Материалдар / КАК РАЗВИВАТЬ НАВЫК АРГУМЕНТИРОВАННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ ЧЕРЕЗ СТРАТЕГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

КАК РАЗВИВАТЬ НАВЫК АРГУМЕНТИРОВАННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ ЧЕРЕЗ СТРАТЕГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Материал туралы қысқаша түсінік
В соответствии с целями программы IB PYP по русскому языку и литературе в 4 классе стоит развитие у учащихся навыков устной и письменной речи на основе текстов и аудиовизуального материала, при этом необходимо расширять и словарный запас по темам рассматриваемых юнитов.
Авторы:
01 Сәуір 2024
113
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КАК РАЗВИВАТЬ НАВЫК АРГУМЕНТИРОВАННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ ЧЕРЕЗ СТРАТЕГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



Хасенова А.Б.

Байзакова А.Ж.

Учителя начальных классов

Международной школы г. Астана



В соответствии с целями программы IB PYP по русскому языку и литературе в 4 классе стоит развитие у учащихся навыков устной и письменной речи на основе текстов и аудиовизуального материала, при этом необходимо расширять и словарный запас по темам рассматриваемых юнитов.

Учащиеся учатся слушать, понимать и оценивать содержание аудиовизуальных материалов и различных текстов, читать и отвечать на вопросы по прочитанным текстам, а также создавать устные высказывания и собственные тексты, принимая участие в обсуждении различных тем, излагать свою точку зрения, подтверждая ее примерами - доказательствами. Процесс обучения осуществляется через формирование различных видов деятельности: слушания, говорения, чтения, письма. Наблюдение и анкетирование среди четвероклассников показало, что некоторые ученики испытывают затруднения: не могут выразить свою точку зрения, обосновать позицию, привести соответствующие примеры, сделать выводы. Анкетирование и результаты письменных работ учеников на начальном этапе показали, что 60% в группе испытывают трудности при использовании вводных слов при аргументированном высказывании, 82% не умеют писать комментарии к приводимым примерам, 66% затрудняются приводить примеры для доказательства своих суждений. Это привело к пониманию того, что необходимо выстраивать так процесс обучения, чтобы научить школьников аргументировано высказывать свои идеи, поэтому целью профессионального развития на 2023-2024 учебный год стала «Развитие навыка аргументированной речи при чтении текстов через стратегии критического мышления». Исследовательский вопрос «Как развить навык аргументированной речи высказывания у учащихся 4 класса при чтении текстов через стратегии критического мышления?», цель исследования: определить эффективные стратегии критического мышления, которые разовьют навык аргументированной речи учащихся. Задачи исследования: Изучить теоретические аспекты рассматриваемого вопроса. Провести анкетирование среди учащихся по выявлению затруднений при составлении аргументированного высказывания. Определить эффективные приемы, стратегии, которые поддерживают учащихся при проведении данного исследования. Разработать систему заданий по разделам для развития навыков аргументированной речи для учащихся 4 класса, а также критерии оценивания устных и письменных высказываний. Гипотеза: если использовать продуктивные приемы критического мышления («Внутренний и внешний круг», «ПОПС-формула», «Цитата и комментарий», «Дневник двойной записи»», «Фиш боун», «СВОТ-анализ», структура аргументированного высказывания, дескрипторы к заданиям) учащиеся смогут логично и убедительно выстраивать свою точку зрения. Ожидаемые результаты исследования: все учащихся знают структуру аргументированной речи, умеют составлять в устной и письменной форме аргументированное высказывание, пишут аргументированного эссе по предложенной теме, умеют оценивать аргументированное высказывание одноклассников. Ожидаемыми результатами исследования стало: учащиеся знают структуру аргументированной речи; учащиеся умеют составлять в устной и письменной форме аргументированное высказывание; учащиеся умеют писать абзацы аргументированного эссе согласно предложенной структуре по теме на основе прочитанного; учащиеся умеют оценивать аргументированное эссе согласно предложенной структуре по теме. Ученики должны уметь убедить аудиторию в определённой точке зрения и склонить её на свою сторону. Ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая. Поэтому проводилась системная работа над развитием умения у учащихся строить аргументированную речь, например, отрабатывались следующие навыки:

  • знать структуру, композицию построения высказывания;

  • знать строение и особенности жанровых, композиционно-речевых структур;

  • стилистически правильного оформлять высказывания;

  • структурировать текст в соответствии типом высказывания;

  • уметь писать вступление и заключение;

  • формулировать тезис;

  • приводить различные доказательства на или примеры из изучаемого художественного произведения - в поддержку своей точки зрения;

  • делать микровывод;

  • использовать слова-помощники, слова-клише при аргументации;

  • обобщать сказанное или написанное и делать общий вывод.

Школьникам предлагается выразить свое согласие/несогласие по теме, привести 3 аргумента и комментарии к ним, сделать вывод. Таким образом, учащиеся учились выдвигать тезис, аргументы (примеры) и делать микровыводы, состоящие из 1 или 2 предложений, общий вывод. Выдвигая свой тезис, ученики приводили доказательства в поддержку тезиса – факты, утверждения и объяснения, т.е. тезис – аргумент - иллюстрация к аргументу - вывод. Комплексная работа над данной темой исследования помогала учащимся научится убеждать аудиторию в правильности какого-либо положения, что необходимо им не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках казахского, английского языков, а также предметах естественно-математического направления, так как позволяет мыслить критически и последовательно. Ж. Пиаже по данному поводу писал: «Логика составляет сущность людей и основу форм научного мышления». При этом учащиеся учились комментировать события, факты, явления, мнения, используя аргументацию. Практическая значимость данного исследования в том, чтобы проанализировать программу, цели обучения, приемы, предлагаемые задания, с помощью которых можно развить аргументированную речь учащихся.

Важно не только выразить свое мнение, но и научиться доказать его, приводя примеры, правильно его оформить, используя характерную лексику и организовывая текст. Согласно теории Брунера, без скаффолдинга (поддержки) для учащихся невозможно достичь ожидаемых результатов, поэтому в процессе обучения и преподавания ученикам необходимо: предлагать шаблон структуры аргументированного высказывния; предоставлять конструктивную обратную связь с рекомендациями по улучшению работы, комментариии на ответы по аргументативному высказыванию; совместно разрабатывать дескрипторы к предлагаемым заданиям; рекомендовать пошаговые инструкции по написанию отдельных частей аргументированного высказывания; знакомить со знаками препинания в сложноподчиненных предложениях; предоставлять примеры аргументов, что к ним относится, готовых эссе; корректировать работы своих одноклассников. Поэтому в процессе исследования мы использовали различные приемы и стратегии критического мышления, которые поддерживали наших учеников и были направлены на сотрудничество между учителем и учащимися в развитии знаний и навыков через диалог, обмен мнением, вовлеченности учащихся в процесс обучения и формирования необходимого опыта. Мерсер (2005) тоже указывал на эффективную роль взаимодействия учащихся в парах или группе, потому что дети могли разрабатывать обоснованные аргументы, описывать и комментировать суждения, убеждения. Например, нами использовались такие приемы критического мышления, как «ПОПС – формула», «Таблица Фила», «5 Почему?», «Дневник двойной записи», «Цитата и комментарий», «Фишбоун», «СВОТ – анализ», которые затем помогли ученикам выйти на написание аргументированного эссе. Например, при изучении рассказа М.Пришвина «Белая радуга», предлагалось задание «Кто из героев рассказа М.Пришвина Вам понравился. Почему? Аргументируйте свой ответ». На начальном этапе работы при анализе текста было выявлено, что ученики больше всего испытывали затруднений, т.е. это 55% об общего количества учащихся в группе, в подтверждении примерами своей позиции и формулировке микровыводов после каждого аргумента. Эти данные привели к следующим вмешательствам в процесс обучения: 1. были даны варианты примеров, расшифровка того, что может выступать в качестве примеров, с целью использования их в качестве доказательства при утверждении своей позиции; 2. примеры и задания, где необходимо было составить одно - два предложения - комментария.

Программа 4 класса направлена на то, чтобы учащийся выполнял задачи по созданию текста по типу рассуждения. Для этого работа велась над тем, чтобы:

- во-первых, ученик мог понимать тип рассуждения на уровне определения;

- во-вторых, понимать, какая тема рассматривается, какие можно привести факты действительности, которые подтверждаются очевидцами или специалистами;

- в-третьих, знать композицию аргументированного высказывания: начало - основная часть - краткий вывод, общий вывод;

- в-четвертых, понимать и определять языковые особенности данного типа:

  • на уровне морфологии: используются местоимения, глаголы настоящего времени;

  • на уровне синтаксиса: применяются различные синтаксические конструкции.

Анализ текстов приводил учеников к внутреннему диалогу (оценивать утверждения, доказательства, аргументы и находить противоречия), вследствие чего одна точка зрения становилась более предпочтительна, чем другая, при том, что остальные школьники могут с ней не соглашаться.

В качестве правильности выполнения задания выступали следующие дескрипторы: соблюдает структуру текста – рассуждения; выдвигает тезис, предоставляет аргументы, примеры из прочитанного текста, примеры из художественной литературы, пример из жизни, делает вывод, соблюдает логическую последовательность. По проделанной работе 75% опрашиваемых отметили, что наиболее эффективными приемами в обучении аргументированному высказыванию стали такие стратегии, как «ПОПС – формула», «Цитата и комментарий», разработанные дескрипторы к заданиям, которые им оказывали поддержку в понимании структуры и выработке навыка. Задача учителя постоянно находиться в поиске рационального для того, чтобы сделать обучение качественным. По этому поводу Ильин Е.П. утверждал: «Никогда не прекращайте поиск, чтобы творчество не стало шаблоном».



Список литературы:

1. Karel Stokking*, Marieke van der Schaaf, Jos Jaspers &Gijsbert Erkens/ Teachers’ assessment of students’ research skills // British Educational Research Journal, Vol. 30, No. 1 February 2004, p.93-116

2. Сборник стратегий по развитию критического мышления: из опыта работы учителей Назарбаев Интеллектуальных школ/Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015.-76с.

3. Развитие критического мышления на уроках. / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Просвещение М. 2011 г.-118

4. Копилка уроков – сайт для учителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/uchimsia_pisat_essie/

5. «Вестник науки и образования» № 17 2020 г./ стр. 74 https://cyberleninka.ru/article/n/kak-razvit-navyk-argumentirovannogo-vyskazyvaniya-u-uchaschihsya-7-klassa-cherez-analiz-tekstov-na-urokah-kazahskogo-russkogo/viewer





Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!