Материалдар / Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Материал туралы қысқаша түсінік
обмен опытом работы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
05 Желтоқсан 2020
352
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Мангистауский индустриально-технический колледж им. О.Турмагамбетулы











Доклад на тему : Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы









Подготовила : Янгибаева Н.О – преподаватель русского языка и литературы


















2020 – 2021 учебный год


Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Вечно изобретать, пробовать,

                                                  совершенствовать и  совершенствоваться –

                                                  вот единственный курс учительской жизни…

    К.Д.Ушинский   


          Наверное, сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь студентов своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого студента?» И это не случайно: новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования колледжу.

       Сегодня основная цель обучения - это не только накопление студентом определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка выпускника колледжа , как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность студента, направляемая преподавателем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. В настоящее время основная цель обучения - это не только накопление студентом определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, студента. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

- Обучение проходит не по принуждению, а через пробуждение интереса к получению знаний.

-У студентов возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

Основными целями инновационного обучения являются:

-развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей студентов;

- формирование личностных качеств студентов;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- развитие различных типов мышления;

- формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

- создание обстановки сотрудничества преподавателя и студента;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

-проблемное обучение;

- развитее критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.


     Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что студенту урок становится и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

      Что же такое “инновационное обучение и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Использование данных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность студентов, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности студентов. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

  • соответствие концепции гуманизации образования;

  • преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

  • использование личностно ориентированного обучения;

  • поиск условий для раскрытия творческого потенциала студента;

А теперь, я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

  • опорный конспект;

  • групповая дискуссия;

  • чтение с остановками и Вопросы Блума;

  • кластеры;

  • синквейн;

  • «Продвинутая лекция» ;

  • эссе;

  • ключевые термины;

  • перепутанные логические цепочки;

  • дидактическая игра;

  • лингвистические карты;

  • исследование текста;

  • работа с тестами;

  • нетрадиционные формы домашнего задания.

На своих уроках русского языка и литературы я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления.

Успешными являются многие приёмы, но мне и студентам больше нравятся следующие:

  • Урок-презентация, или урок-представление 

  • Активизация учебного процесса - это, пожалуй, самое верное средство увлечь студентов учебой..

Дать учащимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе - эти задачи в значительной мере обеспечиваются внутрипредметными , межпредметными связями в содержании образования. А уроки литературы призваны помочь обучающимся понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества;

узнать основные законы литературного творчества;

освоить опорные понятия и категории литературоведения;

овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение.

Также уроки – презентации я провожу и по некоторым  темам русского языка.

  • Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.

  • Очень эффективен урок - игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Так, первый урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать «Знакомьтесь, господа!». Герои, которых будут представлять ребята, рассказывают о своем прошлом, обмениваются первыми впечатлениями друг о друге .

Основные задачи дискуссии:

  • обмен первичной информацией;

  • выявление противоречий;

  • переосмысления полученных сведений;

  • сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

  • Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

  • уважение к различным точкам зрения ее участников;

совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии

  • Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся студенты должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии.  Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить

  • имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме;

  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности;

  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

  • побудить студента к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет студенту:

  • получить новую информацию;

  • осмыслить ее;

  • соотнести с уже имеющимися знаниями;

  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  • присвоение нового знания, новой информации студентом;

  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Подобную работу я провожу в основном на первом курсе, когда ребята учатся писать интерпретации при подготовке к сочинениям.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках  работу с кластерами. 

Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе со студентами 1 курса, когда студенты уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке студентов к написанию сочинения-рассуждения , т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

   Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний обучающимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными: докладчик, содокладчик, оппонент, эксперт, ассистент и др.

Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.

С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе обучающихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: обучающиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

- постановка проблемы;

- формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них,

- пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;

- обсуждение проблемы в микрогруппах;

- представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

- продолжение обсуждения и подведение итогов.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение обучающихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!