Материалдар / Из опыта работы учителя русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения на тему: «Инновации в обучении русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Из опыта работы учителя русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения на тему: «Инновации в обучении русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения»

Материал туралы қысқаша түсінік
В документе учитель делится опытом применения инновационных методов, а именно стратегий ТРКМ на уроках русского языка и литературы (Я2)
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Из опыта работы учителя русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения на тему: «Инновации в обучении русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения»

(Жумадиллаева Бахыт Бейсеновна, учитель русского языка и литературы (Я2), ГКУ «Общеобразовательная школа имени М.Горького, г.Шардара, Туркестанская область)


В современном казахстанском информационно-культурном пространстве русский обладает высокой степенью престижности, обеспечивая всестороннюю коммуникацию во всех важных сферах жизни общества, успешно выполняя «неофициальную» функцию языка межнационального общения. По данным последней переписи населения 95% жителей Казахстана владеет в той или иной степени русским языком. Высокая социальная значимость владения русским языком и гибкая языковая политика определяют интерес и в целом позитивное отношение к его изучению в Республике. Однако, изучающие русский язык в Казахстане не являются однородной по своему составу средой.

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Образовать у учащихся социализации способность к обществе успешной социализации в обществе, рынке активной адаптации следствием на рынке становится труда является главной задачей профессиональной деятельности учащихся педагога современного образования. Следствием инновационных этого становится в разработка и применение инновационных инновационные технологий в характеризуются обучении.

Инновационный урок – это не просто новый формат преподавания материала в рамках одного занятия. Инновационный урок требует комплексного подхода. Он начинается с подготовки материала и планирования занятия учителем, а заканчивается выполнением творческой домашней работы учеником. Сам урок – лишь связующая часть, позволяющая в наиболее эффективном формате передать знания по каналу «учитель — ученик».

Актуальность инновационного обучения состоит не только в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика (Схема 1). Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

  • оптимизация учебно-воспитательного процесса;

  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

  • тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению; информационные технологии.

Shape1

(Схема 1) Цели инновационного обучения



В решении многих проблем помогает «Технология критического мышления», которая активизирует познавательную и творческую деятельность. Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Это одна из технологий, которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности.

Своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию учащихся являются приемы критического мышления. Используя приемы технологии развития критического мышления, уделяю большое внимание формированию таких качеств у учащихся, как терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения. Но, я думаю, никакие методы и приёмы не могут заменить живого общения- беседы с учениками, а также письменной работы, хотя бы мини- сочинения.

Технология развития критического мышления, как известно, основана на трех этапах урока (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждая стадия выполняют свои задачи.

Предлагаю вашему вниманию наиболее эффективные по моему мнению приемы ТРКМ, используемые мною на уроках.

Стадия «Вызов»

1. Таблица «ЗХУ».

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Перед учащимися ставлю определенные вопросы. Например:

- Что вы знаете об этом писателе?

- Какие его произведения вы знаете?

- Каковы особенности произведений этого писателя?

- Что узнали нового?

- Что вы считаете нужным узнать?

В начале ответы вписываются в первые две колонки таблицы. Поработав в группах или парах, ученики заполняют третью колонку. Затем дети обсуждают, насколько совпало их первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» мотивирует на поиск новой информации, работе с дополнительными ресурсами.

2. Приём «Корзина идей».

Для проведения этого приема ученики по группам вспоминают и записывают в тетрадях все, что знают по теме. Затем условно собирают их в «Корзину», прикрепленную на доске. Возможные ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

3. Приём «Верите ли вы …»

Этот прием может быть нетрадиционным началом урока (Он связывает разные факты в единое целое, систематизирует полученную информацию), но и в то же время способствовать глубокой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о ее ценности. Учащимся предлагаю утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты потом обсуждаются. После работы с новым текстом задаю вопросы:

- Что нового узнали, прочитав новую информацию?

- Что вас удивило?

Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, как учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее основные моменты. Желание учащихся убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с интересом отнестись к изучению нового материала.

4. Прием прогнозирования по иллюстрации.

Учащимся предлагаю изучить иллюстрации и затем поделиться впечатлениями. Затем задаю вопросы:

- Посмотрите на иллюстрацию и определите ее тему.

- Что может произойти дальше?

- Опишите героя и определите черты его характера.

Стадия «Вызов».

1. Приём «Ромашка вопросов».

Для проведения приема делю класс на шесть групп. Вопросы к тексту записываю заранее на лепестках «Ромашки». Их всего шесть:

1 лепесток - простые вопросы. Нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. Они обычно начинаются со слова: «Почему…».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Начинаются со слов «Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то…»

4 лепесток - оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки событий, явлений и фактов: «Почему это хорошо, а это плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

2. Прием «Чтение с остановками»

Этот прием я использую при работе с художественными произведениями. Необходимое условие для использования данного приема - найти нужны момент в тексте для паузы. Эти паузы - своеобразные шторы: с одной стороны находится уже известная информация, а с другой - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Задачей приема «Чтение с остановками» является развитие у учащихся следующих умений и навыков: анализ текста, формулирование вопросов, отстаивание собственной точки зрения, выделение главной мысли текста.

3. «Взаимоопрос»

«Взаимоопрос» - это один из способов работы в парах постоянного состава. Учащимся предлагаю читать текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Эта форма работы способствует развитию коммуникативных навыков.

4. «Работа с вопросником».

Это прием представляет собой самостоятельную работу с учебником. Ученикам предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны ответить. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой, но и в косвенной форме. Они требуют анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска фактов необходимо провести фронтальную проверку точности и правильности ответов, отсеивание лишнего.

5. «Ключевые слова»

В данном приеме объявляю тема урока, затем учащимся предлагаю составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Таким образом, они используют свои предыдущие знания по новой теме, делают свои прогнозы и определяют цели своей дальнейшей работы.

Этап «Рефлексия».

1. «Написание творческих работ»

Ученикам предлагаю написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется учащимися, в зависимости от их уровня развития.

2. «Кластер»

Учащимся предлагаю выделить смысловые единицы текста и схематически оформить их в определенном порядке в виде «солнышка с лучами». Хочу отметить, что использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Нужно выделить центр – тему, от которой отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Например, центр – название текста, смысловые единицы – деление текста на части, названия частей, нахождение ключевых слов или фраз.

3. Приём «Шесть шляп».

Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы. Затем выбирают любую шляпу и готовят сообщения.

1 Белая шляпа - факты. Нужно собрать все факты, опираясь на текст.

2 Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас это произведение?

3 Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение?

4 Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках героев. Какие трагические события могли произойти с ними?

5 Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.

6 Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?

4. «Логическая цепочка»

Предлагаю учащимся построить события в логической последовательности. Этот прием развивает у учащихся навык воспроизведения текста.

5. «Синквейн»

Мои ученики очень любят этот прием. Им нравится составлять стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.

1 В первой строчке тему называют одним словом, обычно существительным.

2 Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными.

3 Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4 Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5 Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Подводя итоги, хочу отметить следующее: использование на всех этапах урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение (Схема 2).


Shape2

Схема 2. Ожидаемый результат использования приемов ТРКМ


Результатом обучения школьников должно стать овладение ими критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Перед учителями стоит важная задача – подготовить таких учеников, которые смогли адаптироваться и реализовать себя в современном мире. Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов.



Перечень используемых Интернет источников


  1. https://bilimportal.kz/baza-materialov/russkij-yazyik/sovremennyie-sposobyi-prepodavaniya-russkogo-yazyika-i-literaturyi-v-kazaxskix-shkolax Современные способы преподавания русского языка и литературы в казахских школах

  2. https://infourok.ru/innovacionnye-metody-prepodavaniya-russkogo-yazyka-i-literatury-v-kazahskih-shkolah-5183426.html Инновационные методы преподавания русского языка и литературы в казахских школах

  3. http://tagilim.kz/ru/speeches/144-innovacionnye-tehnologii-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury.html Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

  4. https://oqu-zaman.kz/?p=24080 Инновационные технологии на уроках русского языка

  5. https://rcdo.kz/publ/9630-novye-podhody-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-i-literatury.html Новые подходы в преподавании русского языка и литературы

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!