Слово
«каллиграфия» пришло к нам из древности. На древнегреческом языке
оно состояло из двух слов: «красиво» и «пишу». Под этим термином
понимается способность четко, красиво и разборчиво писать от руки,
опираясь на имеющиеся образцы письма [6,
13].
Считается,
что человек обладает каллиграфическим почерком, если он пишет
связно и достаточно быстро, и при этом ничего не влияет на
разборчивость его почерка. Если же человек во время письма меняет
наклон, некоторые элементы пишет с ошибками, то считается, что он
совершает каллиграфические ошибки. Для каллиграфического почерка
важно соблюдать некоторые правила: правило строки, выдерживать
ровные поля с обеих сторон, придерживаться одинакового размера и
наклона букв, правильно писать элементы и соединять
их.
Сегодня
проблема обучения каллиграфическому письму является важной в
современной школе. Ведь именно в начальной школе закладываются
основы почерка, поэтому в этом возрасте важно правильно научить
ребенка писать.
Само понятие
письма делится на 3 компонента: алфавит и каллиграфия, графика и
орфография. Основы правописания, как правило, закладываются в
начальных классах, где весь процесс обучения имеет свои
особенности, который соответствует возрастным особенностям детей и
уровню их знаний.
Процесс
обучению правописания младших школьников имеет четкую структуру и
каждый из ее элементов ставит перед учителем ряд задач, которые
предполагаются решатся на протяжении 4
лет:
1.
Формирование мотивации орфографической работы у
учащихся.
2.
Формирование умений орфографии по
уровням.
3. Развитие
речевого слуха или «языковой
интуиции».
4.
Формирование и развитие орфографической зоркости, которая будет
являться самоконтролем при
работе.
В начальных
классах очень заметна связь каллиграфии и грамотного письма. Прежде
чем, думать как правильно написать букву и как правильно соединить
ее с другими буквами, ученик должен подумать, какую именно букву
написать в данном слове. Формирование и развитие данных навыков
тоже связаны друг с другом. Ученые говорят, чем меньше ребенок
потратит время на решения орфографической задачи, тем у него будет
больше времени на правильное написание слова, и наоборот, чем
больше автоматизирован навык письма, тем быстрее ученик сможет
решить орфографическую
задачу.
Как было
упомянуто выше, в настоящее время обучение каллиграфии в школе
является оной из главных проблем. В чем заключается эта проблема?
Если ребенок небрежно относится к разборчивости своего почерка, то
эта небрежность и сохраняется при обучении орфографии. Проблемы в
обучении каллиграфии внесла и современная компьютеризация в
обществе, потому как дети мало времени пишут, что мешает им усвоить
каллиграфические навыки письма. Очень часто встречается проблема:
дети не знают и не умеют правильно соединять буквы при письме,
поэтому учителям следует как можно чаще проводить упражнения, чтобы
эти навыки не потерялись.
Ученые дают
некоторые рекомендации при обучении каллиграфическому почерку. Е.М.
Гурова говорит о том, что нужно заострять внимание на отдельных
элементах каллиграфического письма и отрабатывать их. При этом
учителю следует учить писать детей в такт и по команде. Существует
факт, что, если придерживаться определенного ритма при письме, то
можно легко и за короткое время освоить красивый
почерк.
Учителю
следует проводить упражнения по письму в такт. Это позволит не
только научиться правильно писать, но и развивает у детей
внимательность (поскольку ребенок должен с первого раза понять и
записать, что говорит учитель). Эти упражнения способствуют
тренировке памяти и формируют у детей
усидчивость.
Другой
ученый, В.А. Илюхина утверждает, что ребенку необходимо
проговаривать каждую букву при ее написании, при этом дети быстро и
легко усваивают элементы, которые часто встречаются. На каждом
уроке нужно
рассматривать
и изучать новую букву. Дети на уроках учатся самостоятельно
комментировать написание буквы или
слова.
Уже давно
доказано, что при тактическом написании, ети довольно легко
усваивают чистописание.
Для успешного
выполнения этих упражнений существует рабочая тетрадь. Занятия в
ней проводятся в начальной
школе.
Н.Г. Агаркова
дает рекомендации о том, что очень важно проводить регулярные
занятия, с их помощь дети смогут освоить навыки письма до
автоматизма. Она пишет о следующих
принципах:
1. буквы
нужно изучать поэлементно;
2. важно
добиться стабильного одновариантного написания
буквы;
3. буквенные
знаки нужно логически
группировать.
Поэлементное
освоение букв нужно для того, чтобы сформировать у ребенка в памяти
зрительный образ буквы, чтобы он четко понимал, из каких элементов
она состоит. Он должен хорошо понимать, какие соотношения
существуют между этими элементами. В результате этого в сознании
учащихся складывается устойчивый буквенный образ. Это позволит
создать хороший фундамент для обучения каллиграфическому
письму.
Если
логически группировать разные буквы, то можно достаточно быстро
после изучения отдельных букв сформировать в сознании учеников
ясные образы каждой буквы, а это позволит избежать частых
графических ошибок при быстром письме. В результате закладывается
прочный фундамент для формировании способности автоматически писать
каллиграфическим почерком.
Мы
проанализировали множество рекомендаций ученых по обучению
каллиграфии и выделили наиболее
важные.
В 1 классе
важно обучить ребенка каллиграфическим и графическим правилам и
безотрывному письму. Важно, чтобы темп на уроке был достаточным,
чтобы дети смогли усвоить написание элементов и букв, однако нужно
приучать и к ускоренному
письму.
Во 2 классе
проходит работа по ускорению темпа письма, происходит формирование
безотрывности и ритмичности. Следовательно, возрастает и темп
урока, усложняется алгоритм написания слов. Нужно меньше времени
оставлять на самопроверку, вследствие этого будет возрастать
уровень орфографической и каллиграфической зоркости. На данном
этапе обучения очень важна автоматизация
навыков.
В 3-4 классах
основное внимание учителю следует уделить на автоматизацию навыков
письма, при этом увеличить темп, но сохранить правильность
написания. В эти годы обучения, соответственно, усиливается
внимание к орфографической зоркости, каллиграфии. Происходит
формирование почерка.
Таким
образом, основной задачей учителя начальной школы является
формирование навыков каллиграфического письма у учащихся. Для этого
необходимо весь учебный процесс разделить на этапы с учетом
индивидуальных и психофизиологических особенностей детей.
Необходимо
создать
систему упражнений, методик, которые будут способствовать
формированию почерка у каждого
ребёнка.