Из опыта работы учителя начальной школы на
тему: «Деятельностный подход в обучении как фактор
развития личности младшего школьника»
(Сагатюк Эрна Викторовна, учитель начальных
классов ГКУ «Общеобразовательная школа имени М.Горького»,
г.Шардара, Туркестанская область)
В
течение долгих лет традиционной целью школьного образования было
овладение системой знаний, составляющих основу наук. Поскольку
любая информация быстро устаревает, то большой объем фактических
знаний, который в прошлом был предметом нашей гордости, в
современном мире потерял свою ценность. Необходимым становятся не
сами знания, а знания о том, как и где их применять, знания о том,
как добывать информацию, интерпретировать, или создавать новую. И
то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность –
это решение задач. Из всего вышесказанного мы приходим к осознанию
того, что необходимо применение системно-деятельностного подхода,
где из пассивного потребителя знаний ученик становится субъектом
образовательной деятельности (Схема 1).
Схема
1. Основные положения технологии системно-деятельностного подхода в
обучении
При
освоении учащимися определенных видов человеческой деятельности,
через освоение учебной деятельности и при соответствующей
организации и отборе содержания для учебного пространства
происходит первичное самоопределение учащихся, которое в дальнейшем
может задать определенную траекторию жизненного
пути.
Категория деятельности при таком подходе к
обучению является фундаментальной и смысло-образующей всего
процесса обучения (Схема 2). Концепцию «учения через деятельность» предложил
американский учёный Д. Дьюи.
Схема
2. Категории деятельности системно-деятельностного
подхода
.
Основная особенность деятельностного метода
заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде,
учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной
исследовательской деятельности, а учитель должен построить урок
так, чтобы дети сами «додумались» до решения проблемы урока и сами
объяснили, как надо действовать в новых
условиях.
Преимущества деятельностного
подхода:
-
у
обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной
работы формируются умения творчески, нестандартно решать учебные
задачи
-
возникает положительная мотивация к
познавательной деятельности и активной работе интерес к предмету
побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет их
познания в области данной науки
Технология деятельностного метода – инструмент,
позволяющий решить задачу по смене задач образования – с
формирующей на развивающую, т.е. построение образовательного
пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные
способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из
образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало
раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения
нового знания к организации «открытия» его детьми. Это означает
изменение мировоззрения педагога, привычных способов его
работы.
Образовательная технология деятельностного
подхода позволяет:
-
достигать поставленных целей по конкретному
учебному предмету;
-
обеспечивать внедрение основных направлений
педагогической стратегии: гуманизации, демократизации,
преемственности, личностно-ориентированного
подхода;
-
ориентировать на развитие творческой
деятельности.
Для
деятельностного подхода характерны специфические принципы (Схема
3). Таким образом, ключевыми словами в характеристике
деятельностного подхода, применительно к системе начального
образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать,
приниматься за дело, адаптироваться.
Схема
3 . Принципы деятельностного подхода
Деятельностный метод предполагает следующую
структуру уроков введения нового знания:
1)
Постановка учебной задачи.
2)
«Открытие» нового знания.
3)
Первичное закрепление.
4)
Обучающая самостоятельная работа.
5)
Выполнение заданий на повторение.
В
структуру современного урока введен новый этап: «Постановка учебной
цели». Учитель помогает ученикам сформулировать учебную
цель.
Например: на уроке русского языка при изучении
темы «Правописание имен собственных» на доске или слайде записаны
собственные имена. Я задаю вопросы: «Что общего в написании данных
слов?», «Почему эти слова записаны с заглавной буквы?», «Как вы
думаете, какова будет тема урока?».
Далее предлагаю, поработав в парах, определить
цель урока. На протяжении урока звучат вопросы: «Для чего мы
выполняем это задание (упражнение)?»
Необходимой частью деятельностного подхода в
обучении младших школьников является контролирующая и оценочная
деятельность, поэтому в урок включаю парную и групповую работу,
задания такого типа: «Проверь себя», «Найди ошибку», «Помоги герою»
и т.д. Данный вид работы помогает ученикам оценить свою
деятельность и деятельность своих
одноклассников.
Деятельностный подход в обучении позволяет мне
использовать в своей практике различные способы организации
учебного процесса. Эффективным является использование метода
проектов в начальной школе. Например, на уроках окружающего мира мы
выполняем проекты «Моя Родина», «Страны мира», «Моя семья», «Наш
класс»; на уроках литературного чтения создание сценария
мультфильма; на уроках русского языка «Пишем письмо», «Рифма»; на
уроках математики «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»,
«Оригами».
Проектная деятельность обладает огромным
развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и
развития детских интересов и способностей, но и нацелена на
развитие индивидуальности ученика, его самостоятельности,
инициативности, поисковой активности. Участие в проектах помогает
ученику не только почувствовать свою значимость, но и ощутить себя
полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я
сам», «Я сделаю», «Я умею». И вот здесь у каждого ученика
появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить
индивидуальность, завоевать определенное положение в классе. В
процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе
организации и реализации метода проектирования обучаю детей
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая
знания из различных областей, формируя умение прогнозировать
результаты и устанавливать причинно-следственные
связи.
Таким образом, при деятельностном подходе к
обучению основные усилия учителя направляются
на:
-
формирование у школьников умения контролировать
свои действия – как после их завершения, так и по ходу (какие цели
ставили в начале урока,добились ли этих целей, каким
образом);
-
включение содержания обучения в контекст решения
значимых жизненных задач.
В
заключении хочу отметить следующее: реализация
системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует
успешному обучению младших школьников. Обучающиеся осваивают
принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель»,
«репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет
заинтересованность младших школьников процессом
познания.
Список Интернет
источников:
-
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/08/12/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov
Системно-деятельностный подход в обучении младших
школьников-преимущества и риски
-
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/04/23/deyatelnostnyy-podkhod-v-obuchenii-kak-faktor-razvitiya
Деятельностный подход в обучении как фактор
развития личности младшего школьника
-
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-kak-fa.6503419408/
Деятельностный подход в обучении как фактор
развития личности младшего школьника
-
https://moluch.ru/archive/252/57848/
Реализация деятельностного подхода в обучении
младших школьников
-
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sistemnodeyatelnostnij_podhod_v_obuchenii_v_nachal_131658.html Системно-деятельностный подход в обучении в
начальной школе