ВКО
Кокпектинский район
Село
Шугылбай
Средняя школа имени И. Жансугурова
Учительница русского языка и литературы
Мукатаева Кенжехан Абимаджиновна
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проблема качественного
образования – актуальная проблема нашего государства на сегодняшний
день. Сделать молодежь образованной – это
задачи не только нашего Правительства, нашего независимого
государства, но и задача всего общества.
Задачи учебной дисциплины
«Русский язык в казахской школе» состоят, прежде всего, в том,
чтобы приобщить учащихся к другой системе передачи информации, к
новому способу речевой деятельности. Для этого необходимо
применение педагогических инновационных технологий . Технология
дает ответ на вопрос о том, как наилучшим образом достичь целей
образования, при котором достижение этих целей обусловлено
управлением.
Основными же принципами
обучения по новой технологии являются доверительные отношения
учителя и учащегося, создание проблемной ситуации и пути ее
решения, многоуровневые задания, самоконтроль, взаимоконтроль.
Наиболее приемлемыми
являются технологии разноуровневого, интерактивного обучения.
Технология разноуровневого
обучения ставит перед собой задачу дифференцированного подхода к
каждому учащемуся. Данная технология предполагает 4 уровня.
1 уровень –
репродуктивный. Это обязательный минимум знаний, заучивание правил,
определений.
2 уровень –
алгоритмический. Это задания, требующие систематизации,
направленные на развитие логического мышления.
3 уровень –
эвристический, т.е. задания, несущие поисковый характер,
составление ребусов, тестов, кроссвордов, опорных схем, решение
проблемных ситуаций.
4 уровень -
творческий. Это задания повышенной сложности, олимпиадные
вопросы.
Каждый учащийся обязан
выполнить задания І уровня и вправе решить задания ІІ, ІІІ, ІҮ
уровней. Осбенность этой технологии – обучение
по рейтинговой системе.
Например уровневые задания
в 5 классе. Тема «Имя прилагательное».
І уровень
1. Глагол – это ...,
которая обозначает ..., отвечает на вопросы ...? ...?
2.Соедините правило:
Настоящее время ------
играл, смотрел
Будущее время -------
сидит, читает
Прошедшее время ------- споет, сходит
3. Правильно употребите
форму глагола прошедшего времени:
я рисовал ------- мы
...
ты ... ----------- вы
...
он ... ----------- они
...
ІІ уровень
1. Укажите глаголы:
А) белый, красный,
новый;
Б) школа, детство,
играть;
В) поешь,
читает
2. Найдите глаголы, стоящие
в неопределенной форме:
Ходит,
играет, ходить, говорит, строить, думает,
думать.
3. Правильно употребите
форму глагола настоящего времени
Ты
чита...(ешь) мы чита...(ем)
Он чита
...(ет) вы чита...(ете)
ІІІ уровень
1. В каких глаголах пишется
ь?
А) играеш...;
б) останет ...ся; в) поеш...
2. Глагол имеет следующие
категории:
А) род, число, падеж;
Б) склонение, время,
число;
3. Соедините
существительные с глаголами:
Солнце смеялись
Девочка смеялся
Мальчик смеялсась
Ребята смеялось
ІҮ уровень
1.
Поставьте глаголы в настоящем времени 2 лице: играть, писать,
ходить. Играешь, пишешь,
ходишь.
2.
Подбери однокоренные глаголы к словам бег, игра, свист. Составь
и запиши три предложения так, чтобы получился текст.
Озаглавь.
Интерактивная
технология
предполагает следующие
этапы:
1. Диагностика (общая
проверка).
2. Поиск (самостоятельная
работа по учебнику, мозговая атака, анализ текста и т.д.)
3. Работа в группах (каждая
группа работает по одному вопросу).
4. Подведение итогов (
метод Синквейна, метод Кластера).
Чтобы уроки русского языка
радовали школьников, а задания были им интересны , я использую
игровую технологию.
1. Игровые задания, направленные на отработку
орфографических и пунктуационных норм.
* игра «Справочное бюро» Игра
способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы
орфографический словарь стал настольной книгой уч-ся, необходима
тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее.
*Лингвистический
футбол
Ученик
приглашается к доске – «встает на ворота», класс учащихся всегда
имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам
разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов»
отбил вратарь, такую оценку и получил.
*
Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант
Этот
прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную
познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные
базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания
новой темы, а учителю – тут же диагностировать степень усвоения и,
в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного
материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции,
непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и
слышать задания учителя, быть независимым от мнения
других.
Детям дается установка:
- Вашему вниманию
предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или
ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1,
если нет- 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак
,дайте свой ответ на мои утверждения.
1) Слово
«пунктуация» произошло от «пунктуальный». (нет)
2) В
предложении Скоро будет
весна в грамматической основе нет
сказуемого (нет)
3) В
предложении Мы живем в городе, в
котором много новых красивых домов есть определения. (да)
4) Имя
прилагательное обозначает предмет? (нет)
2. Лексико-фразеологические
игры
* «Собери
фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на
языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах ;канул;
телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не
гонял.
- Как в воду канул.
- Ветер свистит в
карманах.
- На языке вертится.
- В ежовых рукавицах.
* Акростих
Задача: К данному
слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной
буквы
К
|
Кануть в лету
|
О
|
Обетованная
земля
|
С
|
Сорвать маску
|
М
|
Мозолить глаза
|
О
|
От доски до
доски
|
С
|
Сбросить иго
|
3.Игровые задания,
направленные на отработку орфографических и пунктуационных
норм
*«Мягкая посадка» при
отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает
интерес, активизирует весь класс уч-ся. Дети не знают, к кому
полетит мяч и какое слово ( какой вопрос) прозвучит. Как проходит
игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Уитель бросает
ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет
спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос
правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием,
продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
*
«Третий лишний» Необходимо найти слово, не соответствующее определенному
правилу, части речи, смыслу и т.д.
Например: * лимонный,
карманный, соломенный (лишний-солменный);
*горяч, могуч, плач
(лишнее-плач, т.к. существительное);
*революция, циркуль, нация
(лишнее – циркуль).
*
«По щучьему велению» игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных
орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы
заключается в том, что уч-ся по очередивысказывают пожелание,
указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих
товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с
указанной орфограммой.
Например: «по щучьему
велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой – тся-,
-ться- в глаголах» и др.
4. Кроссворды, ребусы,
чайнворды на уроках русского языка
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале
урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового
урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать
своеобразным поведением итогов работы на уроке. Незаменимы
кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда
детям нужно дать своеобразную минутку отдыха, хорошая возможность
поддержать умственную активност уч-ся на уроке.