Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках биологии
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
6
Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках биологии
Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. XXI век требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные материалы, анализировать их.
К сожалению, сегодня биологическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов. Поэтому выпускники не готовы к быстрой адаптации, не способны самостоятельно принимать решения, активно и творчески использовать полученные знания. Из 40 минут урока - 20 отведено учителю, оставшееся время на 20 - 30 учеников. Получается, что отвечать, рассуждать и доказывать ученик имеет возможность 1 минуту.
Названные проблемы заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников.
Имея огромный опыт в преподавании данного предмета, я моделировала свои уроки, применяя опережающее, проблемное обучение, групповую и парную работу, организовывала работу по опорным схемам, использовала технические средства. Но, к сожалению, не получала полного удовлетворения от уроков и убеждалась в том, что при традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиться эффективного контроля.
Возник вопрос: что делать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться? Выход нашелся, благодаря появлению в нашей школе ИКТ. С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно – коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».
ИКТ в образовательном пространстве расширяют кругозор учащихся, позволяют получать как можно больше информации за меньшее время. Интерактивность компьютера существенно изменяет способы управления учебной деятельностью, вовлекает учащихся в активную работу.
Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть биологию в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы. К ним относятся следующие принципы: научности, сознательности, доступности (посильности), активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, наглядности.
Специалисты образования, как показывает анализ литературы, идут следующими путями в применении новых информационных технологий:
-Компьютер, как средство для обучения, как инструмент поддержки предметных уроков;
-Использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач, для реализации различных видов деятельности;
-Компьютер и информационные технологии как объект изучения в рамках предмета «Информатика»;
-Компьютер как средство развития ребенка.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска.
Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий:1
-уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
-уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
-уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Несмотря на то, что в нашей стране за много лет накоплен богатый опыт использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, многие педагоги с осторожностью относятся к возможности применения компьютерных средств обучения. Это относится и к биологии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств.
Это могут быть общедоступные средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, Drimweaver и другие. Очень полезной для учителя биологии может стать программа MS Map Point, позволяющая внедрять биоинформационные системы в обучение биологии, создающие динамичные образы.1 Использование Интернет – ресурсов
В школе имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из него можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно.
Помимо статистики, из Интернета беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. В дальнейшем они используются мною для составления презентаций.
Наряду с крупными образовательными Интернет – проектами, выполняемыми ведущими научно - педагогическими коллективами, образовательными учреждениями, в данном раздел включены примеры менее масштабных индивидуальных проектов учителей и методистов, выполненные по их личной инициативе.
Ресурсы содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия.
Применение компьютерных технологий в преподавании биологии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ.
Систему Интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет.
Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный.
Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения.
Список использованной литературы
1.Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной биологии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. -180с.
2.Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании биологии. Биология в школе. 2003, №8.
3.Душина И. В. и др. Методика и технология обучения биологии в школе. - М: АСТ-Астрель. 2002. – 318 с.
4.Сайт: Все для учителя биологии. Адрес: htt//bio.1september.ru/