Материалдар / Из опыта работы учителя начальных классов на тему: «Системно – деятельностный подход к обучению в начальной школе»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Из опыта работы учителя начальных классов на тему: «Системно – деятельностный подход к обучению в начальной школе»

Материал туралы қысқаша түсінік
автор рассказывает об опыте применения системно-деятельностного подхода в начальной школе
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Из опыта работы учителя начальных классов на тему:

«Системно – деятельностный подход к обучению в начальной школе»


(Коваленко Елена Николаевна, учитель начальных классов ГКУ «Общеобразовательная средняя школа имени М.Горького, г.Шардара, Туркестанская область)


Суть системно-деятельностного подхода состоит в организации процесса обучения, в котором главное место отводится активной и самостоятельной познавательной деятельности ученика.

Главной задачей теперь в моей деятельности, как учителя, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность. Урок организую таким образом, чтобы учащиеся не только овладевали новыми знаниями самостоятельно, но и самостоятельно применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Мне пришлось изучить массу методической литературы, не смотря на свой немалый педагогический опыт, и по - новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. И здесь я не могла обойтись, да и не должна была, без технологии системно-деятельностного метода обучения. Ученик теперь главный деятель на уроке.

Shape1

Схема 1. Дидактические принципы системно-деятельностного метода целая система

Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

Обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода целая система дидактических принципов (Схема 1). Особое внимание уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение учащихся. Каждый ученик должен иметь крепкие и глубокие знания, но в то же время не был перегружен.

Из своего опыта применения системно – деятельностного подхода я заметила, что моим ученикам на уроках стало интересно учиться. Почему? Потому что знания они не получают не от меня, как от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для них самих приобретают личностную значимость. Я как учитель только направляю деятельность моих учеников. Отсюда возникает вывод, что когда каждый ученик должен будет включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

В рамках реализации системно-деятельностного подхода изменились и требования к современному уроку (Схема 2). Реализация системно-деятельностного подхода на уроке опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Причем проектный метод является самым интегративным методом из всех перечисленных. Проектный метод включает в себя все виды деятельности. К формам представления результатов проектной деятельности можно отнести: рассказы, стихи, рисунки, макеты, модели, схемы, презентации, альбомы, буклеты. Shape2

Схема 2. Структура урока при системно-деятельностном подходе

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяю четыре типа уроков:

  • урок открытия нового знания;

  • урок рефлексии;

  • урок построения системы знаний;

  • урок развивающего контроля.

Одним из важных этапов на уроке является этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Учащиеся должны удивиться, затем пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть на любом этапе урока. Существуют разные приёмы мотивации, среди которых наиболее занимательной и эффективной является игра (игровая ситуация). На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения и грамматические сказки, приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание, увеличивают объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. Для повышения мотивации на уроках литературного чтения использую такие приемы, как: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений, чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Данные приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему. А в результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.

Облегчает учителю задачу мотивации учащихся использование наглядности на уроке, и, конечно же - ИКТ.

Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без внутренней мотивации, без пробуждения интереса, освоения знаний не произойдёт, это будет лишь только видимость учебной деятельности. Как учитель я только предлагаю, по какому плану может пойти урок. Обучаю своих учеников анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке.

В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. Начиная с первого класса, обучаю детей не только планировать работу на уроке и определять последовательность нашей работы, но работать в группе. Очень важно научить учащихся работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также формулировать выводы. Самое главное при работе в группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение будет развиваться в течение всего времени работы в парах. Работая в паре, формируются все виды универсальных учебных действий: личностных, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом. И вот тут учителю приходится регулировать уровень шума в классе, работу в группах. Например, через цветовые сигналы: зелёный – работу выполнили, красный – просим помощи.

Учу детей давать объективную оценку, отмечать, прежде всего, положительное в ответе, а, об отрицательном говорить тактично, в форме пожеланий. Для проверки практической работы обучаю учащихся использовать различные формы самоконтроля и взаимоконтроля.

Рефлексия …. Обучать рефлексии начинаю с первых дней обучения, ведь рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока.

Таким образом, технология деятельностного метода – это педагогический инструмент, который позволяет мне - учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность. Благодаря этому, создаются условия для того, чтобы учащиеся на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД, входящих в структуру учебной деятельности. При этом обеспечивается глубокое и прочное усвоение изучаемых ими знаний.

Использование системно-деятельностного подхода в организации обучении  открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Системно – деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся (Схема 3).


Shape3

Схема 3. Ключевые компетентности учащихся


В заключении хочу сказать, что конечно, многое зависит от желания и характера учителя. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


Список Интернет – источников

  1. https://infourok.ru/klyuchevie-kompetencii-uchaschihsya-noviy-rezultat-obrazovaniya-2433070.html Ключевые компетенции учащихся - новый результат образования

  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/12/17/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-na Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

  3. https://znanio.ru/media/iz-opyta-raboty-sistemno-deyatelnostnyj-podhod-na-urokah-v-nachalnoj-shkole-2645288 Из опыта работы "Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе"

  4. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-priemov-sistemno-deyatelnos.556906/ Использование приемов системно-деятельностного подхода в начальной школе

  5. https://www.uchmet.ru/library/material/145059/ Реализация системно – деятельностного подхода на современном уроке в начальной школе



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!