Материалдар / Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время как фактор социализации личности
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочное время как фактор социализации личности

Материал туралы қысқаша түсінік
оқушы ұстаздарга
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Қазан 2018
230
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

6

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ДВУМЯ ОСНОВНЫМИ
ПРОГРАММАМИ СО СРОКАМИ ОБУЧЕНИЯ 6-5 И 9 ЛЕТ
Алексеева Нина Афанасьевна,
лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия)
в области науки и техники 1994 год,
Алексеева Наталья Алексеевна
Якутск

ANNOTATION TO THE INNOVATIVE SYSTEM OF TRAINING PUPILS
WITH 6-5 AND -9YEARS EDUCATION PERIOD
The educational activity is administrated according to a
spiral-like constructed first part of N.A.Alexeyeva’s DEMS
programme with direction of forward movement in accordance
with dialectic law of thinking along converging and expanding
spiral on the base of specially selected, methodically processed
educational material.

The stability of education quality for 16 graduations of
N.A.Alexeyeva’s Author educational organization is the key
indicator.

Indicator of 16 graduations (since 1999 till 2015)
Since 2014 the first part of N.A.Alexeyeva’s DEMS
programme with 5-6 and 9-years education period is completely
being realized in the Lyceum, keeping the stability of education
quality.
Nina Afanasyevna Alexeyeva – is an elaborator of the
Dynamic Electronic Methodic System programme of training
and breeding pupils (N.A.Alexeyeva’s DEMS programme), a
Laureate of the Sakha Republic (Yakutia) State prize in the sphere
of science and technique (1994). Natalya Alexeyevna Alexeyeva
– is a co-author of N.A.Alexeyeva’s DEMS programme, who,
as a specialist of elementary education, has elaborated with the
author Nina Afanasyevna a one-year and two-years education
programme in elementary section instead of commonly accepted
4-years programme, that allows to reduce the training period in
a secondary school up to 5-6 and 9-years instead of 11-years
Russian education programme.
Экологические, экономические и социальные несостоятельные показатели образовательной модели развития на
будущее страны вызвали необходимость разработать в течение сорока лет и реализовать в течение около двадцати лет
инновационную систему обучения и воспитания учащихся

в г.Якутске Республики Саха (Якутия), которая доказала на
практике экономически выгодную инновационную педагогическую систему обучения и воспитания учащихся. (Нина
Алексеева, Наталья Алексеева. Экономически выгодная система обучения учащихся, 2013г.)
Сегодня отставание образования, занимающего приоритетное положение в социально–экономическом прогрессе,
является главной причиной экономических, социальных и
политических трудностей. Постоянное поднятие уровня качества образования и достижение качества в соответствии
с требованиями научно-технической эпохи - главное в жизни общества, обеспечивающее экономическое могущество
и безопасность, успехи в искусстве и литературе, изобретения в науке и международную конкурентоспособность. Для
решения этой сложной проблемы необходимы системные
преобразования всего того, что относится к министерству
образованию, включая управление системой образования,
содержание самого образования, научное обеспечение и финансирование.
Устойчивое, качественное развитие среднего общего
образования технического направления помогало бы ре-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

шить основные проблемы комплексного экономического и
социального развития России. Активное использование народным хозяйством новых технологий в XXI веке для концентрации усилия на подготовку интеллектуально развитых
местных инженерных кадров, готовых эффективно овладеть современными технологиями на уровне творческой
деятельности, приведет к тому, что интеллекты-инженеры
с высшим образованием смогут решить проблемы развития

7

промышленности, перерабатывающей промышленности,
энергетики, строительства, транспорта. Необходимо иметь
высококвалифицированных местных специалистов - инженеров из числа коренных и малочисленных народов Севера
для устойчивого роста производительности труда в Северной Сибири.
Стараясь решить эти проблемы, выпускников нашего лицея обучаем в лучших технических вузах России.

Диаграмма№1 Стабильный качественный результат поступления в высшие технические вузы России 14-ти выпусков
Авторской образовательной организации Н.А.Алексеевой
Основная цель разработки - добиться стабильности качества результатов образовательной системы обучения и
воспитания учащихся, что позволяет одиннадцатилетнюю
программу Российской Федерации освоить за 5-6 и 9 лет.
Сравнительная диаграмма №2 показывает, что выпускников Авторской образовательной организации Н.А.Алексеевой, обученных в центральных вузах, сравнительно
больше, чем в местном университете. Достижение качества
образования в общеобразовательных школах, безусловно,

влияет и на процесс обучения студентов в высших учебных
заведениях, на подготовку будущих специалистов и в целом
для развития экономики страны. Любая образовательная
программа должна работать на достижение качества образования.
Сравнение поступления 14 выпусков выпускников Авторской образовательной организации Н.А.Алексеевой в
центральные вузы и в местный университет:

Диаграмма №2. Будущие местные кадры-инженеры
- ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный
университет им. М.К. Аммосова»
- Российские центральные технические вузы.
Диаграмма №2.Наглядный график стабильной качественной реализации программы автора 14-ти выпусков с
1999 года.
Главной задачей нашей образовательной системы является стабильность качества образования. Реализация пер-

вой части программы Динамической электронной методической системы обучения и воспитания учащихся (ДЭМС
Н.А.Алексеевой) в течение около 20лет показывает и доказывает стабильность качества образования с 1993 года
в Республике Саха (Якутия). Если учащиеся лицея достигают такого высокого качества образования, то ещё более
высокого качества в учебе они будут достигать в высших
учебных заведениях. МОБУ “Технический лицей Н.А.Алек-

8

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сеевой” — учебное заведение для детей, готовящихся к
поступлению в технические университеты и престижные
учебные заведения России и за рубежом. Данная организация, работающая по усложненной программе автора, с
целью создания условий для самореализации личности
с учетом склонностей, способностей и интересов обучающихся, для раскрытия их интеллектуального потенциала,
для обеспечения образования повышенного уровня сложности и высокого качества. Выпускники учатся и будут
учиться в высших технических учебных заведениях в возрасте 13-14-15 лет.
В октябре 2015 г. во втором Всероссийском фестивале
инновационных продукций МОБУ «Технический лицей
Н.А. Алексеевой» стал лауреатом конкурса «Новаторство в
образовании-2015» в области внедрения инновационной
системы обучения
и воспитания учащихся. Проект автора ДЭМС Н.А.
Алексеевой и ее
соавтора Натальи
Алексеевны Алексеевой «Инновационная
образовательная
система
обучения и воспитания учащихся с
двумя основными программами со сроком обучения 5-6 лет
и 9 лет» получил диплом и золотую медаль от межрегиональной академии управления и менеджмента, центра непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ).
Развитием целенаправленных педагогических воздействий с использованием Динамической методики Н.А.Алексеевой и грамотно управляя Дифференциальной технологией, можно ускорить созревание функций головного
мозга, добиться максимально возможных результатов системной организации его деятельности в учебном процессе при минимально необходимых затратах времени,
без перегрузки обучающихся и педагогов-реализаторов
(средний возраст 30 лет). Реализация данной программы,
технологическая сторона которой связана со спецификой
ее использования в едином действии с Динамической
методикой и Дифференциальной технологией в Авторском
образовательном учреждении Н.А. Алексеевой (статус меняли 5 раз) является инновационной системой, целенаправленно изменяющей содержание образования, создающей новую практику образования с 1993 года в г. Якутск
(Россия).
Инновационный процесс в МОБУ «Технический лицей
Н.А.Алексеевой» (5-й статус) реализует в виде концепции
новой модели образовательного учреждения вариативную
первую часть программы автора по массовому развитию интеллекта детей в раннем возрасте со сроком обучения 5-6 и 9
лет. В настоящее время есть возможность развить ускоренно, интенсивно познавательную деятельность детей, они
свободно могут достичь более высокого уровня в своем интеллектуальном развитии, даже больше чем при программе
со сроком обучения 5-6 лет. Реализуя программу со сроком
обучения 9 лет, сохранили первую модель образовательной
системы со сроком обучения 5-6 лет. Подход к управлению
образовательным учреждением базируется на принципах
системного, целевого, опережающего управления с широ-

ким включением в процессы реализации планов функционирования всего педагогического коллектива путем повышения квалификации по всем дисциплинам посредством
обучения Динамической методике Н.А.Алексеевой самими
авторами. Повышением квалификации педагогов-реализаторов по всем образовательным дисциплинам по методике
автора, управлением интеллектуальным развитием учащихся, руководством, контролем, анализом и педагогическим
синтезом, обеспечивающим организованность совместной
деятельности всех субъектов и ее направленность на достижение общей образовательной цели, занимаются непосредственно авторы. Учебная деятельность управляется по
спиралевидно построенной первой части программе автора
с направлением поступательного движения в соответствии
с диалектическим законом мышления по сходящейся и расширяющейся спирали на основе специально отобранного,
методически переработанного учебного материала. Учебный материал по всем дисциплинам представлен в спрессованном виде в большом объеме, с максимальной дифференциацией и интеграцией методов и технологий обучения
учащихся. Обучающее познание организуется как система постепенно расширяющихся, усложняющихся, углубляющихся системных знаний с последующим повторным
обращением на новом витке спирали к ним с более
глубоким проникновением в их сущность. Положительное отношение детей к учению достигается созданием
внутренней мотивации на основе их желания, интереса,
уверенности в собственных возможностях, в максимальной степени способствуя самостоятельности, творческому
самопроявлению и самовыражению. Педагоги-реализаторы
преподают учащимся предметы строго по общей авторской
программе. МОБУ “Технический лицей Н.А.Алексеевой”
работает по общеобразовательной программе Российской
Федерации (РФ) и по авторской программе с целью подготовки обучающихся по техническим и естественным
направлениям, углубленной подготовки по предметам гуманитарного, математического, естественного профилей. Умственный и интеллектуальный потенциал человека можно
развивать в самые ранние годы жизни, для этого надо иметь
специально разработанную педагогическую технологию и
методику обучения учащихся, опирающуюся на методическую систему, учитывающую возрастные, психологические
и физиологические особенности развития любого ребенка,
и нужно умело использовать их. Срок обучения 5-6 и 9 лет
и экономия в человеко-лет в них почти разные, но качество
образования со сроком обучения 9 лет будет еще более высоким, чем со сроком обучения 5-6 лет.
Педагоги-реализаторы работают под нашим непосредственным руководством; мы повышаем квалификацию
педагогов по всем учебным дисциплинам - такая позиция
управления учебным процессом экономически выгодна и не
теряются учебные часы на посещение разных семинаров.
В школе, удовлетворяющей потребности на образовательную услугу повышенного уровня, знакомим учащихся
и их родителей с особенностями лицея, и с согласия
родителей выполняем социальный заказ с выбором образовательной программы на развитие интеллекта детей в
раннем возрасте, предоставляя возможность выбрать образовательную программу обучения и воспитания учащихся.
С 1993 года реализуем и постоянно добиваемся в течение
более двадцати лет гарантирующего качества образования с
учетом двукратной оптимизации и интенсификации учебно-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

9

го процесса. Как известно, российская общеобразовательная школа за 11 лет готовит один выпуск. Авторская школа Н.А. Алексеевой за 11 лет выпустила шесть выпусков
со 100%-ным качеством обучения: из 188 выпускников
147- медалисты (72 награждены золотой, 75 - серебряной
медалью). В итоге количество выпускников и медалистов данной школы превышает количество выпускников
школ с большим контингентом учащихся (более 2000
учеников). Созданная в начале девяностых, наша школа
стала кузницей юных дарований, где обычные дети средних
способностей, пройдя курс ускоренного и интенсивного
обучения, оканчивали весь курс российской стандартной
школьной программы за 5-6 лет, выпускались и выпускаются из школы в 12-13 лет. Они успешно поступают в лучшие
университеты страны и за рубежом, и с таким же успехом
учатся и дальше в магистратуре и аспирантуре.
Например, с 1999 по 2015 год Авторскую образовательную организацию Н.А.Алексеевой окончили 510 выпускников, из них 406 - медалисты (273 награждены золотой,
133 серебряной медалью). За все 23 года деятельности мы

уверенно доказали, что малокомплектные школы могут реализовать, как и мы, выполнить полностью план, функцию
больших школ с контингентом хотя бы 1000 учащихся, и не
просто выполнить, а с качеством образования. Ликвидация
под видом оптимизации малокомплектных школ является
«легкой хирургической операцией в педагогике».
Любая деятельность в школе, в том числе и педагогическая, должна быть направлена не только на достижение
качества обучения, но и на экономию в человеко-лет и
на формирование развитой личности. Реформа образования,
базирующаяся при НСОТ только на человеко-час, без разработки специальной методики и технологии, без создания
необходимых условий для деятельности образовательных
учреждений, не приведет к реальным успехам.
Уверенно можем заявить, что стабильность качественного результата деятельности во всех статусах Авторской
школы Н.А.Алексеевой является основой экономического
эффекта первой части программы автора, поэтому рекомендуем модель инновационной системы раннего, массового интеллектуального развития детей:
Таблица №1
Первая часть программы ДЭМС Н.А.Алексеевой

Программа со сроком обучения 5-6 и
9 лет

Срок освоения 11-летней
образовательной программы

Экономия в человеко-лет

С 1993 года реализуется обучение со
сроком 5-6 лет

5-6 лет

5

С 2014 года параллельно реализуется
обучение со сроком 9 лет

9 лет

2

С 2014 года поступают дети из детского сада, которые
будут учиться по программе 9 лет, поэтому лицей имеет
две разные модели образовательной системы. В настоящее
время в РС(Я) нет ни одной общеобразовательной школы,
которые имели бы две основные программы обучения со
сроком 5-6 и 9 лет. Лицей реализует преемственные основные общеобразовательные программы начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам технического и естественно-научного профиля путем ускоренного и качественного обучения
учащихся.
Гарант обучения со сроком 9 лет - успеваемость и воспитанность будет на высоком уровне по сравнению с программой со сроком обучения на 5-6 лет. При этом экономия
человеко-лет составляет 5-4-3-2 года, следовательно, экономически выгодная система обучения и воспитания учащихся полностью в будущем должна сохраниться с гарантом
качества образования, и такой результат будет оставаться
стабильным. Такой педагогический цикл на 5-6 и 9 лет является сильным экономическим параметром, не только выгодным в финансовом плане с сопровождением от 2-х до
пяти-шести человеко-лет, но и конкретно сопровождается
экономией бюджета государства и семьи. Мы, авторы, уверены, что в будущем при реализации девятилетней программы показатели будут стабильными и качество образования
будет высоким. Освоение курса 11-летней общеобразовательной школы за 5-6 и 9 лет по авторской программе
не предусматривает сокращения предметных дисциплин,
предусмотренных государственным стандартом.
Модель инновационной системы обучения и воспитания
учащихся со сроком обучения 5-6 и 9 лет тесно связана с

массовым формированием интеллектуальной личности
на основе достижений научно-технической революции. Она
дает экономический эффект, который базируется на высокой
информационно-емкой технологии. Динамическая методика и Дифференциальная технология с методической системой Н.А.Алексеевой - неразрывная образовательная матрица, сильная единая структура, дающая абсолютный гарант
стабильного качества образования при любых принятых
образовательных программах. Технология деятельности по
развитию интеллекта любой степени способствует появлению устойчивого, качественного развития среднего общего,
среднего профессионального образования. Модернизация
образования Российской Федерации поставила задачу по
разработке новых направлений обучения и развития, решающих более качественную подготовку выпускников. Конкретно не определены пути достижения качества образования, и не указаны способы их решения.
Все невероятные успехи достигаются в тесном сотрудничестве Авторской образовательной системы с родителями. С
целью обеспечения эффективного взаимодействия лицея с
родительской общественностью родители (законные представители) активно вовлекаются в учебно-воспитательный
процесс путём проведения совместных мероприятий, родительских занятий (1 раз в неделю) и собраний. Основной
задачей родительских занятий является правовое, педагогическое и психологическое просвещение родителей (законных представителей), а также выработка единых подходов
в воспитании детей. Основная задача сотрудничества - это
адаптация к новой модели инновационной системы обучения и воспитания учащихся, оказание помощи родителям
в их педагогическом просвещении, вооружение их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей для

10

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

качественного приращения мировоззрения, устойчивости
познавательных интересов, владения способами познания,
развития навыков самообразования, самоконтроля.

Главная модель управления образовательной системы
Н.А.Алексеевой:

Модель №1
Управление по такой модели обязательно приведет к
успеху. Каждое образовательное учреждение России, к сожалению, старается работать без постоянной реальной помощи родительской общественности, качественно помогающей в организации учебного процесса в школах. Поэтому
каждому директору общеобразовательной школы управлять
учебным процессом очень сложно.
В достижении стабильного качества образования нужны три точки опоры: Фонд реализации Динамической
электронной методической системы Н.А.Алексеевой (Фонд
РДЭМС Н.А.Алексеевой) «Дьулуур - Стремление», администрация Авторского образовательного учреждения
и родительской
общественности как реально действующие структуры образования и воспитания учащихся. Реализация данной модели, которой занимается специально
организованный для этой цели образовательный Фонд
разработчиков новой системы обучения учащихся – Фонд
реализации Динамической электронной методической системы Н.А.Алексеевой (Фонд РДЭМС Н.А.Алексеевой)
«Дьулуур - Стремление». Фонд и эффективная структура
алгоритмов управления образовательной системой обеспечивают
высокие результаты одновременно по всем
учебным дисциплинам при обеспечении качественного
достижения образовательной цели, поставленной перед
учащимися, педагогами-реализаторами, родителями и государством. Фонд юридически оформлен в 1991 году, и в
2001 году на Первой Московской международной выставке за успешную реализацию программы автора награжден золотой медалью. Фонд и Авторское образовательное
учреждение Н.А.Алексеевой во всех статусах называется
Авторской образовательной организацией Н.А.Алексеевой.
Такая структура, реализующая первую часть программы в
Авторском образовательном учреждении автора более 20ти лет, показала, что естественные возможности в младшем школьном возрасте очень велики.
Благодаря такой структуре руководства лицеем ведется
целенаправленная воспитательная работа. Подтверждением
этому является тот факт, что за 23 года деятельности лицея
ни один ученик не состоял на учете в ПДН. Это результат
кропотливой совместной работы Фонда, педагогов-реализаторов и родителей лицея. В 2015 году лицей был награжден золотой медалью и дипломом лауреата «Внеурочная
деятельность и воспитательная работа в образовательных
учреждениях» от комитета Государственной думы РФ по
образованию. Авторская образовательная организация
Н.А.Алексеевой и СЕМЬИ учащихся – это единая воспитательная система. В лицее обеспечивается доступность качественного обучения для всех категорий учащихся, независимо от места жительства, социального и имущественного

статуса. В течение двадцати трех лет в лицее учились и
учатся дети из 26 районов (улусов), городов нашей республики, а также из других регионов Российской Федерации
и зарубежных стран. Надёжная экономически выгодная образовательная система, реализуемая в г.Якутске, позволяет
добиваться в последующих циклах таких же результатов,
что и в первом цикле независимо от принятой программы.
При реализации программы необходимо сохранить синхронную стабильность качества образования, которая повторяется по программе со сроком обучения 5-6 лет уже
двадцать с лишним лет. Это явление в образовании является
мощным фактором развития и повышения экономической
эффективности интеллектуального педагогического труда.
Дети в юном возрасте могут достичь более высокого
уровня в своем интеллектуальном развитии, чем те, которые зафиксированы в настоящее время при не самых
лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих
возможности детей. В пользу раннего обучения говорят
и лонгитюдные исследования, прослеживающие развитие
одних и тех же наших выпускников на протяжении длительного времени. Лонгитюдными исследованиями установлено, что к числу устойчивых личностных черт относятся: потребность в достижении, творческий стиль
мышления, хорошие способности, работоспособности, формирующиеся под влиянием педагогических воздействий,
прежде всего воспитания и обучения в возрасте от 6-7
до 12-14 лет, и их высокая степень постоянства, сохранение интеллектуального потенциала на протяжении всей
жизни.
В этих условиях большую актуальность приобретает раннее воспитание, направленное на формирование
знаний и характера детей, обучение с учетом особенностей функционирования их организма с целью реализации резервных возможностей умственного развития с
использованием периода высокого уровня обучаемости в
раннем возрасте, заключающейся в развитии интеллекта
детей массово, учитывая код развития человека.
Успехи и достижения учащихся, выпускников и педагогов-реализаторов за двадцать три года реализации невероятные. Например, выпускница Вера Егорова в 17 лет с
отличием окончила университет Калифорнии в США. В
настоящее время Вера в 19 лет работает в Организации объединенных наций в столице США. Впервые в Якутии три
выпускницы лицея стали золотыми медалистами Московского Государственного университета им.М.В.Ломоносова:
Анастасия Гермогенова, Александра Чикидова и Елизавета
Белевцова. Золотая медалистка лицея Елизавета Белевцова
окончила с отличием и золотой медалью МГУ имени М.В.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ломоносова, является обладателем премии имени В.В.Докучаева. В настоящее время Елизавета - аспирант и работает на химическом факультете МГУ. Она напечатала научную
статью «Математическая составляющая конкурсных химических задач» в соавторстве с такими знаменитыми учеными, как профессор Н.Е.Кузьменко и О.Н.Рыжкова (раздел
«Профилизация обучения». Научно-методический журнал
ISSN 0358-5632 ХИМИЯ в школе, №6 2014, стр 47-58.).
Светлана Слепцова поступила по результатам региональной предметной олимпиады в Уральский государственный
технический университет, который окончила с отличием и
стала четвертой по счету за историю этого вуза и первой из
Якутии награжденной золотой медалью. Света, обучаясь в
аспирантуре, создала микроэлектронное оборудование для
космических ракет. В настоящее время Света инженер-конструктор космических ракет первой категории. Имеет патент на изобретение в сфере управления космическими ракетами.
Анатолий Мыреев – ведущий эксперт сектора макроэкономического прогнозирования и стратегического планирования ГАУ «Центр стратегических исследований Республики
Саха (Якутия)», кандидат экономических наук, по совместительству работает доцентом кафедры экономической теории
Финансово-экономического института Северо-Восточного
федерального университета им. М.К.Аммосова. Научные
интересы: макроэкономическое прогнозирование и стратегическое планирование, региональные территориальные
кластеры, влияние комплексного развития территории муниципальных и поселенческих образований на качества
жизни населения, экономические и социальные стандарты
качества жизни населения районов (улусов) Крайнего Севера и Арктической зоны. Автор свыше 40 научных статей, в
том числе 6 монографий и учебных пособий в соавторстве.
Афанасий Саввин после окончания школы поступил в
Институт математики и информатики ЯГУ им. М.К. Аммосова по специальности «Прикладная информатика в экономике». В 27 лет назначен проректором по инновационному
развитию Северо-Восточного федерального университета
им. М.К. Аммосова.
Вопрос о реализации новой модели образовательной системы обучения, воспитания учащихся, возможно, только
после обучении в Динамической методике и ознакомления с

11

Дифференциальной технологией и грамотным управлением
алгоритмом модели образовательной системы Н.А. Алексеевой. В современной рыночной системе подобная модель
образовательной системы является педагогическим товаром
(имеет свой товарный знак). Следовательно, программы со
сроком обучения 5-6 и 9 лет являются основными экономическими компонентами ускоренного, интенсивного и
качественного обучения учащихся, обеспечивающими общеобразовательную подготовку на повышенном уровне.
Любая педагогическая деятельность должна быть направлена не просто на достижение качества образования,
а, в первую очередь, на развитие интеллектуального потенциала человека. Педагогическая деятельность, кроме
достижения качества образования, должна быть направлена
на повышение экономического и интеллектуального потенциала России.
Литература:
1. Академик Иннокентий Егорович Томский/авт. – составитель Томская Р.И. Якутск, 2002.-320с.
2. Алексеева Н.А., Алексеева Н.А. Экономически выгодная система обучения учащихся, Часть 1, 2013 – 158 с.
3. Золотой фонд кадров Родины Республика Саха (Якутия) II Москва, 2013
4. Михаил Николаев. Юнеско на Полюсе Холода. Мир
духовных ценностей – наравне со всеми. Якутск, 2004. –
стр. 47-49.
5. Мыреев А.Н., Попов А.А., Федорова С.В. Качества
жизни населения в условиях трансформации экономики:теория,проблемы,практика (на примере районов Крайного
Севера и Арктической зоны) - г.Якутск,2015.ISBN 978-57513-2201-4, С.352-355.
6. Наука и образование. Якутск- 2013. 3(75). с.107-110.
7. Николаев Н.С. Политехническое образование в средней школе северо-востока России. Якутск, 1997 - 185-191 с.
8. Томский И.Е Страницы из истории народного образования Республики Саха (Якутия). Якутск,2004. С.40-41.
9. Томский И.Е. Избранные педагогические сочинения.
Якутск, 1994. 49-51 с.
10. Управленцы своего времени – Якутск, 2012, с.6.
11. Якутия: рекорды - самое первое. Якутск, 2004

12

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЗОР СОСТОЯНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
И ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ У
ОФИЦЕРОВ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ РОТНОГО И
БАТАЛЬОННОГО ЗВЕНА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Варяница Сергей Юрьевич
адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, подполковник

THE REVIEW OF A CONDITION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AND
THE PREREQUISITE OF RESEARCH OF ITS FORMATION AT OFFICERS ON
WORK WITH STAFF OF A COMPANY AND BATTALLION LINK OF INTERNAL
TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются предпосылки исследования формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки. Обзор состояния коммуникативной компетентности по результатам проведённого констатирующего эксперимента (сентябрь 2015 г. – январь 201 г.) у офицеров по
работе с личным составом ротного и батальонного звена (заместителей командиров рот, групп, батальонов, начальников
групп по работе с личным составом.)
ABSTRACT
In article prerequisites of research of formation of communicative competence at future officers on work with staff in the course
of vocational training are considered. The review of a condition of communicative competence by results of the made stating
experiment (September, 2015 – January of 201 g) at officers on work with staff of a company and battallion link (deputy commanders
of companies, groups, battalions, chiefs of groups on work with staff.)
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникабельность, профессиональная подготовка будущих
офицеров по работе с личным составом.
Keywords: communicative kompetentnosti, communication, training future officers for work with personnel.
Проблема совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров по работе с личным составом для
внутренних войск МВД России является весьма актуальной
в свете преобразования войск, перехода системы прохождения военной службы на контрактную основу, стремительного роста развития и внедрения различных инновационно-информационных и технических средств сопровождения
служебно-боевой деятельности.
Внутренним войскам МВД России офицеры по работе с
личным составом необходимы эрудированные, свободно и
критически мыслящие, способные самоактуализироваться
в своей профессиональной деятельности, обрести профессиональную компетентность, личностный авторитет и статус, но анализ их практической деятельности показывает,
что в содержании профессиональной подготовки в военном
институте основное место занимает формирование служебно-профессиональных компетенций, а проблеме коммуникативной компетенции уделяется недостаточно внимания.
Должностные обязанности офицеров по работе с личным составом включают в себя комплекс мероприятий по
морально-психологического обеспечения служебно-боевой
деятельности, предусматривающий определённые виды информационно-воспитательной, социально-психологической
и культурно-досуговой работы с подчинённым личным составом.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с
теми коренными изменениями, которые происходят в стране
в условиях реформирования всех сторон жизни российского
общества, в том числе и Внутренних войск МВД России, а
так же, с теми новыми требованиями к будущему офицеру
по работе с личным составом, которому предстоит осущест-

влять свою профессиональную деятельность, построенной
на работе в основном с военнослужащими по контракту, в
условиях, когда подчинённые старше офицеров по возрасту
и имеют более богатый жизненный и профессиональный
опыт. Всё это обусловливает необходимость проведения целенаправленной работы с курсантами по формированию у
них социально-коммуникативных умений, являющихся неотъемлемой частью коммуникативной компетентности. Ситуация в современной армии требует от офицера по работе
с личным составом не только владения определёнными знаниями и навыками в узкой сфере своей профессиональной
деятельности, но и практических умений организации информационно-воспитательной, социально-психологической
работы, принятия ответственных решений в экстремальных
ситуациях, регулирования взаимоотношений, осуществления равноправного диалога.
Проведённый анализ литературы в научной сфере показывает, что к сегодняшнему времени вопросы профессионального общения, подхода в обучении и воспитании
связанные с коммуникативностью находятся в центре внимания многих учёных. В частности, методологические и
философские аспекты общения, межличностной коммуникации рассмотрены в работах М.С. Кагана, К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна, Л.П. Буевой, Б.Д. Парыгина и др. Анализ коммуникативной деятельности человека
с точки зрения психолого-педагогического подхода к личности найдено отражение в трудах Ю.Н. Емельянова, Б.Г. Ананьева, М.Р. Битяновой, Г.М. Андреевой, Б.Ф. Ломова, А.А.
Бодалева, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, В.Н. Куницыной, А.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского,
Л.А. Петровской, Н.Н. Обозова и др. Вопросами изучения

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 2 (23), 2016 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

процесса формирования и дальнейшего развития коммуникативной компетенции человека, как специалиста, в том
числе и военного, занимались в своих исследованиях В.А.
Сластенин, А.А. Вербицкий, И.И. Ревякина, В.А. Якунин,
И.А.Зимняя, Н.В. Сулова, М.И. Лукьянова, Н.Ф. Талызина.
Но несмотря на огромный вклад в данное направление в науке и в своей совокупности все вышеперечисленные работы
имеют важное теоретическое и практическое значение в них
редко упоминается изучение проблемы формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе
с личным составом в процессе профессиональной подготовки в военном институте.
Умение взаимодействовать с воинским коллективом, обладая навыками работы в группе и с группой, свободное
владение мастерством публичного выступление непосредственно связано с повышением эффективности профессиональной деятельности офицеров по работе с личным составом. Ведь ещё в работах П.А. Румянцева говорилось про
те качества, которыми, по мнению автора, должен обладать
офицер по работе с личным составом. В «Наставлении всем
господам батарейным командирам» он указывает, что если
рекруту предписывались образованность, инициативность,
смелость, храбрость, то от офицера-командира и педагога
в первую очередь требовались коммуникативность, компетентность, физическая подготовленность, убеждённость,
владение методикой обучения и воспитания солдат, новаторство, лидерство, решительность, способность взять на
себя ответственность, умение проявлять разумную инициативу и т.д.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что исследование формирования и развития коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в
процессе профессиональной подготовки поспособствует
профессиональной готовности их к самостоятельной деятельности. Коммуникативная компетентность - динамическое образование, которая в своем развитии проходит две
стадии: общую и профессиональную (причем с определенного этапа развития личности они сосуществуют), а также
может развиваться от уровня к уровню. Это происходит
как благодаря стихийному усвоению «языка» коммуникации, так и посредством обучения. Причем если речь идет о
профессии, то правомерно говорить о том, что этот процесс
будет более плодотворным в случае специально организованного обучения и при выполнении определенных условий
[5].
О.М. Казарцева указывает, что коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность,
формируемая в человеке в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. коммуникативно-социальный опыт включает в себя, п
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!