Городской семинар руководителей МО классных
руководителей:
Мастер класс «Семья и школа – партнёры в
воспитании»
Ход мероприятия:
(Слайд 1)
-
Добрый день, друзья. Я рада приветствовать вас в нашей
школе.
Психологический настрой
Тренинг «Знакомство»
(Участники встают в круг, каждый по очереди
произносит свое имя и слово, которое больше всего соответствует его
характеру. И так все по очереди знакомятся.)
Деление на группы
(Ведущий раздает пазлы участникам, они
должны объединиться и собрать картинку из них, таким образом, они
делятся на 3 команды.)
-
Дорогие коллеги, посмотрите на эту картинку и определите тему
нашего занятия.
-
Правильно. Эта картинка, изображающая две руки, как символ – школы
и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирующий наших
детей.
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ
(Слайд 2)
Тема: «Семья и школа – партнёры в
воспитании»
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы
школы и семьи в интересах ребенка.
Какие задачи стоят перед нами?
(Слайд3)
1) Сделать школу и семью союзниками в
воспитании детей;
2) Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное
взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к
воспитанию;
3) Обеспечить единство требований школы и
семьи.
Педагогика должна стать наукой
для
всех – и для учителей, и для
родителей.
В.А. Сухомлинский
(Слайд4)
Проблема взаимодействия семьи и школы
является актуальной. Современные родители зачастую
неправильно видят «благо» для своих детей: работают днём и ночью,
чтобы обеспечить своих чад материально всем самым необходимым,
лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают
самое главное и самое дорогое – моральные ценности, полностью
полагаясь в воспитании на школу. Школа, в свою очередь, говорит о
роли семьи в воспитании. Нет, не с целью переложить
ответственность, просто, как говорил
Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребёнок будет
это делать и вне дома. Ведь самый главный пример для любого
ребёнка его родитель – самый лучший, самый важный; тот, который на
его взгляд, всегда поступает правильно.
Себастьян Брандт сказал: «Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому». (Слайд5)
Дефицит общения родителей с детьми не служит
основой успехов школьников в учебной деятельности, увеличивается
число «трудновоспитуемых». И, тем не менее, семья – главный фактор
развития и воспитания личности. Ребёнка должны воспитывать
родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в
обеспечении условий для саморазвития ребёнка.
Обыкновенно говорят так: «Мы – школа, а вы,
родители, должны воспитывать детей, почему вы не воспитываете?»
Родители же говорят обратное: «Мы отдали детей в школу, пускай
школа и воспитывает их, почему она не
воспитывает?»
Получается так, что желание захватить власть в
свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у
школы.
Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно
коснулся Лев Кассиль.
«Когда случается что-то неладное с ребятами и
начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа
виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная
роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в
основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и
те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это
берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает
первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море
знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что
он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего
плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он
обязан берегу». (Слайд6)
«Школа и семья должны из состояния
«сосуществования» перейти к теснейшему сотрудничеству. Постоянный
дружеский контакт семьи и школы — это залог достижения успеха в
воспитании подрастающего поколения.
Укрепление взаимосвязи семьи и школы на
сегодняшний день является одной их важных проблем воспитания. В
этом сотрудничестве школа выступает ведущей организацией и руководящей
силой.
Традиционной формой работы классного руководителя
с семьёй остается приглашение родителей в школу для беседы,
посещение семьи своих учеников, изучая на месте не только бытовые
условия, но и характер организации семейного
воспитания.
Практические советы для работы с
родителями (Слайд 7)
-
Проявляйте высокий такт в разговоре с
родителями, всегда начинайте с похвалы и
комплиментов;
-
Обсуждайте проблему, а не личные качества
ученика.
-
Выразите уверенность, что совместные усилия
решат проблему.
-
Беседуйте в присутствии учащегося, только в
исключительных случаях требуйте конфиденциальной
встречи;
-
Всячески подчеркивайте свою заинтересованность
судьбой воспитанника;
-
Выдвигайте совместные проекты, договоритесь о
конкретных совместных делах: «Мы вместе
против проблемы, а не друг против
друга».
Беседа с родителями учащихся будет успешна,
если удалось:
- избежать противостояния и
конфронтации;
- обсудить ваши совместные действия по решению
имеющейся проблемы.
- И
здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их
контакта со школой особенно велика.
(Слайд 8)
(Слайд 9)
Я
предлагаю Вашему вниманию притчу о надежде в нашей
жизни.
-
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли.… Было так тихо,
что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я
- спокойствие. К сожалению, люди не могут меня
сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как
погаснуть!
И
огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я
- вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят
ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть
дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил
свечу.
Опечалившись, третья свеча
произнесла:
-Я
- любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят
меня и не понимают. И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату
зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись,
он закричал:
-
Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! - произнеся
это, он заплакал.
Тогда четвёртая свеча
сказала:
-Не
бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три
свечи: я - надежда.
Этой свечой в жизни
ребёнка являются родители и педагоги, которые светят
другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей
огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя
и окружающих лучше.
Семья даёт
ребёнку первичную подготовку к жизни, которую школа всё-таки не
может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение
с миром близких, миром очень родным, очень привычным, очень нужным,
миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым
считается. А уже потом рождается известное чувство
самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а
поддерживать. Педагог обязан тесно сотрудничать с семьёй и
давать профессиональные советы родителям.
Совместное обсуждение проблемы позволяет
установить истинные причины плохого поведения или неуспеваемости
школьника.
Только поняв их, семья и школа могут
скорректировать свою деятельность.
- Дорогие
коллеги, предлагаю вам определить основные направления или
правила сотрудничества семьи и
школы.
ГРУППОВАЯ РАБОТА:
( Создание и защита
постера) (Слайд 10)
-
Определите основные задачи
родителей.
-
Определите основные задачи классных
руководителей.
-
Определите правила сотрудничества семьи и
школы.
ЗАЩИТА ПОСТЕРОВ.
ОБОБЩЕНИЕ
(Слайд 11)
А
закончить выступление мне хотелось бы словами классика Виссариона
Григорьевича Белинского «На родителях, на одних родителях лежит
священнейшая обязанность сделать своих детей человеками,
обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами,
членами государства.… Так давайте же вместе делать наших детей
человеками. Хорошо воспитанные дети - эта наша счастливое
будущее. Так думайте о будущем, а будущее – это наши
дети».
РЕФЛЕКСИЯ
((Для
того, чтобы узнать, как прошло занятие и чему научились, участникам
занятия дала следующее задание - нарисовать свою
руку на
листе А 4 и на каждом пальце написать следующее:
Большой палец –
какие приемы совместной работы с родителями вы уже
применяете;
Указательный палец
– какие новые приемы совместной работы с
родителями вы узнали;
Средний палец -
психологическая атмосфера на занятии;
Безымянный палец -
что вам понравилось;
Мизинец -
ваши пожелания......
- Спасибо что вы были сегодня здесь с нами.
Делились своими мыслями, чувствами.
Цените и берегите свою семью, потому что
именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша
крепость от бурь и невзгод современной жизни.
И пусть взаимодействие с родителями ваших
учеников всегда будет только эффективным.
Хочу пожелать вам здоровья, удачи и творческих
успехов.
Всем спасибо за работу!