Материалдар / Из опыта работы учителя начальных классов на тему: Формирование функциональной грамотности учащихся в начальной школе
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Из опыта работы учителя начальных классов на тему: Формирование функциональной грамотности учащихся в начальной школе

Материал туралы қысқаша түсінік
В документе содержится описание опыта формирования функциональной грамотности учащихся в начальной школе
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Из опыта работы учителя начальных классов на тему: Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся в начальной школе


(Навинская Ольга Владимировна, учитель начальных классов ГКУ «Общеобразовательная школа имени М.Горького, г.Шардара, турскетанская область)


В основу моего педагогического опыта легли разработки ученых,

занимающихся вопросом функциональной грамотности учеников.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Учитель начальных классов имеет возможность всесторонне изучать своих учеников на протяжении четырёх лет подряд. В каждом последующем классе опираюсь на наблюдения и опыт прошлых лет. Анализирую, как идёт у обучающихся формирование универсальных учебных действий, какие педагогические мероприятия оправдали себя в работе, над чем предстоит ещё работать.

Любого учителя постоянно волнует такие проблемы, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и сформировать потребность в самостоятельном поиске. Учащиеся начальной школы чаще всего не учатся «для себя», а учатся за оценку или похвалу. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя – постараться сделать так, чтобы поддержать в учащихся познавательный интерес и любознательность.

Базовыми навыками функциональной грамотности ученика начальной школы являются: математическая, финансовая, читательская, естественно-научная грамотности и креативное мышление (Схема 1).

Работу над функциональной грамотностью я включаю в учебную

деятельность. Приемы и методы работы над каждой грамотностью на уроках

строю согласно таксономии уровней познания Блума (таблица 1):

Таблица 1.

Уровень таксономии

Примеры заданий

1

Знание

Составить список, выделить, показать, назвать, рассказать

2

Понимание

Определить признаки, описать, объяснить, сформулировать иначе

3

Применение

Решить, проиллюстрировать, применить

4

Анализ

Проверить, сравнить, выявить различия, провести эксперимент, провести анализ

5

Синтез

Придумать, создать, составить план, разработать

6

Оценка

Доказать, спрогнозировать, представить аргументы

Кроме стандартных приемов и методов, используемых мною на уроках, дополнительно использую цифровые образовательные платформы Onlinе mektep. Bilim class.

На формирование функциональной грамотности учащихся направлен учебный предмет - русский язык. На уроках русского языка основными умениями являются умение не только работать с текстом, но и умение владеть устной и письменной речью. Данные умения необходимы для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку. Возникает проблема: Как развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность по русскому языку, чтобы достичь требований результатов ГОСО? Помогло мне в этом изучение методической литературы.


Shape1

Схема 1. Базовые навыки функциональной грамотности


Я выяснила, что на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

  • содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);

  • формы и методы обучения;

  • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

  • программы внешкольного, дополнительного образования;

  • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

  • активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Таким образом, для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

  • применять такие образовательные технологии, как: проблемно-диалогическая технологию освоения новых знаний, личностно – ориентированные, позволяющие формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; технологию формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений; технологию проектной деятельности, обеспечивающую условия для формирования всех видов учебной деятельности; информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез; технологию оценивания учебных достижений учащихся и др.;

  • использовать в урочной деятельности наиболее продуктивные формы групповой работы;

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности;

  • использование уровневой дифференциации обучения вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учитель – ученик (ученик –партнёр, который имеет право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д., учитель – помощник ученика, он оказывает помощь ученику принять и выполнить принятое им решение;

  • обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе необходимо уметь работать с информацией (читать, прежде всего), это обязательное условие успешности. Необходимо уделять внимание развитию осознанности чтения. Человек, грамотно читающий, понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Необходимо проверять и грамотность чтения. Проверку осуществляю при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста.

Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. Ведь в старших классах резко увеличивается объем информации, и здесь нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. А при неразвитом навыке чтения это окажется для ученика невозможным. Современный человек может в наше время читать книги не только на бумажных носителях, но и на электронных, поэтому учитель должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими (аудиокнигами).

В методических целях для формирования функциональной грамотности использовать сплошные и не сплошные тексты (Схема 2) . Этой классификацией пользуются составители теста PISA. Желательно использовать такие тексты, в которых представлено то или иное сочетание разных типов речи: рассуждения, повествования, описания. Разнообразие типов речи в тексте не только активизирует внимание учеников, но и существенно облегчает учителю формулировку заданий.

В виде чего можно представить модель формирования и развития функциональной грамотности? Думаю, что в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Дерево – функционально грамотная личность, вода – педагогические технологии, яблочки – это ключевые компетенции и лейка, конечно же сам учитель. Для того, чтобы поливать, учитель должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием. Без полива дерево зачахнет, а без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.


Shape2


Схема 2. Типы текстов


Из всего выше сказанного можно выделить следующее. Ученик научиться действовать может только в процессе самого действия, а вот каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому, проблема повышения технологической компетентности учителя, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, является важнейшей в профессиональном становлении современного учителя.


Перечень использованных Интернет – источников


  1. https://urok.1sept.ru/articles/691288 Описание опыта работы учителя начальных классов

  2. http://sch5.krichev.edu.by/ru/main.aspx?guid=14431 Из опыта работы

  3. https://multiurok.ru/files/vystuplenie-na-temu-funktsionalnaia-gramotnost-v-n.html Выступление на тему "Функциональная грамотность в начальной школе"

  4. https://files.itperemena.ru/conf/2023/05/smi/3254601.pdf Инструменты формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе

  5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2021/01/12/formirovanie-funktsionalnoy Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

  6. https://infourok.ru/statya-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-v-nachalnoj-shkole-6436552.html Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе"


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!