения,
ответа.
«Опрос-кроссворд». Необходимо заполнить «кроссворд» по изучаемой
теме, который заранее подготовлен учителем или учеником. Это
своеобразная «линия преодоления», где идет активация интеллектуального
потенциала учащихся.
«Повтор с расширением». Ученики самостоятельно подготавливают и
задают вопросы, расширяющие и дополняющие материал. При этом учителю
совершенно не обязательно отвечать на все вопросы – это формирует у
учащихся понятие «открытого знания» и стимулирует сильных учащихся на
самостоятельный поиск.
«Согласен – не согласен» Работа происходит в форме диалога: ученики
обращаются к друг другу или к педагогу с тезисами, которые можно принять
или не принять. Этот прием обладает большими диагностическими
возможностями, поскольку позволяет учителю по характеру выбираемых
учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.
3.Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»
Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель
(ученик) сознательно ставит себе и партнеру задачу, решение которой
потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участие в
процессе познавательной деятельности, принятия отве
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!