Материалдар / Жапондық сабақ беру үлгілерін география сабақтарында қолдану негіздері
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Жапондық сабақ беру үлгілерін география сабақтарында қолдану негіздері

Материал туралы қысқаша түсінік
ұстаздарға оқушыларға
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
09 Қазан 2018
340
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ивановская средняя общеобразовательная школа

Сампурского района Тамбовской области










Организация исследовательской работы на уроках географии и во внеурочное время






Доклад на районном методическом объединении

учителей географии

Ерохиной Галины Васильевны,

учителя географии МОУ Ивановской СОШ.


















2010.






Исследовательская работа – дело увлекательное, творческое, но всегда трудоёмкое, поэтому невозможно проводить десятки исследований в короткий промежуток времени.

Какие же исследования могут проводить школьники? Какие существуют формы организации исследовательской деятельности учащихся?

Давайте вначале ответим на второй вопрос.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся - это:

  1. Элементы исследования в рамках учебных предметов.

  2. Предметы в рамках регионального компонента.

  3. Элективные курсы – школьный компонент.

  4. Группы дополнительного образования.

  5. Экскурсия.

  6. Общешкольный проект.

  7. Поход или экспедиция

  8. Конференция или конкурс.

  9. Клуб или молодёжное объединение.

Теперь становится понятным то, что учащиеся могут проводить разнообразные исследования, в зависимости от того, какая выбрана форма организации данной работы. Присутствующие здесь педагоги наверняка использовали в своей практике большую часть вышеназванных форм организации исследовательской деятельности учащихся.

Элементы исследования в рамках учебных предметов. Без них невозможно изучение географии 6 класса, применяются при изучении некоторых тем в 8 и 9 классах. Их можно использовать и в географии материков и в экономической и социальной географии мира. В научно - методическом журнале «География в школе» № 5 за 2005 год на стр. 64 есть статья «Исследовательская работа на уроках географии»

Такие предметы регионального компонента как «Географическое краеведение», «Геоэкология Тамбовской области» бесспорно, предусматривают ряд самостоятельных работ по изучению своего края, дают возможности для творческого поиска и вдохновения.

Элективные курсы. В прошедшем 2008-2009 учебном году я вела элективный курс

«Россия – страна «Гардарика», который сама же и разрабатывала. С учащимися 9 класса мы исследовали различные вопросы, касающиеся городов России, составляли презентации о городах – миллионерах, городах – героях, городах – туристических центрах, интересовались гербами, историей, географическим положением городов. Составили сводную таблицу обо всех городах России, где указали время возникновения, численность, положение в федеральном округе. Работа по изучению городов будет продолжена.

Экскурсия. В журнале «География в школе» № 3за 2005 год на стр. 48 есть статья «Экскурсии. Опыт проведения». Да и многие учителя имеют собственный опыт проведения экскурсий.

Проект. Я была на курсах в ТОИПКРО по использованию проектной методики, готовила проект, посвящённый рекам нашей области. Исследовательские возможности проектов очень широки. Например, мы вместе с учениками изучали такой интересный вопрос как «Река – источник вдохновенья», познакомились с творчеством тамбовских поэтов, писателей и художников.

Очень важными являются полевые исследования со школьниками - необходимое условие формирования экологического типа сознания. Поскольку география как предмет принимает участие в решении задачи по воспитанию экологической культуры, мы – географы должны проводить мониторинг окружающей среды. Отдельные, отрывочные определения мало что значат. Для обоснованного суж­дения об экологическом состоянии любой территории нужны многолетние работы по разработанной заранее программе, т.е. речь должна идти о мониторинге окружа­ющей среды. При составлении програм­мы местность должна быть обследована в ландшафтном отношении с выбором то­чек постоянных и сезонных наблюдений. Успешное проведение полного комплек­са работ немыслимо без тематических карт исследуемой территории: топогра­фической, почвенной, четвертичных от­ложений, растительности. Начинать целе­сообразно с простых работ, в ходе кото­рых выявятся способности учащихся к проведению полевых исследований, их возможная специализация. Они должны быть осведомлены, что экологические ис­следования — это очень кропотливый, не­простой, длительный труд.

Рекомендую журнал «География в школе» № 1 за 2004 год и методическое пособие Поповой Т. А. «Экология в школе: мониторинг природной среды».

Организация внеклассной работы спо­собствует расширению навыков практи­ческой деятельности учащихся. Она свя­зывает теоретические основы знаний с их практическим применением, а также предполагает большое количество форм исследовательской деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Одним из педагогических условий для успешной организации исследовательской работы учащихся по изучению геоэкологических проблем является сочетание урочной и внеклассной работы.

Внеклассную работу можно организо­вать в форме кружка и геоэкологического практикума. Учащийся может проводить эксперимент, наблюдение, исследование взаимоотношений человека и ландшафта в течение длительного срока с последую­щей работой по составлению схем, рисун­ков, фоторабот. Во внеклассной работе учитель имеет большие возможности для организации бесед, обсуждений проблем ландшафта, которые выполня­ют интегрирующую роль в обучении.

Про­грамма геоэкологического практикума «Особенности ландшафта моего округа» есть в журнал «География в школе» № 3 за 2007год.


Исследовательская деятельность учащихся из занятий по интересам в свободное от учебы время постепенно превращается в один из обя­зательных компонентов образовательной среды школы. Во многих школах организации эффек­тивной работы научных обществ школьников придается первостепенное значение. Ученики, показавшие хорошие результаты в учебе, поощ­ряются, а иногда и подталкиваются к написанию разного рода творческих работ. Многие высшие учебные заведения в качестве портфолио аби­туриента принимают выполненные им рефе­раты, проекты и тому подобные материалы. Вроде бы поощряется творчество, самостоятельность исследований, но стоит всё - таки сказать о некоторых нравственных моментах, которые нередко сопровождают выполнение конкурсных и творческих работ.

  • Стремление педа­гогического коллектива некоторых школ сде­лать обязательным участие школьников в творческих работах чаще всего приводит к сни­жению качества деятельности. Представляемые учени­ками этих школ работы часто явно выполнены не ими, а взрослыми людьми, учителями или родителями, о чем дети даже готовы рассказать. В худшем случае, к сожалению, представляют­ся работы, просто выбранные в Интернете. Хочется напомнить такую истину: «Изменяя научной совести, мы убиваем в себе исследователя» (Э.А.Абелева, Г.И.Абелев; 1985).

  • Следующий момент касается руководства исследовательской деятельностью. Большинство педагогов, искренне считают себя более компетентными чем ученики в области исследова­ния. Такие учителя убеждены, что подросток сам не в состоянии определить цель своей работы, найти необходимую литературу, сделать правильные выводы из прочитанного. Следовательно, надо дать список литературы, продиктовать не только выводы из усвоенного материала, но и результаты проведенных уче­ником экспериментов. Конечно, учитель дол­жен научить ученика выполнять определенные этапы научного исследования: целеполагание, планирование, лабораторные эксперименты. Но заменять деятельность ребенка собственной, попирая принцип независимости исследовате­ля, его права на ошибку, — значит оказывать ему «медвежью услугу». Так появляются похожие друг на друга как близнецы работы: «Экология и здоровье человека», «Мониторинг окрестнос­тей школы» или «Влияние автомобилей на окру­жающую среду». А в результате главный труд, который выпадает на плечи «юного исследова­теля», — вызубрить то, что продиктовал учитель. С другой стороны, в процессе непосредствен­ного руководства исследовательской деятель­ностью школьников мы пришли к убеждению, что чаще всего учитель не способен в силу своего возраста и объема знаний мыслить настолько своеобразно и продуктивно, как старшеклас­сник, вооруженный исследовательским мето­дом. Наилучших результатов добивается ученик, который проводит исследования по собственной инициативе и стремится обнаружить объективно новое знание, опираясь на самостоятельно собранные данные.

  • Есть ещё такая сторона проблемы — нежелание и неготовность учителя признать ограниченность своего знания. Чаще всего учитель, осознающий свою некомпетентность в той области науки, час­тью которой является его предмет, не берется за руководство исследовательской деятельнос­тью. Но иногда такая скромность бывает чрез­мерной и граничит с болезненным честолюби­ем. Знать всю физику, географию или биологию невозможно даже научному сотруднику. В то же время совместное изучение проблемы учите­лем и учениками — самый эффективный способ формирования исследовательской деятельнос­ти школьников. Тут полезно вспомнить принцип равноправия всех участников научного процесса. Подросток, чувствующий неподдельный интерес учителя к незнакомому явлению или тексту, зара­жается азартом поиска истины. А вот равноду­шие учителя, скрытое под налетом скучающего скепсиса «всезнайки», очень легко гасит энтузи­азм обучаемых.


Символом многих школьных научных коллекти­вов является изображение факела или солнца. Без воодушевления, присущего бескорыстному научному исследованию природы, деятельность таких обществ быстро сводится к формально­му написанию рефератов. Исследовательская работа школьников при правильной организации имеет большое воспитательное значение. У подростков в ходе ее проведения формируются качества характера, основанные на принципах объективности, честности, научной этики, невоз­можности нарушить законы природы.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!