Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ИДЕИ И ЦЕННОСТИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Ы. АЛТЫНСАРИНА
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ИДЕИ И ЦЕННОСТИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Ы. АЛТЫНСАРИНА
Ткач Надежда Алексеевна
учитель истории
КГУ «Общеобразовательная
школа №6 отдела
образования г.Костанай» Управления образования акимата
Аңдатпа
Рухани-адамгершілік тәрбие идеялары, қазақ ағартушысы Ы. Алтынсарин қазіргі жағдайда зерттеу үшін өзекті болып табылады. Өткен ғасырда жарияланған педагогикалық идеялар тұлғаны қалыптастырудың жолдары мен негіздерін терең түсінуге, оқушыларды халықтық дәстүр мен ұлттық мәдениет рухында тәрбиелеуге білім энциклопедиясы және бағдар болып табылады.
Түйінді сөздер: руханият, имандылық, білім, ұстаз, тәрбиеші, идеялар, құндылықтар, қазіргі заман, салт-дәстүр, мәдениет.
Аннотация
Идеи духовно- нравственного воспитания, казахского просветителя Ы. Алтынсарина являются актуальными для исследования в условиях современности. Провозглашенные в прошлом столетии педагогические идеи – являются энциклопедией знаний и ориентиром для глубокого осмысления пути и основ формирования личности, воспитания учащихся, в духе народных традиций и национальной культуры.
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, педагог, просветитель, идеи, ценности, современность, традиции, культура.
Аbstract
The ideas of spiritual and moral education, the Kazakh educator Y. Altynsarin are relevant for research in modern conditions. Pedagogical ideas proclaimed in the last century are an encyclopedia of knowledge and a guideline for a deep understanding of the ways and foundations of personality formation, education of students, in the spirit of folk traditions and national culture.
Keywords: spirituality, morality, education, teacher, educator, ideas, values, modernity, traditions, culture.
В Инструктивно-методическом письме «Об особенностях учебно- воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году» определено, что одним из основных приоритетов образования должно стать формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся.
Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, обладающего духовно-нравственными ценностями, находит отражение в важнейших документах - Конституции Республики Казахстан, в Государственной программе воспитания, в выступлениях Президента Республики Казахстана К.Ж. Токаева.
Так, в Конституции Республики Казахстан (ст. 12, 27, 28, 29, 30), Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О браке и семье» подчеркивается, что главная задача системы образования – создание необходимых условий для формирования, развития и становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Содержание гуманитарных предметов общего среднего образования должно быть направлено на формирование углубленных знаний по ключевым проблемам этнической, политической, социально-экономической и культурной истории Казахстана.[1, c. 174]
Проблема просветительства в 19 веке и вопросы обновления системы образования в наши дни, являются актуальной задачей педагогической общественности. В попытках реформировать систему современного образования, ведутся длительные дискуссии о том, в каком направлении следует двигаться казахскому обществу в сложившейся сегодня далеко не простой исторической ситуации. Этим обусловлен возрастающий исследовательский интерес к личности Ы. Алтынсарина, имеющей особую, устойчивую идейно-политическую позицию, к его педагогическому наследию. Четко обозначенный жизненный и творческий путь просветителя, конкретно сформулированные положения философских и педагогических воззрений вызывают у ученых неподдельный интерес и способствуют духовно-нравственному развитию современной личности. Как никогда актуальны сегодня, на этапе обновления и реформирования Казахстанского образования, непреходящие идеи и ценности Великого педагога, передаваемые из поколения в поколение:
- борьба за педагогику, возвышающую
человеческое достоинство;
- поддержка педагога в его новаторских
начинаниях;
- идея непрерывности образования в течение всей жизни человека;
- поиск, поддержка и продвижение гуманистических начал в педагогике;
- вера в творческого человека и его благие намерения;
- борьба за духовно-нравственную чистоту в деле воспитания молодежи;
- сохранение и приумножение традиционных ценностей казахского народа, чистоты помыслов и культурного наследия предков. Ибрай Алтынсарин был первым педагогом, который приложил все свои усилия для масштабного охвата образованием казахского народа. Его идеи стали надежной платформой для совершенствования национальной модели развития казахстанского образования, в которой на многие годы прочным фундаментом служат дидактические принципы, ориентированные на потребности личности, общества и государства.
Великий педагог Ы. Алтынсарин показал главное направление сложного пути, через экономическое, культурное и духовное развитие казахского народа к формированию устойчивого национального самосознания, взяв за основу развитие «неиспорченного и способного казахского народа»[2, c. 7]
Ученый 19 века Алекторов А.Е. подчеркивал: « Алтынсарин был истинный казах со всеми добрыми качествами, свойственными этому племени; он был в высшей степени симпатичный, умный и честный человек, вполне полезный чиновник и усердный с деятель на пользу казахам [3, с. 12].
В самом начале сложной педагогической деятельности Ы. Алтынсарин делает гениальные выводы:
1) «Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества»;
2) «Хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком;
3)«Только постоянная забота и правильное воспитание формируют в ребенке самые лучшие духовно- нравственные качества». Эти выводы, носящие нравственно-поучительный характер можно увидеть в его стихотворениях «Друзьям из молодежи» «Мать», «Давайте дети учиться!». На этих произведениях выросло не одно поколение казахской молодежи. Сегодня уже его потомки читают восторженный строки, полные смыслом и педагогическими советами Великого просветителя:
«…Если будете учиться дети,
Свет как в светильниках, зажжется…»
«…Богатство знанием
увеличивается с каждым днем,
И нет ему никакого конца…» [4, с. 277].
Пример из
«Киргизской хрестоматии» Ибрая Алтынсарина подтверждает, что сюжеты
многих рассказов его затрагивают самые актуальные и злободневные
вопросы воспитания того времени, но они не потеряли своей
актуальности и сегодня. «Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать
еще на нравственность учеников, чтобы они впоследствии не были
взяточниками…». Даже в тяжелых условиях испытания и бедности
не следует унывать, заниматься грязными делами. И. Алтынсарин
советует:
«Если беден, не дружись ты с воровством,
Правду честную впусти в свой ветхий дом,
Пусть за это смерть враги тебе сулят –
Хлеб насущный добывай себе трудом» [5, с. 21].
Исследуя педагогическое наследие Ы. Алтынсарина, его о роль и значение в современном обществе, следует отметить, что духовность и нравственность требуют особого внимания в работе педагогов. Указанные категории не могут быть частным делом человека. Нравственные правила являются выражением природы человека, ее свойств и устремлений. Поэтому так важно опираться на них в общественном строительстве, ибо плодами нравственного пути являются творчество, новаторство, политическая активность, гражданственность, жизнерадостность и сила.
За последние 33 года Независимости нашего государства произошли реальные положительные изменения в жизни страны. Мы прошли через некий перелом, и теперь есть естественное желание закрепить достигнутое и пойти дальше. Но как обеспечить реальную преемственность, которая в нынешней ситуации является для большинства граждан синонимом стабильности и выражается в единстве подхода к решению судьбоносных для страны вопросов? Ответ не так прост, но он кроется в необходимости укрепления отношения с теми, кто считают нравственность не отжившим понятием и настаивают на приоритете духовных нужд человека. Это следует и из наших национальных традиций, и из реальных потребностей управления такой огромной Республикой, где проживают люди разных национальностей и религиозных конфессий.
Сегодня мы реально осознаем, что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, заложенная казахскими просветителями.
Работая в сфере образования, мы чувствуем отведенную педагогам страны ключевую роль в духовно-нравственной консолидации граждан Казахстана, их сплочении перед лицом усиливающегося в мире религиозного экстремизма и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к современной жизни, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей Республики.
Именно поэтому воспитание молодежи в духе духовных и нравственных ценностей считается сегодня важнейшей задачей, обеспечивающей социокультурное обновление Казахстанской молодежи.
Социальный заказ современной системе школьного образования осуществляется в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий:
1. Формирование национального самосознания учащихся, т.е. – разделяемое всеми гражданами представление о своей Республике, ее многонациональном народе. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности: казахстанский патриотизм, гражданственность, уважение к языку и государственным символам.
2. Формирование толерантности, т.е. терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустаторов и стрессоров, сформировавшиеся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию, признание и поддержка национальных культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального Казахстана, признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны.
3. Работа по социализации личности, т.е. усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом.
4. Формирование духовно-нравственных ценностей, т.е. создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества и религиозных канонов ислама и христианства:
-готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших и др.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Ыбрай Алтынсарин считал, что формирование нравственных качеств личности человека строится на основе его любви и уважения к труду. «Труд, - считал педагог-просветитель, - основной смысл жизни человека, он возвышает его нравственно; только трудолюбивый человек познает истинную радость жизни». [6, c. 124] Труд, таким образом, он считал главным средством нравственного воспитания: «Воспитание трудолюбия у детей – главное средство борьбы, против тунеядства и лени» [7, c. 81] Основы духовно- нравственного воспитания у казахского просветителя Ы.Алтынсарина представляют собой свод этических норм, своеобразную, по содержанию и смыслу, энциклопедию педагогических знаний. С полным правом можно утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Великим педагогом, нормы духовной нравственности, ценности человека и гражданина, целевые ориентиры для совершенства личности не утратили своего значения. В наше время педагогическое наследие Ы. Алтынсарина продолжает быть актуальным, оставаясь объектом пристального, глубокого и разностороннего изучения подрастающим поколением, педагогами и учеными.
Список литературы:
1.Закон Республики Казахстан «Об образовании» с постатейными комментариями и основные документы по его реализации Алматы: Издательский дом «Дастан», 2000. - С.174.
2. Алтынсарин Ы.. Избранные произведения . Алма- Ата, 1957г., С.7
3.Алекторов А.Е. Тургайская область. Естественные и производительные силы области, хозяйственная деятельность ее населения и народное образование (статистические очерки). Народное образование (Статистические очерки) - Оренбург. 1891г., с. 12
4. Кабульдинов З.Е. ,Кайыпбаева А.Т. Казахстан в конце XIX начале XX веков. Алматы, Атамұра, 2012 г. с.277
5.
Алтынсарин Ы. Киргизская хрестоматия. Оренбург, 1906г., с. 21.
6. Общечеловеческие ценности как основа духовно-нравственного
воспитания школьников // Научное
обеспечение функционирования 12-летнего
образования: материалы международной
научно-практической конференции. – Алматы, 2020.
– Ч.2 – С.204-208.
7. Оразакова К.Ж, Нарбаев Б.Н. Традиции предков вежливость и воспитанность.- Алма-Ата, 2021г., с. 81