Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Жапондық сабақ беру үлгілерін география сабақтарында қолдану негіздері
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ивановская средняя общеобразовательная школа
Сампурского района Тамбовской области
Организация исследовательской работы на уроках географии и во внеурочное время
Доклад на районном методическом объединении
учителей географии
Ерохиной Галины Васильевны,
учителя географии МОУ Ивановской СОШ.
2010.
Исследовательская работа – дело увлекательное, творческое, но всегда трудоёмкое, поэтому невозможно проводить десятки исследований в короткий промежуток времени.
Какие же исследования могут проводить школьники? Какие существуют формы организации исследовательской деятельности учащихся?
Давайте вначале ответим на второй вопрос.
Формы организации исследовательской деятельности учащихся - это:
-
Элементы исследования в рамках учебных предметов.
-
Предметы в рамках регионального компонента.
-
Элективные курсы – школьный компонент.
-
Группы дополнительного образования.
-
Экскурсия.
-
Общешкольный проект.
-
Поход или экспедиция
-
Конференция или конкурс.
-
Клуб или молодёжное объединение.
Теперь становится понятным то, что учащиеся могут проводить разнообразные исследования, в зависимости от того, какая выбрана форма организации данной работы. Присутствующие здесь педагоги наверняка использовали в своей практике большую часть вышеназванных форм организации исследовательской деятельности учащихся.
Элементы исследования в рамках учебных предметов. Без них невозможно изучение географии 6 класса, применяются при изучении некоторых тем в 8 и 9 классах. Их можно использовать и в географии материков и в экономической и социальной географии мира. В научно - методическом журнале «География в школе» № 5 за 2005 год на стр. 64 есть статья «Исследовательская работа на уроках географии»
Такие предметы регионального компонента как «Географическое краеведение», «Геоэкология Тамбовской области» бесспорно, предусматривают ряд самостоятельных работ по изучению своего края, дают возможности для творческого поиска и вдохновения.
Элективные курсы. В прошедшем 2008-2009 учебном году я вела элективный курс
«Россия – страна «Гардарика», который сама же и разрабатывала. С учащимися 9 класса мы исследовали различные вопросы, касающиеся городов России, составляли презентации о городах – миллионерах, городах – героях, городах – туристических центрах, интересовались гербами, историей, географическим положением городов. Составили сводную таблицу обо всех городах России, где указали время возникновения, численность, положение в федеральном округе. Работа по изучению городов будет продолжена.
Экскурсия. В журнале «География в школе» № 3за 2005 год на стр. 48 есть статья «Экскурсии. Опыт проведения». Да и многие учителя имеют собственный опыт проведения экскурсий.
Проект. Я была на курсах в ТОИПКРО по использованию проектной методики, готовила проект, посвящённый рекам нашей области. Исследовательские возможности проектов очень широки. Например, мы вместе с учениками изучали такой интересный вопрос как «Река – источник вдохновенья», познакомились с творчеством тамбовских поэтов, писателей и художников.
Очень важными являются полевые исследования со школьниками - необходимое условие формирования экологического типа сознания. Поскольку география как предмет принимает участие в решении задачи по воспитанию экологической культуры, мы – географы должны проводить мониторинг окружающей среды. Отдельные, отрывочные определения мало что значат. Для обоснованного суждения об экологическом состоянии любой территории нужны многолетние работы по разработанной заранее программе, т.е. речь должна идти о мониторинге окружающей среды. При составлении программы местность должна быть обследована в ландшафтном отношении с выбором точек постоянных и сезонных наблюдений. Успешное проведение полного комплекса работ немыслимо без тематических карт исследуемой территории: топографической, почвенной, четвертичных отложений, растительности. Начинать целесообразно с простых работ, в ходе которых выявятся способности учащихся к проведению полевых исследований, их возможная специализация. Они должны быть осведомлены, что экологические исследования — это очень кропотливый, непростой, длительный труд.
Рекомендую журнал «География в школе» № 1 за 2004 год и методическое пособие Поповой Т. А. «Экология в школе: мониторинг природной среды».
Организация внеклассной работы способствует расширению навыков практической деятельности учащихся. Она связывает теоретические основы знаний с их практическим применением, а также предполагает большое количество форм исследовательской деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Одним из педагогических условий для успешной организации исследовательской работы учащихся по изучению геоэкологических проблем является сочетание урочной и внеклассной работы.
Внеклассную работу можно организовать в форме кружка и геоэкологического практикума. Учащийся может проводить эксперимент, наблюдение, исследование взаимоотношений человека и ландшафта в течение длительного срока с последующей работой по составлению схем, рисунков, фоторабот. Во внеклассной работе учитель имеет большие возможности для организации бесед, обсуждений проблем ландшафта, которые выполняют интегрирующую роль в обучении.
Программа геоэкологического практикума «Особенности ландшафта моего округа» есть в журнал «География в школе» № 3 за 2007год.
Исследовательская деятельность учащихся из занятий по интересам в свободное от учебы время постепенно превращается в один из обязательных компонентов образовательной среды школы. Во многих школах организации эффективной работы научных обществ школьников придается первостепенное значение. Ученики, показавшие хорошие результаты в учебе, поощряются, а иногда и подталкиваются к написанию разного рода творческих работ. Многие высшие учебные заведения в качестве портфолио абитуриента принимают выполненные им рефераты, проекты и тому подобные материалы. Вроде бы поощряется творчество, самостоятельность исследований, но стоит всё - таки сказать о некоторых нравственных моментах, которые нередко сопровождают выполнение конкурсных и творческих работ.
-
Стремление педагогического коллектива некоторых школ сделать обязательным участие школьников в творческих работах чаще всего приводит к снижению качества деятельности. Представляемые учениками этих школ работы часто явно выполнены не ими, а взрослыми людьми, учителями или родителями, о чем дети даже готовы рассказать. В худшем случае, к сожалению, представляются работы, просто выбранные в Интернете. Хочется напомнить такую истину: «Изменяя научной совести, мы убиваем в себе исследователя» (Э.А.Абелева, Г.И.Абелев; 1985).
-
Следующий момент касается руководства исследовательской деятельностью. Большинство педагогов, искренне считают себя более компетентными чем ученики в области исследования. Такие учителя убеждены, что подросток сам не в состоянии определить цель своей работы, найти необходимую литературу, сделать правильные выводы из прочитанного. Следовательно, надо дать список литературы, продиктовать не только выводы из усвоенного материала, но и результаты проведенных учеником экспериментов. Конечно, учитель должен научить ученика выполнять определенные этапы научного исследования: целеполагание, планирование, лабораторные эксперименты. Но заменять деятельность ребенка собственной, попирая принцип независимости исследователя, его права на ошибку, — значит оказывать ему «медвежью услугу». Так появляются похожие друг на друга как близнецы работы: «Экология и здоровье человека», «Мониторинг окрестностей школы» или «Влияние автомобилей на окружающую среду». А в результате главный труд, который выпадает на плечи «юного исследователя», — вызубрить то, что продиктовал учитель. С другой стороны, в процессе непосредственного руководства исследовательской деятельностью школьников мы пришли к убеждению, что чаще всего учитель не способен в силу своего возраста и объема знаний мыслить настолько своеобразно и продуктивно, как старшеклассник, вооруженный исследовательским методом. Наилучших результатов добивается ученик, который проводит исследования по собственной инициативе и стремится обнаружить объективно новое знание, опираясь на самостоятельно собранные данные.
-
Есть ещё такая сторона проблемы — нежелание и неготовность учителя признать ограниченность своего знания. Чаще всего учитель, осознающий свою некомпетентность в той области науки, частью которой является его предмет, не берется за руководство исследовательской деятельностью. Но иногда такая скромность бывает чрезмерной и граничит с болезненным честолюбием. Знать всю физику, географию или биологию невозможно даже научному сотруднику. В то же время совместное изучение проблемы учителем и учениками — самый эффективный способ формирования исследовательской деятельности школьников. Тут полезно вспомнить принцип равноправия всех участников научного процесса. Подросток, чувствующий неподдельный интерес учителя к незнакомому явлению или тексту, заражается азартом поиска истины. А вот равнодушие учителя, скрытое под налетом скучающего скепсиса «всезнайки», очень легко гасит энтузиазм обучаемых.
Символом многих школьных научных коллективов является изображение факела или солнца. Без воодушевления, присущего бескорыстному научному исследованию природы, деятельность таких обществ быстро сводится к формальному написанию рефератов. Исследовательская работа школьников при правильной организации имеет большое воспитательное значение. У подростков в ходе ее проведения формируются качества характера, основанные на принципах объективности, честности, научной этики, невозможности нарушить законы природы.