Материалдар / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Материал туралы қысқаша түсінік
Образование и методика обучения, ориентированные на активное использование смарт техники.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Наурыз 2018
343
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.



Аннотация: Бұл мақала оқу үдерісі мен сыныптан тыс шараларда жаңа технологияларды қолдану мәселесіне арналған. Автор теориялық және практикалық нәтижелер көрсететін смарт-технологиялардың қажеттілігіне тоқталады.

Annotation: This article is dedicated to the problem of the use of modern technologies in an educational process and in outside fixed activity. And the necessity of the use of smart technologies having practical, theoretical and formative results allowing designing creative and cognitive types of lessons.

Аннотация: данная статья посвящена проблеме использования современных информационных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности.  Автор приходит к выводу о необходимости использования Smartтехнологий,  имеющих практические,  теоретические и познавательные результаты и позволяющих проектировать уроки креативного и когнитивного типов.





В XXI веке информационные технологии являются важным средством для формирования у учащихся стабильной познавательной активности и развития интереса к обучению. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров на уроках русского языка и литературы. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем.

Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет-технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать “скачивания” материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулируются так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

Но Интернет-технологии не столь важны для работы на уроке. Скорее, они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы.

Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Преимущества использования информационных технологий состоят в том, что они оживляют атмосферу в классе, поднимают настроение и активизируют деятельность учеников на уроке; помогают организовывать внеаудиторную работу и досуг учеников: классные часы, тематические игры, концерты, праздники, литературные вечера, просмотр учебных видео и художественных фильмов.

Для активизации познавательной активности учеников и поддержания интереса к уроку использую в собственной практике различные активные методы и приёмы обучения (проблемная ситуация, построение кластеров, составление таблиц, подготовка презентаций и др.), инновационные учебные технологии (технологии дифференцированного, концентрированного, личностноориентированного обучения; виртуальные экскурсии; игровые, информационнокоммуникационные и Smart технологии), средства обучения (интерактивная доска, планшет, смартфон).

С использованием информационных технологий исчезает монотонность урока, повышается его наглядность, эффективность. То, что ученики видят на большом экране, надолго остаётся у них в памяти. Они перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале. Текстовый и графический материал, воспроизводимый с помощью современных технических средств, помогает сопровождать словесное разъяснение новой темы, выполнять упражнения на этапе закрепления, проверять знания учеников в режиме online. Так, интерактивная доска может быть использована на уроках русского языка для орфографического или пунктуационного анализа текста, синтаксического разбора предложений, для заполнения таблиц и построения кластеров, для группировки понятий, для просмотра видеофрагметов и презентаций. Интерактивная доска, ноутбук, планшет и смартфон могут быть использованы на уроке в качестве инструмента доступа к электронным словарям и энциклопедиям (например, для выяснения значения незнакомого понятия или места ударения в слове), а также для решения тестов в режиме online. Использование интерактивной доски оживляет конкурсы выразительного чтения, литературные гостиные, семинары, предметные олимпиады, викторины, классные часы, родительские собрания, положительно влияя на воспитательный процесс и на результаты обучения в целом.

Многогранные возможности интерактивной доски позволяют сделать уроки образнее, живее, создают атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику полнее раскрыть свои способности. Они также существенно повышают уровень знаний, творческую и познавательную активность учащихся. Доска позволяет усилить восприятие информации за счет увеличения количества иллюстративного материала, будь то картинка из Интернета или портрет писателя, текстовый файл, видеофрагмент или репродукции картин художников. Для меня очень ценным является то, что интерактивная доска помогает создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, конкретные задачи урока. Это позволяет мне проводить в одной параллели с одним и тем же материалом совершенно разные уроки, задавая темп подачи материала с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Не менее важно то, что SMART board дает возможность импровизировать, можно быстро вносить комментарии поверх подготовленных материалов, видеосюжетов, компьютерных приложений и обучающих программ. Использование интерактивной доски значительно экономит время на уроках, позволяя выводить на экран заранее подготовленные материалы, и время урока используется только на решение поставленных мною задач.

Ну и конечно, меня радует повышение мотивации обучающихся, развитие познавательной активности, возрастающий интерес к моим предметам. Это очень важно и ценно, ведь именно интерес побуждает учеников к познанию.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Более того, некоторые ученики сами готовят презентации к урокам по русскому языку и литературе, за что получают заслуженную оценку. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.

Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. На мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференции трудно представить без слайдового сопровождения. Готовясь к урокам литературы, часто использую материалы по биографии и творчеству известных русских писателей, поэтов, драматургов, разноуровневые задания с опорой на творческую, исследовательскую деятельность учащихся. Таким образом, уроки литературы в результате применения ИКТ стали другими, более яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. На уроках мы видим мир глазами живописцев, слышим актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.


Список литературы

1. Анохин С. Возможности применения технологий Интернета в образова- нии / С. Анохин // Нар. образование. – 2006. – №5. – С. 157–159. Инновационные тенденции развития системы образования Инновационные принципы и подходы организации учебной деятельности

2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения / А.В. Дворецкая // Пед. технологии. – 2004. – №2. – С. 32–37.

3. Давкаева Ф.М. Современные образовательные технологии на уроках рус- ского языка и литературы





Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!