Материалдар / Из опыта работы учителя начальной школы на тему: «Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Из опыта работы учителя начальной школы на тему: «Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника»

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье учитель делится опытом применения системно-деятельностного подхода в начальной шкое
Авторы:
24 Наурыз 2024
62
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Из опыта работы учителя начальной школы на тему: «Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника»

(Сагатюк Эрна Викторовна, учитель начальных классов ГКУ «Общеобразовательная школа имени М.Горького», г.Шардара, Туркестанская область)


В течение долгих лет традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Поскольку любая информация быстро устаревает, то большой объем фактических знаний, который в прошлом был предметом нашей гордости, в современном мире потерял свою ценность. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, знания о том, как добывать информацию, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Из всего вышесказанного мы приходим к осознанию того, что необходимо применение системно-деятельностного подхода, где из пассивного потребителя знаний ученик становится субъектом образовательной деятельности (Схема 1).

Shape1

Схема 1. Основные положения технологии системно-деятельностного подхода в обучении


При освоении учащимися определенных видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение учащихся, которое в дальнейшем может задать определенную траекторию жизненного пути.

Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смысло-образующей всего процесса обучения (Схема 2). Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи.


Shape2



Схема 2. Категории деятельности системно-деятельностного подхода

.

Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, а учитель должен построить урок так, чтобы дети сами «додумались» до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Преимущества деятельностного подхода:

  • у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи

  • возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет их познания в области данной науки

Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования – с формирующей на развивающую, т.е. построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы.

Образовательная технология деятельностного подхода позволяет:

  • достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету;

  • обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, демократизации, преемственности, личностно-ориентированного подхода;

  • ориентировать на развитие творческой деятельности.

Для деятельностного подхода характерны специфические принципы (Схема 3). Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Shape3


Схема 3 . Принципы деятельностного подхода


Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

1) Постановка учебной задачи.

2) «Открытие» нового знания.

3) Первичное закрепление.

4) Обучающая самостоятельная работа.

5) Выполнение заданий на повторение.

В структуру современного урока введен новый этап: «Постановка учебной цели». Учитель помогает ученикам сформулировать учебную цель.

Например: на уроке русского языка при изучении темы «Правописание имен собственных» на доске или слайде записаны собственные имена. Я задаю вопросы: «Что общего в написании данных слов?», «Почему эти слова записаны с заглавной буквы?», «Как вы думаете, какова будет тема урока?».

Далее предлагаю, поработав в парах, определить цель урока. На протяжении урока звучат вопросы: «Для чего мы выполняем это задание (упражнение)?»

Необходимой частью деятельностного подхода в обучении младших школьников является контролирующая и оценочная деятельность, поэтому в урок включаю парную и групповую работу, задания такого типа: «Проверь себя», «Найди ошибку», «Помоги герою» и т.д. Данный вид работы помогает ученикам оценить свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

Деятельностный подход в обучении позволяет мне использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе. Например, на уроках окружающего мира мы выполняем проекты «Моя Родина», «Страны мира», «Моя семья», «Наш класс»; на уроках литературного чтения создание сценария мультфильма; на уроках русского языка «Пишем письмо», «Рифма»; на уроках математики «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», «Оригами».

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ученика, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Участие в проектах помогает ученику не только почувствовать свою значимость, но и ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». И вот здесь у каждого ученика появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в классе. В процессе планирования и выполнения практических заданий, в ходе организации и реализации метода проектирования обучаю детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, формируя умение прогнозировать результаты и устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, при деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя направляются на:

  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу (какие цели ставили в начале урока,добились ли этих целей, каким образом);

  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

В заключении хочу отметить следующее: реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.



Список Интернет источников:

  1. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/08/12/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников-преимущества и риски

  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/04/23/deyatelnostnyy-podkhod-v-obuchenii-kak-faktor-razvitiya Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

  3. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-kak-fa.6503419408/ Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника

  4. https://moluch.ru/archive/252/57848/ Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников

  5. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sistemnodeyatelnostnij_podhod_v_obuchenii_v_nachal_131658.html Системно-деятельностный подход в обучении в начальной школе


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!